Светлая тема

Рецензия на игру Судья Дредд

Улицы большого города

Светлого будущего не будет. Человеческая раса в конце концов изживет себя; окидывая мысленным взглядом необъятные просторы времени, понимаешь, что гибель человечества неминуема, и наступит она намного раньше тепловой смерти Вселенной. Настроение фантастических произведений с развитием прогресса становится все более пессимистичным. Знакомство с некоторыми из них невольно заставляет забыть природные инстинкты и возжелать конца цивилизации прямо сейчас

Встречайте: третье десятилетие XXII века, американский город со скромным названием Mega-City One. Занимает территорию современной Калифорнии, по числу жителей даст фору любой европейской стране. Блага технического прогресса ничуть не приблизили людей к счастью: скука и беззаконие царят на вознесшихся к самому небу улицах. Единственное, что может удержать город от анархии, — жесточайший механизм правосудия, карающий даже саму мысль о преступлении. Живое его воплощение — Судьи, тренированные бойцы Немезиды, прокуроры, присяжные и палачи в одном лице. Главный среди них, — конечно же, не ведающий страха и сомнений герой-законник с устрашающим именем Дредд.

Здесь любителям комикса-прародителя надлежит хором воскликнуть: «He IS the Law!».

Смертежуть

Трудовые будни Судьи Дредда, начавшись с приятного во всех отношениях поручения разогнать незаконную демонстрацию (ах, все эти глупые лозунги «Свобода, а не Справедливость!», «Долой Судей!» и проч. — без разящей свинцовой поддержки разве могут они поколебать основы отлаженного механизма Правосудия?), вскоре вылились в ожесточенное противостояние с давнишним Врагом Человечества — бестелесным, но коварным Судьей с запоминающимся именем Смерть (Death). Безумный старикашка в своем служебном рвении дошел до того, что объявил преступлением саму жизнь, после чего стал насаждать правосудие всеми доступными способами. Ударный труд и помощь соратников (именуемых не менее колоритно: Страх, Пламя и… Мортис — тоже, в принципе, Смерть, но по-латыни) привели к закономерным результатам. Родной мир кровожадных ретивцев был уничтожен, и достигших к тому времени законопослушного неживого состояния Темных Судей обуяла хандра. Развеять ее они решили уже в нашем перенаселенном и полном беззакония мире, позабыв за давностью лет старинную поговорку о своем уставе в чужом монастыре. За что и поплатились: команде земных Судей во главе с Дреддом никак не избежать ожидаемой победы с разгромным счетом. Иного не дано — ведь несгибаемый обладатель звучного баса вооружен не только судейским суперпистолетом, но и не знающим осечек механизмом «Save/Load».

Шаг влево, шаг вправо…

Право же, заводить разговор о сторилайне JD не стоит — он есть, и это его главный недостаток. Однако — хвала создателям! — сюжет не пытается завладеть и без того коротким одеялом игрового процесса, легкими пинками проталкивая сквозь себя забывшего мыслительные рефлексы игрока и заканчиваясь незаметно и неубедительно (впрочем, точно так же он и начинается). Основную сюжетную палку… пардон, канву… еще можно запомнить, но обстоятельства, забрасывающие наше безжалостно-героическое «Я» то в захваченную «вампирами» тюрьму, то в терроризируемый мертвецами супермаркет, а то и в безжизненную пустыню, несмотря на незамысловатость, забываются через секунду после завершения очередного уровня.

Сеять правосудие и вселять ужас в сердца жителей города-переростка — забава уровня Postal 2, и все же она интереснее большинства остальных «фич». Крикнуть ничего не подозревающему прохожему «Spread 'em!», потрясая у его виска убогого вида пистолетом, небрежным жестом накинуть наручники на умоляюще сложенные запястья и засадить лет на 20 за незаконное разведение хомячков — подобная чистка улиц Mega City может доставить несколько минут детской радости, но на всю игру ее, конечно, не хватит. Борьба с вооруженным криминалом бывает интереснее, если отдать предпочтение не обильному кровопролитию, а выполнению служебного долга: принудить агрессивных негодяев побросать оружие и смиренно опуститься на колени — не это ли верх судейского профессионализма?

