- Главная/
- Игры/
- John Deere: American Farmer/
- Рецензия
Сельское хозяйство является важной частью многих игр. Стратегий — не в последнюю очередь. Такова дань реализму: под любую цивилизацию должен быть заложен изрядный мясомолочный фундамент, иначе достоверность происходящего будет, по меньшей мере, сомнительна. Агрикультура везде представлена по-разному, но делать на ней основной акцент разработчики все же остерегаются: никто не захочет ковыряться в перегное и ревизовать скотные дворы на протяжении долгих часов. Тем не менее, смелый проект John Deere American Farmer (далее JDAF) пытается убедить игроков в душеспасительности подобных занятий. Смысл игры состоит в непрерывном возделывании, выращивании и вскармливании. Добытая тяжким трудом снедь не идет на прокорм населения, её нельзя сплавить по бартеру соседям-конкурентам (здесь, кстати, нет ни населения, ни соседей). Товар продается незримому государству по наиболее выгодной цене, на вырученные деньги покупаются новые ресурсы, и сельскохозяйственное веселье стартует по новой.
Основным спонсором JDAF выступила компания John Deere, производитель всевозможной агротехники. Тракторы, опрыскиватели и комбайны фирменной зелено-желтой окраски были наделены аляповатой полигональной наружностью и выставлены на продажу в почетном, украшенном ленточками интерфейсном отделе. Правда, начинающий фермер может позволить себе лишь самый простенький трактор, оснащенный шестирядной сеялкой…
Дети кукурузы
Так и начинается самая унылая фаза игры — выращивание сельскохозяйственных культур. Обилие всемогущей патентованной техники не слишком облегчает это гнетущее мероприятие. Вероятно, потому, что земледелие не поддается автоматизации даже в незначительной степени, тогда как животноводство, напротив, можно пустить практически на самотек.
В JDAF есть четыре с/х культуры, и процесс их выращивания смоделирован вполне достоверно. Перед посевом кукурузы и подсолнечника поля необходимо вспахивать, пшеницу и сою можно возделывать на неподготовленной почве. Сев каждой культуры нужно проводить в благоприятное время года (как правило, в весенние месяцы, за исключением пшеницы, которую высевают осенью), а растения возделывать в севообороте: если из года в год насиловать поле одной и той же культурой, оно обидится и станет неплодородным.
На едва засеянной пашне мгновенно начинают орудовать всякие вредители, проклевываются сорняки. Для борьбы с этими напастями приходится либо нанимать аэроплан, всегда готовый быстро залить нужное поле требуемым химикатом, либо покупать опрыскиватель и бороться с неприятностями своими силами. После основательного насыщения пестицидами и гербицидами еле живые растения надо долго приводить в чувство стимуляторами роста. Затраты на химические вещества, семена и агротехнику оказываются весьма и весьма внушительными.
Объем работ тоже не назовешь маленьким. В теории все агрикультурные операции просты: вы сажаете свободного рабочего в трактор или комбайн, цепляете к машине соответствующую «насадку» и принимаетесь обрабатывать поле. На деле все происходит не очень гладко: надо постоянно менять орудия, из-за чего очень скоро на земельном участке вырастает свалка разнообразных инструментов непонятного предназначения. Отличить культиватор от сеялки, а сеялку — от плуга могут лишь опытные агрономы, проведшие за игрой не один час. Менее искушенные «почвенники» угробят массу времени на слепой перебор причудливых зелено-желтых штуковин. Но время-то реальное, и проморгать срок сева или, того обиднее, уборки проще простого.
Сало в Америке
Заниматься животноводством, как ни странно, гораздо легче, нежели выращивать растения. Строите коровник или свинарник, размечаете место под загоны, покупаете некоторое количество коров (доступны как мясные, так и молочные породы) или свиней… В дальнейшем животных нужно кормить, а еще периодически чистить их «жилье». Впрочем, эти действия могут выполняться без вашего ведома, если приказать одному или нескольким фермерам работать в автоматическом режиме. Кроме того, автономные «крестьяне» будут доить коров, лечить больную скотину и ремонтировать износившиеся постройки. Что делать «хозяину»? Внимать биржевым сводкам (цены на зерно и мясо постоянно меняются) и удачно сбывать повзрослевших, набравших вес хавроний и буренок.
