Баскетбольный менеджер без НБА – как новогодний праздник без елки. Вроде и шампанское на столе, и оливье куплен, и гостей полон дом, да о самом главном забыли. Похоже, в U-PLAY тоже поняли, что склепать посредственную поделку c оранжевым мячом и кучей испанских лиг легко, а вот сделать ее популярной где-то, кроме Пиренейского полуострова и окрестностей, проблематично. И сильнейший чемпионат планеты включили в наследницу Euroleague Basketball Manager 08.
Там, за океаном
Составы команд Восточной и Западной конференций в International Basketball Manager: Season 2010/11 совпадают с реальными. Даже ситуация в чемпионате правдоподобна – аутсайдеры обычно идут в хвосте таблицы, топ-клубы лидируют. В Европе все похуже, однако и в НБА есть нестыковки. Так, разработчики почему-то не в курсе, что несколько раз подряд возглавлять одного из участников Матча всех звезд запрещено. А в игре правило Райли1 не действует. Несущественное (на фоне сотен выдуманных спортсменов в Старом Свете), но упущение.
Жизнь в IBM гораздо веселее, чем в EBM, и НБА в этом плане не исключение. Подчиненные любят поговорить с наставником, жаль, что волнует их в первую очередь борьба за место в основе. Шансы, впрочем, есть у всех: физическая готовность баскетболистов стала ключевым параметром. Не советую выставлять против середнячка замордованных плотным графиком лидеров. В Америке три-четыре встречи в неделю – не предел, тут и двужильный Дуайт Ховард устанет. Волей-неволей тасуешь ребят, придерживая лучших из лучших для решающих моментов и останавливая атакующие порывы соперников запасными бойцами.
Не меньшую роль в жизни тренера играет и тактика. Да, серьезных изменений в количестве настроек в сравнении с EBM 08 не видно. Устанавливаем темп атаки, выбираем тип защиты (зонную или личную), определяем тип прессинга – вот практически и все. Что-то подобное было и раньше, только исход противостояния уже не зависит исключительно от броска виртуальных кубиков. Влияние случая велико, но и вносимые на ходу коррективы в поведение подопечных немаловажны. И шевеление мозговыми извилинами часто приводит к победам.
Не лепота
Увы, главнейший инструмент для анализа выдан нам в нерабочем состоянии. То, что в IBM назвали 3D-матчем – страх и ужас. Нарисовать фигурки людей и расставить их по площадке – не значит показать реалистичный баскетбол. Больше 90% времени боты ведут себя крайне пассивно, стуча мячом по паркету и меланхолично размышляя, куда бы его перекинуть. Игроки, ждущие передачи, застывают истуканами, демонстрируя полную апатию (исключение – редкие взмахи руками с намеком «Эй, я открыт!»). Забудьте о феерических прорывах, красивых финтах, давлении на оппонентов, обманных маневрах – за этим бегите к экранам телевизоров. На мониторах же — унылое действо, «качество» которого вызывает нестерпимое желание покарать аниматоров. Лишь подборы воссозданы на приемлемом уровне, но это слабо утешает. Особенно в сочетании с графическими настройками, сбивающимися при переходе в 3D-режим.
В общем, если желаете на основании происходящего на поле решать, какую схему выбрать, обратитесь к текстовой трансляции – и нервы целее, и польза будет. Простенькие предложения в разы лучше отвечают на древние вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Хотя и тут не без критики: сотрудники U-PLAY подучили английский, но по-прежнему часто выдают перлы, непростительные и для старшеклассников. Что уж говорить о людях, выходящих на международный рынок.
Зато содержание электронных писем выполнено на твердую «пятерку». Фанаты не стесняются чехвостить тренера (они вообще ненавидят хвалить), друзья поздравляют с днем рождения, благотворительные организации просят пожертвовать на пропитание голодным детям в Африке… Есть и спам – до интимных хирургических услуг дело не дошло, а вот костюмы или автомобили навязывают активно. Сильнее же всего меня повеселила мольба одолжить логотип «Орландо Мэджик» (с которым я шел к высотам) для обложки… очередной версии IBM. «Самопиар», конечно, но задумка интересная!
Придумай создатели побольше таких идей, мы бы не пожалели оценки повыше, но недостатки пока перевешивают достоинства. Второй из них по важности – отвратительная система переговоров с новичками. Запросы заоблачные, правда, по загадочной причине иногда достаточно и вдвое меньшей суммы. Кому и сколько давать денег, непонятно, а ведь время на общение ограничено. Еще страшнее вылеты и зависания. Без «сейвов» жить нельзя, сохраняйтесь постоянно, чтобы не проклинать все на свете, проходя удачно складывавшийся сезон по второму кругу.
* * *
Разгромные рецензии на Euroleague Basketball Manager 08 заставили U-PLAY оторвать задницу от дивана. Ориентацию на Европу признали ошибочной, проект переименовали с прицелом на покорение дальних стран. Появление НБА, трехмерных просмотров, разговоры с фанатами и баскетболистами – первые ласточки новой политики2. Глядишь, лет через десять она принесет свои плоды.
1Правило Райли было принято после того, как один из величайших менеджеров в истории НБА, Патрик Райли, восемь раз за девять лет поучаствовал в All-Star Game. Ответственные товарищи сочли, что это перебор, и повторить рекорд в наши дни невозможно.
2Следующий шаг уже сделан – недавно испанцы запустили онлайн-версию IBM.