Однако большую часть времени сражаться придется либо с твердолобыми адептами Клана Смерти, в основном ни при каких условиях не соглашающимися цивилизованно отправляться в тюрьму, либо с безмозглыми вампирами и зомби, чья неуемная жажда свежей крови и прямолинейное поведение в стиле «догоню-и-разорву» успели наскучить игрокам еще лет пять назад. Зато нечисти можно отстреливать головы и любоваться зеленого цвета фонтанами из шейных срубов — ps-s-s-st! — почти по Monty Python, только не в slow motion. Развлечение, сами понимаете, на любителя.

Серый лик правосудия

Чем длиннее список игровых платформ, для которых разрабатывается проект, тем печальнее лицо любого разбирающегося в предмете пользователя PC: то, что хорошо выглядит на консоли, как правило, бледно смотрится на ПК. Приятные исключения бывают, но JD к ним не относится: окружающий мир полон острых углов, невыразительных текстур и угловатых персонажей. Графически игра теряется рядом с явно слабыми Chrome и Chaser, оживляя в памяти Half-Life и Quake 2. И хотя технологически Judge Dredd гораздо более современен, выглядит он даже хуже титанов прошлого. Цветовая палитра перенасыщена однородными бледными оттенками, а эффектные ракурсы попадаются настолько редко, что ответственный за скриншоты палец успевает забыть о своих обязанностях. Впрочем, несмотря на посредственное качество картинки, произведение Rebellion притворяется взрослым и довольно неохотно ворочается даже на неслабой по сегодняшним дням конфигурации. Криворукость программистов тому причиной или, может, суставы нашего стального подопечного проржавели? Единственное, что хоть как-то скрашивает унылое кубическое окружение, — красочные, эпических масштабов задники, символизирующие недосягаемые дали Mega-City One. Эх, если бы туда пускали Судей…

Дизайн и архитектура уровней предельно невыразительны, все это мы уже видели, всем этим нас уже довели до оскомины и презрительного прищура: «Доколе?» Гигантский мегаполис оказался ужасно, до неприличия скуп на достопримечательности. Конечно, работа Судьи подразумевает шатание по задворкам цивилизованной жизни, но ведь то, что для Дредда работа, для нас — игра. Индустриальные центры, секретные лаборатории, тюрьма, канализация — до боли знакомо и постыло; потенциально многообещающие разборки в супермаркете и ночном клубе тоже слишком безжизненны и унылы; по большому счету, и радующий сменой цветовой палитры визит на Deadworld утомляет однообразными толпами врагов и полной предсказуемостью. Лишь два момента немного скрашивают общую картину: простота и последовательность уровней (иногда до смешного нелогичных в деталях), да своеобразный черный юмор, особенно приятный в окружении унылого геймплея и глуповато-пафосного сюжета.

Из спецэффектов нам подарили лишь огонь, живописно превращающий тушки монстров в обгорелые скелеты. Но разве этого достаточно? Враги здесь делятся всего на три группы: люди, умеющие стрелять, бронированные вампиры, умеющие быстро бегать, и содранные со скриншотов Doom 3 зомби, умеющие страшно мычать и вытягивать вперед руки. Рецепт борьбы с ними один — пуля в голову; при необходимости повторить. Развлекают они исключительно после смерти, когда «тряпочная» физика сходит с ума и начинает творить непотребства: только что тяжело передвигавшие ногами монстры вдруг, смешно суча конечностями, взвиваются в воздух, мячиками отскакивают от стен и укладываются в забавные композиции из серии «закинь колено себе на плечо».

Набор смертоубийственных орудий предельно стандартен; исключением мог бы стать специальный судейский Законодатель — практически знамение свыше, облаченное в неказистую оболочку, оружие, обладающее широчайшими возможностями… совершенно, увы, излишними в самой игре. Да, реки крови оседают на стенах фигурными пятнами, «улицы» Mega-City расцвечены неоном, с неба льет отвратительного вида дождь… но оживления не наблюдается, ибо забыты основные составляющие геймплея: разнообразие и зрелищность.

Пожизненное заключение

Judge Dredd, обладая некоторыми достоинствами, так и останется на периферии жанра, провалившись в самой главной своей области: здесь скучно убивать. Все удачные дизайнерские решения сосредоточены где-то рядом с основным процессом, они создают атмосферный фон, но бессильны заполнить пустоту самой игры. На консольном рынке JD, может, и обзаведется поклонниками, однако среди РС-шутеров у него более чем достаточно достойных конкурентов. Фанаты комиксов и киновоплощений Судьи Дредда наверняка получат удовольствие от общения со своим любимцем, а остальным я советую не тратить время. Светлого будущего, конечно, не будет, но счастье уже не за горами.