Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Сельское хозяйство является важной частью многих игр. Стратегий — не в последнюю очередь. Такова дань реализму: под любую цивилизацию должен быть заложен изрядный мясомолочный фундамент, иначе достоверность происходящего будет, по меньшей мере, сомнительна. Агрикультура везде представлена по-разному, но делать на ней основной акцент разработчики все же остерегаются: никто не захочет ковыряться в перегное и ревизовать скотные дворы на протяжении долгих часов. Тем не менее, смелый проект John Deere American Farmer (далее JDAF) пытается убедить игроков в душеспасительности подобных занятий. Смысл игры состоит в непрерывном возделывании, выращивании и вскармливании. Добытая тяжким трудом снедь не идет на прокорм населения, её нельзя сплавить по бартеру соседям-конкурентам (здесь, кстати, нет ни населения, ни соседей). Товар продается незримому государству по наиболее выгодной цене, на вырученные деньги покупаются новые ресурсы, и сельскохозяйственное веселье стартует по новой.
Основным спонсором JDAF выступила компания John Deere, производитель всевозможной агротехники. Тракторы, опрыскиватели и комбайны фирменной зелено-желтой окраски были наделены аляповатой полигональной наружностью и выставлены на продажу в почетном, украшенном ленточками интерфейсном отделе. Правда, начинающий фермер может позволить себе лишь самый простенький трактор, оснащенный шестирядной сеялкой…
Так и начинается самая унылая фаза игры — выращивание сельскохозяйственных культур. Обилие всемогущей патентованной техники не слишком облегчает это гнетущее мероприятие. Вероятно, потому, что земледелие не поддается автоматизации даже в незначительной степени, тогда как животноводство, напротив, можно пустить практически на самотек.
В JDAF есть четыре с/х культуры, и процесс их выращивания смоделирован вполне достоверно. Перед посевом кукурузы и подсолнечника поля необходимо вспахивать, пшеницу и сою можно возделывать на неподготовленной почве. Сев каждой культуры нужно проводить в благоприятное время года (как правило, в весенние месяцы, за исключением пшеницы, которую высевают осенью), а растения возделывать в севообороте: если из года в год насиловать поле одной и той же культурой, оно обидится и станет неплодородным.
На едва засеянной пашне мгновенно начинают орудовать всякие вредители, проклевываются сорняки. Для борьбы с этими напастями приходится либо нанимать аэроплан, всегда готовый быстро залить нужное поле требуемым химикатом, либо покупать опрыскиватель и бороться с неприятностями своими силами. После основательного насыщения пестицидами и гербицидами еле живые растения надо долго приводить в чувство стимуляторами роста. Затраты на химические вещества, семена и агротехнику оказываются весьма и весьма внушительными.
Объем работ тоже не назовешь маленьким. В теории все агрикультурные операции просты: вы сажаете свободного рабочего в трактор или комбайн, цепляете к машине соответствующую «насадку» и принимаетесь обрабатывать поле. На деле все происходит не очень гладко: надо постоянно менять орудия, из-за чего очень скоро на земельном участке вырастает свалка разнообразных инструментов непонятного предназначения. Отличить культиватор от сеялки, а сеялку — от плуга могут лишь опытные агрономы, проведшие за игрой не один час. Менее искушенные «почвенники» угробят массу времени на слепой перебор причудливых зелено-желтых штуковин. Но время-то реальное, и проморгать срок сева или, того обиднее, уборки проще простого.
Заниматься животноводством, как ни странно, гораздо легче, нежели выращивать растения. Строите коровник или свинарник, размечаете место под загоны, покупаете некоторое количество коров (доступны как мясные, так и молочные породы) или свиней… В дальнейшем животных нужно кормить, а еще периодически чистить их «жилье». Впрочем, эти действия могут выполняться без вашего ведома, если приказать одному или нескольким фермерам работать в автоматическом режиме. Кроме того, автономные «крестьяне» будут доить коров, лечить больную скотину и ремонтировать износившиеся постройки. Что делать «хозяину»? Внимать биржевым сводкам (цены на зерно и мясо постоянно меняются) и удачно сбывать повзрослевших, набравших вес хавроний и буренок.