Как уже говорилось, ни одна из земледельческих операций автоматизации не поддается (ну, разве что ремонт зернохранилищ). Обалдевший от рабской возни с тракторами и комбайнами игрок резво ставит крест на агрикультуре и с удовольствием переходит к животноводству. Там и выгода больше: взрослые особи довольно активно размножаются, и если не продавать их крупными партиями, то докупать молодняк вообще необязательно. А семена, увы, плодиться не могут, на них нужно тратиться ежегодно.
Упадок и разрушение
Для увеселения фермеров авторы придумали с полдесятка изделий, которые надо расставлять по участку, но сделаны они небрежно, для галочки, и с ними нельзя взаимодействовать. Досуг труженников не нашел отражения в игре: ваши подчиненные никогда не будут делать барбекю, прыгать с трамплина и плескаться в бассейне, даже если начнут спотыкаться о соответствующие «гэджеты» на каждом шагу. Они даже не заходят в свои дома (доступны четыре здания, отличающихся комфортабельностью), чтобы поспать, а просто тупо стоят и ждут приказаний или работают в авто-режиме. Раскошеливаться ради таких тупиц на бассейны, статуи и элитные дома — последнее дело. Не нравится? Убирайтесь подобру-поздорову. Тем более что взять наемников можно в любое время.
Главная беда JDAF заключается в обилии плохо проработанных и потому бесполезных элементов. Например, поля можно засеивать семенами трех типов, отличающихся качеством и ценой. Корма для животных и применяемые в земледелии химические вещества также поделены на три разновидности. Но какой смысл использовать дешевые семена и кормить животных плохим кормом? В первом случае скупец получит низкий урожай, а хозяйство почти наверняка окажется в убытке. Из-за скверного корма животные могут заболеть, придется платить ветеринару. Пожалуй, подобный выбор оправдан лишь при обработке пестицидами и гербицидами. Незасеянное поле с жуками и сорняками, которое пригодится в будущем, можно безжалостно залить радикальным химикатом, уничтожающим все живое. Возделываемое поле следует обрабатывать менее токсичным препаратом. Есть и третье вещество, серединка на половинку, правда, никогда не используемое.
Состоятельный «помещик» может приобрести несколько автомашин, чтобы его подопечные быстрее передвигались по участку. Если управлять фермерами вручную, это и впрямь полезно; однако владения расширяются довольно быстро, беспрестанно нанимаются новые рабочие, и многим отдается приказ действовать автономно. Их AI, увы, плохо приспособлен для осмысленного использования машин. Болванчики бросают автомобили где попало и сразу же забывают о них. Бестолковым получился и Utility Tractor, позволяющий быстро очищать свинарники и коровники. Посадишь человечка в такой трактор, включишь авто-режим, понадеявшись, что он до скончания дней своих будет выгребать всякий мусор из-под ценных животных… Возможно, пару раз трудяга так и поступит, но потом обязательно вылезет по какой-нибудь дурацкой надобности и обратно уже не вернется.
Выход здесь лишь один: забыть про машины и приставлять к каждому хозяйству по 2-3 человека, дабы те своевременно выполняли необходимые операции. Расточительно, конечно, но что поделаешь, если слабоумные подопечные не в состоянии как следует обращаться с транспортом?..
Список недовыполненных недоразумений замыкает графика. Камера, пренебрегая трехмерностью движка, наотрез отказывается вращаться. Впрочем, это не так уж важно: деревья, растения и некоторые постройки выглядели бы одинаково со всех ракурсов, поскольку уродились погаными спрайтами.
Фермер, прощай
Странная вышла игра: нагородили огород со всякой фирменной техникой, сеялками-веялками-жатками, однако возделывать его скучно и бессмысленно. Компания John Deere могла бы и проследить, чтобы занятия земледелием были более интересными. Антиреклама, конечно, тоже эффективна, но только не в игровой среде.