Светлая тема

Рецензия на игру Grandia II

Появление японской RPG на нашей с вами платформе - явление, безусловно, уникальное. FF 7, FF 8, Phantasy Star Online да Blaze & Blade: Eternal Quest - вот и все, что перепало нам с консольного стола за последнее время. Четыре вкусных, жирных, сочных игры. Капля в бурном потоке аналогичных проектов на PSX. Разумеется, еще есть подражания - Summoner и Septerra Core, но они, равно как и толпы полушароварной мути, в кассу не принимаются.

Японские горки

Словосочетание "интерактивный фильм", которым западные критики неоднократно награждали Final Fantasy 8, на самом деле куда больше подходит Grandia 2. Забудьте о мини-играх, манчкинских сафари по "карте мира", кишащей "случайными" монстрами, и уж тем более о всяких попытках повернуть сюжет в другое русло. Свободы тут не больше, чем в вагончике "американских горок" - покинуть поезд нельзя, тормоз не предусмотрен, зато можно всласть повизжать на очередной "мертвой петле". Здесь, представьте себе, даже умереть - целая проблема; страшные на вид боссы едва ли не самостоятельно укладываются в деревянные ящики. Некогда живительная функция "Save game" годится лишь в качестве защиты от внезапного скачка напряжения в сети - при желании игру можно пройти без единой перезагрузки! Не успокоившись на достигнутом, создатели аттракциона "Grandia 2" завинчивают последние гайки и вводят строгую дозировку получаемого героями опыта. Мешает ли все это расслабиться и получать удовольствие? Никоим образом!

Как водится в JRPG, каждый из героев строго индивидуален, обладает яркой, запоминающейся внешностью и тащит на своем горбу здоровенных размеров шифоньер, до отказа набитый скелетами. Темноволосый Риюдо принадлежит к непопулярной в народе гильдии наемников "Geohounds", но под маской "крутого парня" (а также атеиста, циника и женоненавистника) скрываются ужас потери близкого человека и страх одиночества. Риюдо настолько щедр на остроты, что его не выносит даже рогатый филин Скай, сопровождающий наемника с самого детства. Сложно сказать, как развивались бы события, не доведись ему стать телохранителем жрицы Елены, в душе которой поселилась частичка повелителя хаоса, поверженного еще в стародавние времена. Читатели, посвященные в тайну д-ра Джекила и м-ра Хайда, сейчас наверняка ухмыляются, зная, что последует дальше. Позже, впрочем, выяснится, что Милления, ядовито-циничное второе "я" Елены, не так уж плоха для реинкарнации омерзительного бога и даже вызывает к себе явную симпатию. Эх, если бы не её дурацкая привычка пожирать души всех встреченных NPC... Как авторы выберутся из ими же созданного лабиринта, мы не расскажем. Принципиально. Придется вам сыграть, - благо, на прохождение Grandia 2 требуется всего лишь 30 часов.

Секреты окружают не только главных героев, но и их немногочисленных соратников по партии. Хвостато-рогатый "викинг" Марег преследует заклятого врага, уничтожившего всю его деревню, не по годам отважный мальчонка Роан путешествует с Риюдо, даже не подозревая о том, что его ждет в будущем, а сервоприводы женоробота TI0 вот-вот сломаются из-за неразделенной любви. Среди толпы разношерстных NPC запоминается лишь фанатичная инквизиторша Селена, да и та исключительно благодаря стервозному нраву. Остальные персонажи проносятся мимо партии с околосветовой скоростью, оставляя в памяти быстро тускнеющие воспоминания. Вероятно, то же самое можно было бы сказать и о "Санта-Барбаре", догадайся кто-нибудь составить из нескольких тысяч серий краткий тридцатичасовой дайджест...

Блеск и нищета

Облик героев Grandia 2 отпугнет немало новичков, желающих приобщиться к тайнам JRPG. Им ведь невдомек, что детские фигурки, кукольные лица, на которых нет ничего, кроме больших глаз-тарелок, и манера ходить, не касаясь земли, характерны для любой классической аниме-игры. Не бойтесь, дорогие неофиты, подходите ближе! Уверяем вас, на подобные "ужасы" в приличном обществе давным-давно не обращают внимания. Лучше взгляните, насколько хорошо прорисованы детали одежды героев, насколько тщательно выполнена анимация! Покачиваются сережки при каждом шаге сволочной Селены, болтается из стороны в сторону рюкзак бегущего Риюдо и дергаются нелепые розовые помпоны на платье Елены... Десятки подобных "мелочей" вкупе с бесподобной озвучкой и хорошими диалогами превращают персонажей Grandia 2 в действующих лиц, не позволяя им опуститься до уровня ходячих марионеток.

Благотворное впечатление от знакомства с героями игры подчеркивают антуражи. Глядя на то, как меняется стиль при переходе из одной локации в другую, невольно поражаешься разнообразию моделей и текстур. Разглядывая убранство помещений, трудно представить, сколько сил авторы вложили в создание интерьеров - повсюду аккуратно расставлены десятки видов одежды, мебели и утвари невероятно высокого качества. При желании можно разглядеть, кто нарисован на портрете, притулившемся в самом темном углу, и прочитать обозначения на висящей поодаль карте. А ведь перед нами - порт сугубо приставочной игры, рассчитанной на паршивое телевизионное разрешение! Определенно, будь на то воля вашего корреспондента, художники Game Arts получили бы специальный "Наш выбор" - за похвальную дотошность и любовь к мелочам.

