День Победы 2

Добавить в
Мои игры
5
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

2
Так себе
1
Шедевр
Ужасно

Рецензия

Если дорогая редакция просит меня сердечно написать об очередном проекте Paradox Entertainment, я оказываюсь в непростом положении. Так обычно бывает, когда общаешься с играми, изготовленными по технологии изящного клонирования. В Hearts of Iron 2 можно играть несколько месяцев, год или два. Игроки еще обсуждают HoI 1.06, а уже вышла вторая часть. К чему это я? К тому, что хорошо бы найти десять отличий.

Повторение пройденного

Серия HoI — вариант для законченных милитаристов. «Линейка» игр, по духу близкая к старой доброй Europe Universalis, не сверкает на солнце налетом пацифизма, но в то же время более требовательна к талантам экономиста.

Война — плоть и кровь HoI. Все здесь подчинено накоплению «мышечной массы». Экономика существует исключительно для обеспечения игрока достаточными производственными мощностями, участвующими в создании армии. Как только напряжение военного противостояния спадает, становится неуютно и хочется, чтобы с той стороны нечаянно стрельнули из гаубицы по мирным пограничникам.

Те, у кого военной доктриной всегда была миролюбивая оборонительная политика, вряд ли что-то унесут с богатого поля HoI 2. Не обольщайтесь примерами странных людей, играющих за Монголию или Соломоновы острова с целью скопить для потомков баррель нефти. Это бывшие кровавые диктаторы, поработившие половину мира на уровне сложности 5/5 и сошедшие с ума от своей безграничной власти. Да, Hearts of Iron 2 — по-прежнему та самая игра, где разыгрывается карта обыкновенного человеческого безумия и жажды расширения жизненного пространства.

Разработчики, конечно, пытались умерить пыл зарвавшихся агрессоров, создав некоторые трудности. Отныне ресурсы — не роскошь, а сплошная головная боль. У стран вроде США и СССР с ними, естественно, все в порядке, но государствам поменьше приходится туго. Торговля — вот к чему склоняют игроков хитрые шведы.

Торговля и политика. Нужно крутиться волчком, запасаясь впрок — иначе не выжить. Война, неизбежно втягивающая к концу 1941 года чуть ли не весь мир, требует жертв и на фронтах, и в тылах. Разумеется, ловкачи умело избегают открытого военного столкновения, умудряясь при этом еще и обогащаться. Учитесь. Hearts of Iron была бы значительно скучнее, если бы все сводилось к банальной мясорубке.

Все для фронта

Экономическая система — тяжелый объект для критики. Игра, наполненная духом гремящей стали, интересна другим. Фронты в HoI 2 могут простираться на сотни километров. Поэтому привычный тактический/оперативный масштаб заменен стратегическим. Окружение пары десятков дивизий — всего лишь радостное событие, не более того. Разгром врага — последнее звено в цепочке сложных манипуляций, где необходимо думать на много ходов вперед, угадывая поступки противника и опережая их.

Так в действие вступает наука. И теперь мы не просто изучаем какие-то технологии — этим занимаются конструкторские бюро или ученые. Порше проектирует танки, Крупп — стрелковое оружие и артиллерию; Курчатов корпит над водородной бомбой; КБ Туполева разрабатывает новые модели самолетов.

Впрочем, внедрение методов управления подвижными механизированными соединениями можно доверить хоть КБ Сталинградского тракторного завода. Только потом не удивляйтесь медленным темпам работы. У всех организаций и отдельных высоколобых личностей есть «скиллы», соответствующие специализации, и каждому следует присваивать задачу, исходя из реальных возможностей.

Чеканным шагом

Итак, маршалы-идиоты расстреляны, ученые трудятся в поте лица над новыми танками и самолетами, а ресурсы вроде бы позволяют отобрать у соседа кусок территории.

Будьте готовы к тому, что прогрессивная мировая общественность обязательно осудит любую агрессию. Вас обвинят в попрании демократических ценностей и прав человека. Возмутятся диссиденты, начав вербовать в свой стан новых сторонников с удвоенной силой. Одним словом, с бухты-барахты напасть на кого-либо не удастся. Войну в HoI нужно планировать на уровне политика и экономиста. Иногда завоеванные площади ничего не стоят по сравнению с потерянными торговыми соглашениями и авторитетом.

Если столкновение неминуемо, пора подключать старший офицерский состав. Маршалов и генералов, конечно, много, а вы, несравненный их повелитель, — один. И заботиться обо всем тоже вам. Правда, ношу непосредственного ведения боевых действий разработчики всячески старались облегчить. Получилось плохо — в крупных военных конфликтах по-прежнему полно сумбура. Но некоторые алгоритмы стали проще и понятнее. Например, огневая поддержка.

Не смогли в Paradox побороть и распространенные проблемы. Роль авиации нивелирована. Окруженные дивизии противника, как и прежде, начинают активно делиться и рыскать по тылам, совершенно не обращая внимания на исчезновение снабжения. Зато пробиваться к своим им в голову не приходит, хотя по ту сторону котла товарищи отчаянно штурмуют позиции в надежде прорвать кольцо.

Закрывая глаза

И все же очевидных достоинств у Hearts of Iron 2 гораздо больше, чем недостатков (от некоторых из них игре таких масштабов никуда не деться). Это настоящий стратегический мастодонт. Очень серьезный проект.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Paradox Interactive
Издатель
Paradox Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.paradoxplaza.com/heartsofiron2.asp

Системные требования для PC

Pentium III/Athlon 800 МГц,128 Мб памяти,600 Мб на винчестере
Pentium III/Athlon XP 1.2 ГГц,256 Мб памяти,600 Мб на винчестере
Больше…