Как уже говорилось, ни одна из земледельческих операций автоматизации не поддается (ну, разве что ремонт зернохранилищ). Обалдевший от рабской возни с тракторами и комбайнами игрок резво ставит крест на агрикультуре и с удовольствием переходит к животноводству. Там и выгода больше: взрослые особи довольно активно размножаются, и если не продавать их крупными партиями, то докупать молодняк вообще необязательно. А семена, увы, плодиться не могут, на них нужно тратиться ежегодно.
Для увеселения фермеров авторы придумали с полдесятка изделий, которые надо расставлять по участку, но сделаны они небрежно, для галочки, и с ними нельзя взаимодействовать. Досуг труженников не нашел отражения в игре: ваши подчиненные никогда не будут делать барбекю, прыгать с трамплина и плескаться в бассейне, даже если начнут спотыкаться о соответствующие «гэджеты» на каждом шагу. Они даже не заходят в свои дома (доступны четыре здания, отличающихся комфортабельностью), чтобы поспать, а просто тупо стоят и ждут приказаний или работают в авто-режиме. Раскошеливаться ради таких тупиц на бассейны, статуи и элитные дома — последнее дело. Не нравится? Убирайтесь подобру-поздорову. Тем более что взять наемников можно в любое время.
Главная беда JDAF заключается в обилии плохо проработанных и потому бесполезных элементов. Например, поля можно засеивать семенами трех типов, отличающихся качеством и ценой. Корма для животных и применяемые в земледелии химические вещества также поделены на три разновидности. Но какой смысл использовать дешевые семена и кормить животных плохим кормом? В первом случае скупец получит низкий урожай, а хозяйство почти наверняка окажется в убытке. Из-за скверного корма животные могут заболеть, придется платить ветеринару. Пожалуй, подобный выбор оправдан лишь при обработке пестицидами и гербицидами. Незасеянное поле с жуками и сорняками, которое пригодится в будущем, можно безжалостно залить радикальным химикатом, уничтожающим все живое. Возделываемое поле следует обрабатывать менее токсичным препаратом. Есть и третье вещество, серединка на половинку, правда, никогда не используемое.
Состоятельный «помещик» может приобрести несколько автомашин, чтобы его подопечные быстрее передвигались по участку. Если управлять фермерами вручную, это и впрямь полезно; однако владения расширяются довольно быстро, беспрестанно нанимаются новые рабочие, и многим отдается приказ действовать автономно. Их AI, увы, плохо приспособлен для осмысленного использования машин. Болванчики бросают автомобили где попало и сразу же забывают о них. Бестолковым получился и Utility Tractor, позволяющий быстро очищать свинарники и коровники. Посадишь человечка в такой трактор, включишь авто-режим, понадеявшись, что он до скончания дней своих будет выгребать всякий мусор из-под ценных животных… Возможно, пару раз трудяга так и поступит, но потом обязательно вылезет по какой-нибудь дурацкой надобности и обратно уже не вернется.
Выход здесь лишь один: забыть про машины и приставлять к каждому хозяйству по 2-3 человека, дабы те своевременно выполняли необходимые операции. Расточительно, конечно, но что поделаешь, если слабоумные подопечные не в состоянии как следует обращаться с транспортом?..
Список недовыполненных недоразумений замыкает графика. Камера, пренебрегая трехмерностью движка, наотрез отказывается вращаться. Впрочем, это не так уж важно: деревья, растения и некоторые постройки выглядели бы одинаково со всех ракурсов, поскольку уродились погаными спрайтами.
Странная вышла игра: нагородили огород со всякой фирменной техникой, сеялками-веялками-жатками, однако возделывать его скучно и бессмысленно. Компания John Deere могла бы и проследить, чтобы занятия земледелием были более интересными. Антиреклама, конечно, тоже эффективна, но только не в игровой среде.