По-настоящему огорчает камера, висящая слишком низко над землей, - того и гляди, врежется в первую же йолку. Чересчур крупный масштаб и отсутствие карты превращают скитания по местным "донжонам" в адскую пытку. Вам когда-нибудь доводилось бродить по незнакомому городу в сильный туман? Между тем функция "zoom out" подвластна исключительно дизайнерам игры и используется во время показа достопримечательностей здешних городов. Жаль, конечно. Раз уж есть возможность столоверчения, могли бы сделать и опциональный "зум" для владельцев мощных РС.

Визуальная сторона сражений оставляет еще более двойственное впечатление. Некоторые виды магии и спец. удары смотрятся просто фантастически - врагов поджаривает невесть откуда взявшийся фонтан лавы, огненные вихри испепеляют все живое, повсюду разлетаются звезды и разноцветные шаровые молнии... Но что делает на экране хаотически дергающаяся пелена фиолетовых нитей? Неужели отказала видео-карта? Оказывается, так выглядит результат применения одного из самых мощных приемов - Fallen Wings. Еще одно эффектное умение, White Apocalypse (а вместе с ним - и десятки других), представлено в виде густо пикселизированного ролика, способного не только обратить врагов в кучку золы, но и подпортить все впечатление от игры. Хваленые "23 минуты видео-вставок" откровенно пугают своим качеством, напоминая о временах, когда кодек QuickTime 2.0.3 считался венцом творения. Дорогие авторы, почто мультики так изуродовали? Ведь существуют же Bink, DivX, WMV...

Монеты, градусники и целебная "пауза"

Решающую роль при выставлении оценки сыграла боевая система. В отличие от продукции SquareSoft, Grandia 2 лишена аркадной нервозности и предлагает довольно широкое поле для тактических маневров. Концепция, впрочем, осталась неизменной: персонажи обмениваются ударами, швыряют гигантские снежки и вызывают огненных птиц строго по очереди. В правом нижнем углу экрана висит "градусник", по шкале которого бегут наперегонки пиктограммы бойцов обеих сторон. Как только один из наших подопечных оказывается у отметки "COM", игра ставит действие на паузу, позволяя не спеша продумать дальнейшие действия. Получив команду, герой выходит на красный отрезок шкалы и, когда его пиктограмма совпадает с точкой "АСТ", наносит удар.

Просто? Не совсем. Опять же в отличие от FF, Xenogears и проч., боевая система Grandia 2 учитывает момент нанесения удара. Если сталкиваются два персонажа, один из которых добежал до заветной "АСТ", а второй находится от нее в паре миллиметров, то первый делает упреждающий выпад, лишая противника хода на несколько драгоценных секунд. Впрочем, обратный исход тоже вероятен - тут все зависит от взаимного расположения пиктограмм на красном отрезке "градусника". Еще больший интерес вызывает опция "Critical" - такой удар наносит меньше урона, чем обычный "Combo", зато отбрасывает неприятеля влево по шкале, заставляя его тем самым пропустить ход.

Наиболее разрушительное воздействие оказывают спец. умения, на использование которых расходуются special points, и магия (соответственно, magic points). Увлекаться эффектными приемами не рекомендуется, так как полностью восстановить MP и SP можно лишь в пунктах save game (зеленая полоска SP также имеет свойство расти в процессе нанесения героями простых "комб" и принятия на грудь ударов противника, но делает она это преступно медленно). Для изучения и "прокачки" (5 уровней максимум) спец. ударов требуются special coins, выдаваемые игроку по окончании битвы вместе с magic coins, золотом и, разумеется, experience. Магию, в свою очередь, олицетворяют некие "mana eggs" - своеобразные книги заклинаний, пользоваться которыми может любой из членов партии. "Манояйца", понятное дело, на дороге не валяются, предпочитая обитать в желудках боссов и труднодоступных уголках наиболее сложных уровней.

Напоследок - маленький совет всем, кто желает посетить мир Grandia 2. Не изучайте все умения и заклинания подряд. Количество монстров здесь строго ограничено, поэтому, всаживая драгоценные MP в бесполезную ерунду типа "Cure", вы рискуете лишиться доступа к по-настоящему хорошей магии и скиллам. В конце концов, если надо нейтрализовать яд и прочие status-эффекты, гораздо проще накупить снадобий в магазине, ведь денег тут - хоть лопатой загребай.

Гостья из прошлого

Достаточно прикрыть негативные стороны Grandia 2 умело составленной индульгенцией, и перед нами окажется один из лучших "портов" с почившей в бозе Dreamcast. Да и вообще, издеваться над симпатичной представительницей JRPG как-то неудобно. Редкая гостья в кои-то веки сошла с консольных небес на грязные силиконовые плантации "персоналок", а у нас уже гнилые помидоры в состоянии "товсь"...

Поэтому не обращайте внимания на жутковатые ролики и бледноватый дизайн спецэффектов. Лучше наслаждайтесь коктейлем из увлекательного сюжета, яркой графики, превосходной озвучки, красивой музыки и дурманящего процесса "раскачки" персонажей. Иначе говоря, всего того, за что вы любите (а некоторые отщепенцы - ненавидят) японские RPG. Наслаждайтесь!

P.S. Следующая возможность увидеть нечто подобное на РС появится лишь в конце следующего года с выходом Final Fantasy XI...