В последнее время индустрия редко радует нас серьезными авиасимами. Пожалуй, только Eagle Dynamics, регулярно выпускающая модули к своему Digital Combat Simulator, остается верной традициям. Выходящие время от времени дополнения к «Забытым сражениям» не могли утолить голод тех, кому импонирует сеттинг Второй мировой. Поэтому неудивительно, что на «Битву за Сталинград» возлагались большие надежды.
Небрежно заправленная койка ведет к аварии.
В. П. Чкалов
Первое знакомство с игрой производит сильное впечатление. Качество проработки моделей поражает — можно даже заметить, как меняется шаг винта. Поведение разных машин в воздухе смоделировано с не меньшим тщанием, и различия между ними сложно не ощутить. ЛаГГ-3, например, требует куда больше внимания к управлению, чем Bf-109, спокойно держащий скорость, на которой ЛаГГ уже срывается в штопор. Ошибок физическая модель не прощает, и вывести ЛаГГ-3 из штопора довольно трудно — поначалу я только судорожно дергал джойстик, глядя на то, как быстро приближается вращающаяся земля. Пришлось даже немного освежить теоретические знания, прежде чем снова садиться за рычаги управления.
Внимание к деталям и стремление к реализму ощущается и в проработке кабины. Работа всех рычагов и переключателей наглядно отображается, все индикаторы показывают реальное состояние машины. Даже если выбрать автоматический режим для управления теми или иными системами самолета, все будет переключаться с такой же скоростью, как если бы пилот делал это руками. Никаких поблажек автоматика не дает, просто немного разгружает игрока.
Если быть, то быть первым.
В. П. Чкалов
Неудивительно, что при таком серьезном подходе воздушный бой в игре становится нетривиальной задачей. Он фактически начинается еще на этапе сближения с противником — уже на расстоянии 5-6 км начинаешь строить формулу боя, прикидывая возможные маневры врага и способы противодействия им.
Схватка ведется не только с самолетами. Самым серьезным противником являются законы физики и летные характеристики твоей же собственной машины. Не заметил, как потерял скорость в погоне по вертикали? Свалился в штопор. Не учел сильного бокового ветра? Вся очередь ушла в молоко. Да и пресловутая нужда в преимуществе перед врагом по скорости и высоте в «Битве за Сталинград» чувствуется очень остро.
А враг не дается расслабиться ни на минуту. «Юнкерсы» больше не являются легкой мишенью. При сближении они сразу начинают маневрировать, стараясь не допустить, чтобы ты зашел им в хвост. Стрелки яростно отбивают атаки, перекрывая все возможные сектора. Даже сбитый вражеский самолет представляет опасность. Однажды, глядя, как задымил и пошел к земле очередной «Юнкерс», я победно взмыл над ним, радуясь победе… и тут же ощутил два резких удара по машине. Масло из пробитого маслопровода выплеснулось на фонарь и моментально залило его. Через забрызганное стекло нельзя было ничего разглядеть, да еще и мотор начал подозрительно стучать и периодически терять обороты. Дотянул до аэродрома, что называется, на честном слове. С тех пор после выхода из атаки сразу отворачиваю в сторону.
Бои в «Битве за Сталинград» протекают намного быстрее, чем в «Забытых сражениях», но и характер носят более напряженный. Компьютерные оппоненты никаких преимуществ перед игроком не имеют — тут нет «терминаторов», попадающих в яблочко на дистанции прямой видимости и игнорирующих законы физики. Все находятся в равных условиях.
Ограниченный боезапас и подробная модель повреждений заставляют с уважением относиться к 20- и 23-мм пушкам. Их отличие от пулеметов становится очевидным в первом же бою: очередь из 5-6 снарядов легко разваливает на части практически любой самолет.
В «Битве за Сталинград» ваш итоговый боевой счет будет заметно меньше, чем в предыдущих играх серии — о десятках или уж тем более паре сотен сбитых можно и не мечтать. Зато каждая звездочка на фюзеляже истребителя будет цениться куда выше — ведь она получена в «настоящем» бою!
Моя вина только в том, что я хотел быть лучшим.
В. П. Чкалов
Авторы уделили должное внимание не только механике воздушных боев, но и эстетике. В ясную погоду видно, как на поверхности фонаря искрятся крохотные льдинки — точь в точь такие же, какие в сильный мороз покрывают оконные стекла. Если открыть фонарь, то в наушники ворвется гул набегающего потока. Прекрасно выглядят эффекты тумана, облаков, задымления.
Однажды, выполняя задание на закате, я влетел в плотную облачность и через некоторое время совершенно перестал ориентироваться в пространстве. Где верх, где низ? Мокрая взвесь, казалось, ощущается физически, настолько правдоподобно выглядела картинка на экране монитора. Признаться, мне даже стало немного не по себе. Кувыркаясь и выписывая странные кренделя в воздухе, я наконец-то вырвался из этого царства белого ничто, практически у самой земли.
Превосходно выглядят и главные герои — истребители, штурмовики, бомбардировщики. Каждый самолет скрупулезно воспроизведен в полном соответствии с историческими аналогами. Особенно бросается в глаза работа с освещением и текстурами — деревянный корпус бликует на солнце не так, как металлический. Мы зачастую не придаем значения подобным мелочам, но они очень способствуют погружению в игровой мир.
Нельзя умирать побежденным.
В. П. Чкалов
Недостатки игры — оборотная сторона ее достоинств. Увлекшись проработкой реалистичной флайт-модели, разработчики упустили из виду интересы широкой группы игроков, для которых такой уровень реализма уже вызывает дискомфорт. Если «Забытые сражения» позволяли игроку настраивать сложность, и это сделало оригинальный «Ил-2 Штурмовик» поистине народным симулятором, то в «Битве за Сталинград» новичка встречают очень сурово. Порог вхождения в игру задран на максимальную высоту. Кроме базовых знаний об основах пилотажа, настоятельно рекомендуется приобрести хороший джойстик, желательно с РУДом и педалями. Не лишним будет и TrackIR.
Тщательность проработки каждого самолета, по всей видимости, сказалась на количестве задействованных в игре ЛА. Десяток самолетов для обоих сторон — негусто для тех, кто привык к огромному разнообразию предыдущих игр серии. Впрочем, дополнительные самолеты можно докупить. В этом плане игра явно придерживается идеологии «Войны в небе – 1917», предыдущего проекта студии.
Досаждают мелкие технические недоработки: некрасивый и неотзывчивый интерфейс; отсутствие микшера громкости (из-за гула двигателя не слышно, что говорят по рации). Прекрасно проработанные спецэффекты и отличные модели техники соседствуют с крайне примитивно выполненным рельефом и убогими жилыми кварталами. Однако главный, пожалуй, недостаток игры — это дизайн миссий. Задания похожи одно на другое, как близнецы. Меняется только маршрут полета, а состав противоборствующих сторон почти всегда остается неизменным. Также удручает пустота, царящая в воздухе. Полтора десятка самолетов с обеих сторон в небе не могут воссоздать впечатление от одной из самых значительных битв Великой Отечественной.
***
И все-таки достоинства игры явно перевешивают недостатки. Не каждый день выходят проекты с такой глубиной проработки. Детально воспроизведенная кабина, реалистичная физическая модель и модель повреждений — игра делает все, чтобы понравиться серьезному вирпилу. Новичкам, конечно, будет сложно осваивать эту игру, и многие бросят ее уже на первых миссиях, но тем, кто во главу угла ставит реализм, «Битва за Сталинград» подарит немало увлекательных часов.