Ensemble Studios никогда не тяготела к научной фантастике, но, по иронии судьбы, ее последними разработками стали сразу две игры во вселенной Halo. Первую — MMORPG — Microsoft придушила в зародыше, подарив на память ворох поддельных скриншотов. Вторая — Halo Wars, стратегия в реальном времени, — пережила своих авторов и вышла через месяц после закрытия студии.
Age of Halo
Она останется в истории как единственный проект команды Брюса Шелли (Bruce Shelley) и Тони Гудмена (Tony Goodman), созданный специально для консоли. Нет смысла равнять его с РС-эксклюзивами калибра Company of Heroes и World in Conflict — тотчас разжуют и выплюнут. Небольшие карты, всего пара «рас», урезанная экономика, суровое ограничение на количество юнитов… Казуальная RTS в чистом виде.
И на то есть причины. Поклонники шутера Halo необязательно любят руководить, глядя на поле брани с небес. А ведь они — целевая аудитория! Возню с харвестерами и возведение дюжины зданий эта публика принимает с тоской в глазах. Да и геймпад с его скромным числом кнопок и неточными джойстиками едва ли сгодится для быстрого микроменеджмента.
С другой стороны, напрочь оболванивать жанр, да еще родителям Age of Empires, — постыдное дело, поэтому Ensemble осторожно срезала углы, нащупывая середину между экшеном и стратегией. С цитаделью поступили в стиле древней Dark Colony и более свежей Battle for Middle-earth: к штаб-квартире вплотную примыкают ячейки для пушек и вспомогательных сооружений. Абстрактные «пункты снабжения» заменили привычную охоту за полезными ископаемыми. Энергия — не столько ресурс, сколько хомут, не позволяющий купить все виды юнитов и технологий в начале сражения. Хотите авиабазу или машинный завод? Стройте вторую электростанцию. Решили «прокачать» до упора танк «Скорпион»? Платите втридорога за улучшение реактора или ставьте новый. Если хватит пустых площадок.
У противников землян — инопланетного альянса Ковенант, мечтающего стереть человечество в пыль, — схожие методы. Правда, три этапа расширения базы у них названы «эрами», роль АЭС и техцентра выполняет храм, а дополнительную защиту обеспечивает генератор силового поля. Телепорты переносят войска по карте, в то время как люди полагаются на платные грузовые транспорты и передвижные казармы «Слон». Наконец, захватчикам не отказать в театральности: они носят броню крикливых оттенков, изрыгают Жирные Лучи Смерти и щеголяют классическим «мегаюнитом» — здоровенным механическим скарабеем.
Важнейшее из искусств
Зато сюжетной кампании врагам не досталось. Пятнадцать глав рассказывают о том, что произошло за 20 лет до событий Halo: Combat Evolved, когда крейсер «Дух огня» вступил в бой за планету Жатва. Прямых пересечений с основной серией нет; разве что флагман «Столп осени», где позже будет служить Master Chief, мелькнет в одном из зрелищных роликов.
Эх, на РС так нынче не делают! «Говорящие головы» из Red Alert 3 не идут ни в какое сравнение с отличными пререндеренными вставками, которыми нас награждают за ратные успехи после каждой миссии. Их не сумела отравить даже бездушная русская озвучка. Конечно, история банальна, но ее искупают эффектные сцены, эпические баталии и великолепные мелодии Стивена Риппи (Stephen Rippy), привнесшего электронные нотки в гитарно-симфонический пафос Halo.
Тем более что с пафосом у самой игры как раз плохо. И дело не только в непритязательной по нынешним меркам картинке. Не считая горстки занятных эпизодов вроде очистки кормы «Духа» от назойливых паразитов, миссии почти мгновенно вылетают из памяти. Запоминается лишь безжалостный таймер — дизайнеры явно перегнули палку с заданиями на время. Посему лучший способ получить удовольствие от Halo Wars — найти товарища для прохождения кампании в совместном режиме.
Как обустроить консольную RTS
Благо, управление его не испортит — Ensemble довела до ума наработки EA LA. Простое нажатие «А» выбирает солдата, двойное — ближайшие юниты этого типа. Если удерживать кнопку, курсор мутирует в «кисточку», цепляющую тех, кто попал в ее зону. Правый бампер выделяет толпу в пределах экрана, левый — всю армию разом. За стрельбу и перемещение отвечает «Х», за спецприемы — «Y». Для строительства зданий и покупки апгрейдов мы, как и в Kane's Wrath/Red Alert 3, открываем радиальное меню.
Для полного удобства не хватает групп. Несмотря на камерные масштабы войны, в которой обычно действуют два отряда (один охраняет родные стены, второй штурмует оплот неприятеля), не мешало бы отделить летунов и технику от пехоты. Впрочем, подчиненные очень самостоятельны и порой не нуждаются в наших ЦУ. Оставьте их без присмотра на пару минут, и вы удивитесь, насколько прочно держит оборону дружественный ИИ — не разбегается, грамотно задает цели… Даром что покупные командирские козыри (массовое лечение, ковровые бомбардировки, лазерные залпы с орбиты и проч.) не швыряет на стол.
Но козырной туз землян — 300 элитных десантников, лихо закручивающих сальто и зрелищно добивающих недругов. «Спартанцев» хлебом не корми — дай угнать чужой танк. В «сингле» же они вообще непобедимы. Приняв смертельную дозу свинца, боец теряет сознание и понемногу восстанавливает здоровье, дожидаясь прихода кого-нибудь из «своих». И пусть спецназ Ковенанта — тоже не промах, до столь наглых трюков ему далеко.
Finish the fight
Глубокая пропасть разделяет Halo Wars и ее сородичей с «персоналок», однако лебединая песня Ensemble достаточно серьезна, чтобы занять на выходных прожженного полководца или познакомить «чайника» с неизвестным жанром. Разумеется, успех еще предстоит закрепить: ввести новые сетевые режимы (существующие два — по сути один), регулярно выпускать карты и загружаемые дополнения, латать дыры в балансе, уже давшем течь под натиском пытливых игроков. Многолетняя поддержка — залог долголетия любой RTS. Спросите у Blizzard.
Факел перешел к Ensemble Live Team и новой студии Robot Entertainment, основанной Гудменом. А тебе, Ensemble, всего хорошего, и спасибо за рыбу!