Светлая тема

Рецензия на игру Jagdverband 44: Screaming Eagles

Начнем, пожалуй, с цитаты: "15 ноября 1940 года. Ваша задача - на самолете Bf-262 осуществить массированную бомбардировку Ковентри". Сильно, но еще недостаточно для нулевого рейтинга. А потому продолжаем разговор.

Когда на мой разделочный стол ложатся подобные изделия, я обычно говорю: черт с ним со всем. Довольно часто в "полушароварных" продуктах, сработанных на коленке в гараже, встречаются очень интересные моменты, не появлявшиеся доселе ни в одном блокбастере. Тут главное - не делать скоропалительных выводов, а отыскать то, что надо.

Признаюсь вам честно: в этих самых "орлиных воплях" мне не удалось найти ровным счетом ничего, достойного похвалы. Может быть, кому-то повезет больше, но лично я просто не понял, зачем надо было издавать такую игру. Особенно сейчас, после выхода "Ил-2" - ключевая фраза многочисленных критиков: "IL-2 is the best", и я с такой оценкой полностью согласен. Судите сами.

Я не историк

Хотя раньше считал себя таковым. По крайней мере, в области истории авиасимуляторов. Тем не менее, при попытке определить временной период, к которому относится графика J44, на горизонте показался хороший такой, цельный тупик. Самый четкий вывод здесь, - в хороших shareware-симах, родившихся на свет благодаря мастерству одного человека (Orbiter 2001, Micro Flight, Virtual Sailor), внешнее исполнение на порядок красивее. И гораздо стабильнее работает.

Вопрос на засыпку - что это за эпоха? Разрешение 640х480, текстуры есть - значит, в принципе тянет на 1995 год. Мало того, имеется даже аппаратная фильтрация, - стало быть, год 1997. С моим GeForce, правда, нормально не работает и большее разрешение не выдает, но все же. С одной стороны. С другой, в 1995 году уже не составляли фонарь кабины из трех непрозрачных полигонов. А когда составляли? Не помню. Но зато изнутри кабины исключительно виртуальные (не будем говорить о качестве).

На сто процентов оригинальный момент в графике - то, как отрисовывается вращающийся винт. Его собрали из настоящих полигонов и на самом деле заставили быстро крутиться. Так не делал никто, потому что на экране монитора подобный подход смотрится на редкость коряво. А вот ребята не постеснялись.

Одним словом, классификация не вытанцовывается. Скромная положительная деталь - приборные доски различных самолетов действительно напоминают оригиналы. На общем фоне приходится умиляться.

А вообще, смотрится отвратно. Если взяться за J44 непосредственно после "Ил-2", возникает стойкое ощущение, что над тобой издеваются. Попытки дисциплинированно его подавить приводят к появлению недоумения: как же они собираются это продавать?

Впрочем, не будем слишком уж заострять внимание. Что там у нас… скажем, с реалистичностью?

Верхом на шотгане

Миссии, как уже можно было догадаться… мягко говоря, необычные. Более-менее вменяемая выглядит следующим образом: перехватить бомбардировщик на истребителе. Ну что ж - вперед.

Все до единого самолеты в J44 летают на удивление своеобразно. Во-первых, виражи закладывают такие, что начинает кружиться голова - как будто болтаешься на центрифуге. Во-вторых, жутко медлительны. Точно сказать не могу - указатель скорости, равно как и все другие приборы, нечитабелен. По крайней мере, на моей машине.

Ближе к делу. Впереди показался-таки вражеский бомбардировщик. Я решил применить по нему реактивные снаряды, которыми в J44 оснащен весь авиапарк; в этот список входит и Б-17. Собственно, у Б-17 вооружение что надо. Когда мне, сидящему на месте командира, вздумалось нажать гашетку (любопытство взяло верх), из моторов ударили трассы. По одной из каждого. Стволы, скорее всего, синхронизированные. Понятно, что с таким оружием грех не опробовать машину на критических режимах - пригодится в маневренном воздушном бою. Я поставил бомбардировщик строго вертикально - носом в зенит - и стал ждать дальнейшего развития событий. После примерно минуты наблюдения выяснилось, что моя любимая "Летающая крепость" вовсе не собирается никуда валиться. Она, судя по всему, достигла в таком положении статического потолка и повисла, как вертолет. Здорово.

Но самый чудовищный кошмар приключился, когда я зашел, наконец, на этот бомбардировщик и нажал правильную кнопку - реактивные снаряды. В тот же миг воздух с треском наполнился темно-серыми полупрозрачными кирпичами исполинских размеров (дым, если кто не понял). Через несколько секунд кирпичи рассосались, и перед моим взором предстало удаляющееся нечто, напоминающее пчелиный рой. Эрэсы. В большом, надо сказать, количестве. У немецкого бомбовоза не было ни шанса. Увернуться от такой тучи просто нереально; он, собственно, и не увернулся.

Спешу заметить, что каждый самолет в J44 может выпустить из себя несколько таких туч. Летальный исход в качестве бесплатного приложения гарантируется. Причем все это здорово напоминает выстрел из огромного шотгана.

Вот вам и местный объект имитации. Летающие шотганы. Ни о каких самолетах здесь речь не идет и идти не может. Возможно, я ошибся в том, что выделил именно это проявление "шотганщины", - прочее смотрится ничуть не менее эффектно. Просто оно было первым попавшимся мне на глаза, а потому произвело сильное впечатление.

Замечу, что AI, в целом, умеет обращаться с этими штуками. Конечно, ничем особенным он блистать не может, но, как ни странно, мне попадались игры, в которых "железные люди" были еще более безнадежны.

А все остальное?

А больше, в общем-то, ничего и нет. Иногда, кстати, даже такие вещи на практике оказываются очень веселыми - за счет многопользовательского режима. Но в J44 он не отслеживается. Весь ассортимент составляют single missions (в данном случае - "imminent action") и кампания, в которой надо выполнять все те же миссии, только в жестко заданном порядке. Ко всему прочему, самым наглым образом мешает нестабильность. Глюки и подвисания - абсолютно нормальное явление.

Итак, ноль. Чистый ноль. Не уверен, что работа над этой вещью обогатила разработчиков неким новым опытом. Результаты были очевидны еще до окончания работ, - в таком виде проект просто не стоило доводить до конца. Если это непонятно сразу, то в дальнейшем вряд ли удастся чему-нибудь научиться. Как уже неоднократно говорилось: все, что делаешь, старайся делать хорошо, - плохо само получится.