Светлая тема

Рецензия на игру Понедельник начинается в субботу

Уж сколько раз твердили миру, что нельзя паразитировать на классике. Еще неизвестно, соберет ли бездумная переделка кассу, зато дурную славу создателям она принесет точно. Примеры низкопробных литературных саг и провальных экранизаций ничему не учат отечественных производителей игр. Год за годом умельцы сливают на прилавки проекты — малобюджетные, беспомощные… В кино-то хотя бы декорации красивые.

Скукота скует

Rootfix Entertainment уже успела отметиться как посредственный «квестодел», выпустив тухловатого «Золотого теленка». Команда не пала духом и, покончив с Ильфом и Петровым, тут же потянулась к Стругацким. Хуже с фантастами никто не поступал. Понятное дело, «Понедельник начинается в субботу» — произведение сложное, а вчетвером на бесплатном движке WME чудес не сотворишь (даже за 2,5 года). Но кто мешал разработчикам сочинить историю «по мотивам», вместо того чтобы дословно и тоскливо пересказывать оригинал?

В итоге первую треть повествования игрока, словно зубра в заповеднике, гонят вперед, зажав между сюжетными оградками. И нет бы весело, с гиканьем и эффектными фокусами… Увы, нам подсунули аскетичную графику и задачки, которые без знания первоисточника кажутся бредовыми. Поди сообрази, почему безобидный с виду умклайдет надо непременно покрыть ковшиком. Начитанным знатокам не легче — их терпение истязают длиннющими цитатами из книги. Живые, остроумные реплики «Понедельника» потеряли всю соль, а персонажи — обаяние. Вроде бы роли озвучены старательно, но промашек с интонациями так много, что порой сомневаешься: знакомы ли актеры с повестью? Спокойно слушать можно только эпизодических профессора Выбегаллу и Модеста Матвеевича. Остатки научно-сказочной атмосферы убивает музыкальное сопровождение — слащавые midi-переборы и торжественно-эпические композиции.

Наконец Саша Привалов попадает в НИИЧАВО, и дизайнеры удлиняют поводок: дежурный может свободно бродить аж по 15 отделам. Локации скупы на активные точки и почти безлюдны. Впрочем, наблюдать за очередной пятиминутной беседой увеличенных в четыре раза героев, с их каменными лицами и вытаращенными мертвыми глазами, — то еще развлечение. Отлично видно, как авторы из кожи вон лезут, чтобы не рисовать институтскую «массовку», и избегают динамичных сценок. Экономия и зажатость достигают пика, когда программист начинает по-дикторски рассказывать о событиях типа побега из Соловецкого музея или фееричной гибели идеального человека. Вдобавок игра полна ошибок в скриптах и субтитрах, а иногда просто плюет на здравый смысл. Например, и маскируясь в лесу под охотника, и стоя на заснеженном полигоне, Роман Ойра-Ойра щеголяет отглаженными брюками и белоснежной рубашкой. Волшебник!

* * *

В первую очередь «Понедельник» пугает сочетанием простоватой картинки, скучных упражнений на сообразительность и чудесных текстов. Сиди гадай: то ли бездарный детский квест получился, то ли неудачный гибрид игры и аудиокниги… Хотя он в любом случае ужасен. А тем, кого замучила ностальгия, лучше перечитать повесть.