Всем нам известно, что есть симуляторы и симуляторы. Первые являются плодами тяжелого и неблагодарного труда, не принесшего ожидаемого успеха, в то время как вторые, успешно перенимая опыт неудачников и минуя их же ошибки, вырываются далеко вперёд и живут долго и счастливо. Lock On, будучи продолжением Flanker 2.0, взял самое лучшее от своего предшественника, но…
Заправлены в планшеты…
Запуск. Показывают американского орла F-15C в разных видах и ракурсах. Как четко подмечает строка снизу, происходит загрузка ландшафта, визуальных эффектов, наземных объектов и проч. Тяжело понять, зачем так сделано, но наше дело — наблюдать… Дизайнеры поступили правильно, оформив основное меню в виде приборной панели управления, — угодили любителям авиационной техники. Особенно уместно смотрятся альтиметр, горизонт и хронометр (который, кстати, не всегда совпадает с реальным временем). Видимо, разработчики хотели ещё устроить тест на трезвость (полёт нормальный, температура комнатная, вот только крена что-то не видно), но из-за вечной нехватки средств бросили это благое занятие.
Прямо из меню можно вылететь на боевое задание, выбрав любой из шести предложенных самолётов. Кроме старых, оставшихся ещё от Flanker 2.0 Су-27, Су-33 и МиГ-29, мы можем испытать на прочность заграничные летательные аппараты А-10А и F-15C, а также советский самолёт-солдат Су-25 «Грач».
Я бегу по выжженной земле…
Желающие всегда могут посмотреть записи полетов, неплохо выполненных бета-тестерами. Единственное, что выглядит не очень естественно, — управление видами. Оно затруднено, поэтому не все детали доступны глазу, утрачивается впечатление профессиональной работы и усиливается ощущение, будто при помощи переключения точек обзора старательно заштриховываются недостатки техники пилотирования. Ну, в конце концов, и стул о четырёх ножках может упасть, так что особенно придираться к чужим промахам не будем. К тому же тут есть возможность записать себя любимого, парящего в высях, и показывать впечатлительным девушкам до полного самоудовлетворения.
Кнопка «Training» в главном меню позволяет научиться управлять современным военным самолётом. Имеются миссии по обучению навигации и применению различных боеприпасов, как «воздух-воздух», так и «воздух-земля» (штурмовики живут и процветают!). В силу огромного желания авторов максимально приблизить симулятор к реальности, управление любой машиной подразумевает наличие знания аппаратуры и систем управления оружием, а этого достигнуть довольно непросто, — требуются навыки и уяснение основных принципов работы вышеперечисленных средств. Учите матчасть! Здесь, кстати, разработчики пошли навстречу игрокам, добавив в комплект небольшой, на 134 страницы, обзор по игре и методам управления средствами, представленными в виртуальном пространстве. Естественно, без необходимого «налета» все равно не обойтись, так что пренебрегать практикой не советую.
Собственный редактор миссий позволяет легко выбрать поле будущих боев (от Чёрного моря до Кавказа) и удобно разместить на выбранном ландшафте войска двух сторон: красных и синих, где красные, разумеется, «наши», а синие — «враги». Доступна вся техника, упомянутая в энциклопедии игры (вход в неё — в главном меню). Возможно задание траекторий движения всех объектов, скоростей, высот (только для летающих), уровней летной квалификации, боевой нагрузки и даже окраски с любым бортовым номером кроме №13. На суд многочисленных интернациональных симуляторщиков вынесены разные типы танков, установки артиллерийского огня, самоходные машины ПВО, корабли (в том числе и авианосцы, а как же без них?), вертолёты (боевые, транспортные и десантно-боевые) и, конечно же, главные участники этого праздника жизни — самолеты. Их достаточно, чтобы снизить показатель fps до 14, но, поверьте, оно того стоит, ибо настоящий виртуальный пилот только и мечтает о разнообразии авиационной техники… в своих руках. Пока можно только смотреть, но не исключено, что в будущем Eagle Dynamics решит эту проблему в нашу пользу.
То, что разработчики намеренно обошли своим вниманием беспилотные летательные аппараты, наводит на некоторые размышления — ведь сегодня это постоянно возрастающая сила обеспечения боевых операций. Редкий военный конфликт обходится без применения всевидящих и вездесущих разведчиков…
Четыре кампании позволяют пройти огонь небесный на четырёх наиболее ярких представителях боевой авиационной техники двух стран, когда-то «холодно» воевавших друг с другом: А-10А, F-15C, Су-27 и Су-25. Самое интересное, что наземные объекты, повреждённые в предыдущей миссии, сами по себе не восстанавливаются, если не прошло n-ное количество времени, необходимого для ремонта. Все задания связаны между собой и являются логическим продолжением друг друга.
