Светлая тема

Рецензия на игру День Победы 2

Если дорогая редакция просит меня сердечно написать об очередном проекте Paradox Entertainment, я оказываюсь в непростом положении. Так обычно бывает, когда общаешься с играми, изготовленными по технологии изящного клонирования. В Hearts of Iron 2 можно играть несколько месяцев, год или два. Игроки еще обсуждают HoI 1.06, а уже вышла вторая часть. К чему это я? К тому, что хорошо бы найти десять отличий.

Повторение пройденного

Серия HoI — вариант для законченных милитаристов. «Линейка» игр, по духу близкая к старой доброй Europe Universalis, не сверкает на солнце налетом пацифизма, но в то же время более требовательна к талантам экономиста.

Война — плоть и кровь HoI. Все здесь подчинено накоплению «мышечной массы». Экономика существует исключительно для обеспечения игрока достаточными производственными мощностями, участвующими в создании армии. Как только напряжение военного противостояния спадает, становится неуютно и хочется, чтобы с той стороны нечаянно стрельнули из гаубицы по мирным пограничникам.

Те, у кого военной доктриной всегда была миролюбивая оборонительная политика, вряд ли что-то унесут с богатого поля HoI 2. Не обольщайтесь примерами странных людей, играющих за Монголию или Соломоновы острова с целью скопить для потомков баррель нефти. Это бывшие кровавые диктаторы, поработившие половину мира на уровне сложности 5/5 и сошедшие с ума от своей безграничной власти. Да, Hearts of Iron 2 — по-прежнему та самая игра, где разыгрывается карта обыкновенного человеческого безумия и жажды расширения жизненного пространства.

Разработчики, конечно, пытались умерить пыл зарвавшихся агрессоров, создав некоторые трудности. Отныне ресурсы — не роскошь, а сплошная головная боль. У стран вроде США и СССР с ними, естественно, все в порядке, но государствам поменьше приходится туго. Торговля — вот к чему склоняют игроков хитрые шведы.

Торговля и политика. Нужно крутиться волчком, запасаясь впрок — иначе не выжить. Война, неизбежно втягивающая к концу 1941 года чуть ли не весь мир, требует жертв и на фронтах, и в тылах. Разумеется, ловкачи умело избегают открытого военного столкновения, умудряясь при этом еще и обогащаться. Учитесь. Hearts of Iron была бы значительно скучнее, если бы все сводилось к банальной мясорубке.

Все для фронта

Экономическая система — тяжелый объект для критики. Игра, наполненная духом гремящей стали, интересна другим. Фронты в HoI 2 могут простираться на сотни километров. Поэтому привычный тактический/оперативный масштаб заменен стратегическим. Окружение пары десятков дивизий — всего лишь радостное событие, не более того. Разгром врага — последнее звено в цепочке сложных манипуляций, где необходимо думать на много ходов вперед, угадывая поступки противника и опережая их.

Так в действие вступает наука. И теперь мы не просто изучаем какие-то технологии — этим занимаются конструкторские бюро или ученые. Порше проектирует танки, Крупп — стрелковое оружие и артиллерию; Курчатов корпит над водородной бомбой; КБ Туполева разрабатывает новые модели самолетов.

Впрочем, внедрение методов управления подвижными механизированными соединениями можно доверить хоть КБ Сталинградского тракторного завода. Только потом не удивляйтесь медленным темпам работы. У всех организаций и отдельных высоколобых личностей есть «скиллы», соответствующие специализации, и каждому следует присваивать задачу, исходя из реальных возможностей.

Чеканным шагом

Итак, маршалы-идиоты расстреляны, ученые трудятся в поте лица над новыми танками и самолетами, а ресурсы вроде бы позволяют отобрать у соседа кусок территории.

Будьте готовы к тому, что прогрессивная мировая общественность обязательно осудит любую агрессию. Вас обвинят в попрании демократических ценностей и прав человека. Возмутятся диссиденты, начав вербовать в свой стан новых сторонников с удвоенной силой. Одним словом, с бухты-барахты напасть на кого-либо не удастся. Войну в HoI нужно планировать на уровне политика и экономиста. Иногда завоеванные площади ничего не стоят по сравнению с потерянными торговыми соглашениями и авторитетом.

Если столкновение неминуемо, пора подключать старший офицерский состав. Маршалов и генералов, конечно, много, а вы, несравненный их повелитель, — один. И заботиться обо всем тоже вам. Правда, ношу непосредственного ведения боевых действий разработчики всячески старались облегчить. Получилось плохо — в крупных военных конфликтах по-прежнему полно сумбура. Но некоторые алгоритмы стали проще и понятнее. Например, огневая поддержка.

Не смогли в Paradox побороть и распространенные проблемы. Роль авиации нивелирована. Окруженные дивизии противника, как и прежде, начинают активно делиться и рыскать по тылам, совершенно не обращая внимания на исчезновение снабжения. Зато пробиваться к своим им в голову не приходит, хотя по ту сторону котла товарищи отчаянно штурмуют позиции в надежде прорвать кольцо.

Закрывая глаза

И все же очевидных достоинств у Hearts of Iron 2 гораздо больше, чем недостатков (от некоторых из них игре таких масштабов никуда не деться). Это настоящий стратегический мастодонт. Очень серьезный проект.