Энциклопедии представленного вооружения стоит уделить особое внимание. Здесь находится информация по 322 действующим объектам. Из них: 41 самолет различного назначения, 15 вертолетов, 29 боевых кораблей, 41 ракетная зенитная установка, 6 радаров, 50 танков и различных транспортных средств, 140 ракет и прочих единиц оружия. Весьма познавательно.
Наконец, крайняя кнопка меню вызывает летную книжку пилота, в которой указаны все его достоинства (сколько сбил, когда и на какие задания вылетал, когда погиб) и недостатки (привычки нехорошие и все такое).
Давайте говорить друг другу комплименты!
Да, именно комплименты. Здесь и продолжение традиций старого доброго «Фланкера», и улучшение текстур с видами, и более детальная проработка динамики движения летательных аппаратов в воздушной среде, и более тонкая модель повреждений, и весьма реальный звук, и улучшенные модели дымов, и возросшая степень детализации управления ЛА, и… В общем, всего сразу и не упомнишь. Согласитесь, не может не объять радость при ощущении явного аэродинамического и тяговооружённого преимущества над вражеской техникой, и, что немаловажно, реального преимущества.
Ландшафт в Lock On является предметом гордости авторов. И неслучайно: четко проработанные детали рельефа, точные карты, 20.000 кв. км территории содержат более 16.000 км шоссейных дорог, свыше 2.400 км железных дорог и еще много-много всяких цифр.
Аэродромы — особая статья. Играет роль даже не количество (18 штук — не так уж и много по сравнению с, например, Microsoft Flight Simulator 2004), а качество идейной проработки и прорисовки деталей. Когда пилот наблюдает отъезжающий от его самолёта АПА, он абсолютно спокоен — его примут, обслужат, заправят и выпустят обратно на 100 процентов готовым к бою.
Вам, инсектофилы
Как и любой достаточно громоздкий проект, Lock On имеет немало минусов, как технического, так и концептуального плана. Когда в продаже появляется что-либо подобное, помучавшись день-другой и поговорив с другими «жертвами», невольно начинаешь думать, что покупателей принимают за каких-то бесплатных бета-тестеров. Скорбный список начнём с концепции игрового пространства.
Динамика проработана, но не совсем точно. Насколько я знаю, фигура высшего пилотажа «кобра» выполняется без сильного (8-10 м) набора высоты, в то время как здесь она получается именно с таким набором.
Подбитый самолёт садится в режиме аварийной посадки. Пробиты крыльевые баки, горит двигатель, следовательно, из пробоин льётся топливо. Сел он на дорогу с пробитым баком и горящими двигателями. Включается внешний вид — черная петля дыма вместе со струйкой топлива застыла в небе и тянется к неподвижному самолёту…
Порой мы становимся свидетелями интересных феноменов. Когда отображение воды установлено на уровень «Превосходно» и выше, на водной глади появляется отражение туч, которых в данный момент в небе нет. ПМУ — простые метеоусловия. А там — тучи.
В редакторе полетных заданий у МиГ-25 ПД, РБТ подвески инвертированы — стрелки указывают на крайнюю левую, а ракета появляется на крайней правой.
За самолётом, несущимся на сверхзвуке в четырех метрах над водой, не наблюдается никакого эффекта. Одно время была очень популярна картина, где за F-14, летящим низко над водой, вздымались вертикальные буруны. Красиво, но авторам, видимо, было не до искусства.
В техническом отношении разработчики явно хотели подтянуть пояса распустившимся игрокам, ибо для стабильной и чёткой работы Lock On необходима система порядка P4 3.86 ГГц и т. д. Все остальные пользователи (в том числе те, кто работает не под Windows XP) должны быть наказаны «синими экранами смерти», ошибками памяти, забавного вида белым фоном главного меню с весёлыми зелёненькими надписями, неадекватной работой звуковых эффектов, запоздалой реакцией на сигналы управления, категорическим отказом распознавать игровые устройства типа «педали» и другими сюрпризами. Если создать рубрику типа «Нам пишут…», уверен, в первую неделю продаж игры там появится около трёх тысяч писем разъярённых, раскалившихся добела и сплавившихся со своими машинами игроков…
Заднее слово
Lock On — хорошая, вполне достойная продолжательница славных традиций Flanker. Но такие мелкие и обидные промахи… Неправильно было бы говорить, что авторы не старались, — они старались! Только, наверно, сильно торопились. Отсюда и всякого рода кочки, на которых спотыкается потребитель при, так сказать, потреблении. Вот и думается потом: стоило ли так спешить? Вряд ли кто-нибудь сможет дать вразумительный ответ. А ошибки остаются мозолить глаза и медленно тянуть из нас нервы. Хотя, возможно, пройдёт немного времени, и Lock On засверкает новыми отшлифованными гранями. Мы же пока будем довольствоваться тем, что есть.