Светлая тема

Рецензия на игру Madden NFL 2003

К американскому футболу можно относиться как угодно, вплоть до обзывания его игрой тупых америкосов или схваткой стада баранов. Но чаще всего приходится слышать фразу типа "а я вообще ни черта не понимаю в этой толкотне роботов". Однако, несмотря на то, что среднестатистическому европейцу заокеанское развлечение, по большому счету, малоинтересно, EA Sports с упорством маньяка продолжает год за годом выдавать чуть ли не лучший симулятор из всей своей линейки , посвященный именно американскому футболу. Недоразумение? - спросите вы. Тенденция , - отвечу я. Тенденция ко все большему слиянию того, что мы видим на канале НТВ+ спорт по телевизору, и Madden NFL 2003 на мониторе…

Не графикой единой

К слову сказать, графика по сравнению с прошлогодней версией не особо изменилась. Скорее можно говорить об обрастании деталями уже отлаженного механизма, находящегося на таком высоком уровне, что говорить о лени разработчиков, не доработавших движок, просто смешно. Здесь не улучшать надо, а всего лишь не испортить. На мощном компьютере с максимальными настройками наблюдать за схватками "буйволов" одно удовольствие. Отмечу тот факт, что авторы все-таки приложили к внешнему виду ряд положительных моментов. Футболисты стали (еще раз) чуть более "настоящими". Стандартные движения попадаются все реже и реже, а особенно берет за душу "взбрыкивание" схваченного с поличным wide receiver'а (WR; за правилами милости прошу в рецензию на Front Office Football 2001), который в момент падения, похоже, пытается пнуть держащего его в отнюдь не ласковых объятиях ретивого защитника. Заметьте - все это в самой игре, а не в многочисленных роликах. В видеовставках же фигуры порой разочаровывают, - прежде всего, своей призрачной сущностью; так и норовят пройти друг сквозь друга.

Другой минус Madden NFL 2003 - футболистов по-прежнему набирают из роты Черномора (читай: все одного роста). Правда, комплекцией они отличаются.

Новые горизонты

К счастью для Madden NFL 2003, игры от EA Sports не графикой начинаются и не графикой заканчиваются. Куда интереснее наблюдать за внутренними метаморфозами. Успокойтесь, фанаты жанра - никто никуда "Franchise Mode", практику и "single" не убирал. Более того - добавлены новые режимы.

В первую очередь, это "Mini-Camp". По сути, очередной тренировочный тип, но как замечательно выглядит... Назначение - обучить вас всем тонкостям игры: правильно отдавать пас, правильно его прерывать, правильно двигаться quaterback'ом (Q), правильно атаковать, правильно бить по мячу… Честное слово, некоторые конкурсы Mini-Camp можно выпускать чуть ли не в виде отдельной игры (вроде симулятора "про Дэвида Бэкхема").

Например, тренировка раздачи пасов Q. Она просто гениальна! Представьте себе картину: тренировочное поле, рядом с оградой из вертикальных пуфиков-столбиков стоит Q, по правую и левую руку от него три WR. В поле на разной удаленности и высоте в воздухе висят разноцветные кольца. Предварительно прямо на поле рисуются стрелочки, которые символизируют путь WR (как на схемах перед началом каждого дауна во время матча, однако здесь они, что называется, в натуральную величину). Стоит отметить, что стрелки-пути каждого из WR так или иначе соотносятся с одним из колец - то они пролегают рядом, то за ним, то перед. Разумеется, в зависимости от количества колец (три) определяется и число WR с их стрелками. Смысл конкурса: по нажатию определенной кнопки WR начинают бежать по заранее определенной траектории, а ваша задача - отдать пас одному из WR так, чтобы мяч, посланный адресату, пролетел сквозь кольцо. Если учесть, что путь, скажем, левого WR пройдет вертикально к торцу площадки, правый будет двигаться по ломаной линии, тогда как центральный побежит вперед, чтобы на полпути повернуть обратно, то можете мне поверить - ваши мозги либо задымятся, либо заставят впитать пространственное мышление рядового Q из NFL. Да, чуть не забыл - естественно, "выбив" одно кольцо, больше в этом раунде его не трогайте, занимайтесь оставшимися. На три кольца - шесть попыток, а затем переход к следующему раунду, независимо от того, поразили вы эти кольца или нет. Всего три раунда, в каждом по три кольца. Кольца и маршруты выдвижения к ним WR варьируются от раунда к раунду и от уровня сложности к уровню сложности.

Еще один из полюбившихся мне конкурсов - защитник (safetie или cornerback) должен не дать получить мяч WR. WR представлены манекенами, находящимися на некотором удалении друг от друга (количество WR зависит от сложности игры). Q изображает машинка, "выплевывающая" мячи в сторону одного из манекенов. Необходимо добежать до нужного чучела быстрее мяча и перехватить его (в крайнем случае - отбить). Вся прелесть вот в чем: только вы добежали и отбили мяч перед одним чучелом, а машинка уже посылает мяч по направлению к другому, - носиться приходится как угорелому. На этом, конечно, список упражнений не заканчивается. Всего их восемь штук, помноженных на четыре уровня сложности. Итого 32. 32 изумительных конкурса - куда там NBA Live 2001 с его режимом "один на один"…

Не менее интересным может показаться режим "2-Minute Drill". "Сюжет": две минуты до окончания четвертой четверти, ваша команда находится в нападении (команду, как атакующую, так и держащую оборону, вы выбираете сами). В отведенное время надо провести как можно больше атакующих действий. За каждый пас, "rush" (забег running back'а), "extra point" и тачдаун начисляются очки. Цель - прорваться к вершине турнирной таблицы (вариант: опередить товарища, если игра идет на одном компьютере). При достижении тачдауна все начинается заново, и так пока не истекут отпущенные две минуты, или вы за четыре дауна не преодолеете 10-ярдовую зону (либо если кто-нибудь из противников не сделает перехват или "safety" - отбор мяча у running back'а).

Режим "Game Situation" вообще похож на шахматы. Помните: у белых король, три пешки, конь и ладья, у черных король, пешка и ферзь - как сделать мат в три хода? Здесь то же самое - вы можете указать удаление от конечной зоны атакующей команды, определить, сколько очков у каждой из команд, сколько минут осталось до конца игры и т.д. В общем, типичная проба сил в тех или иных игровых ситуациях. Один из самых ярких примеров: ваша команда ведет в счете на шесть очков, до конца четвертой четверти две минуты, соперники нападают - нужно продержаться оставшееся время. Понятно, что подобное соотношение складывается чуть ли не в половине матчей, но, согласитесь, если хочется отработать именно этот эпизод, то зачем тянуть три с половиной четверти?

На полпути к идеалу

Madden NFL 2003 становится все более глубокой игрой. Я бы даже сказал, наблюдается плавный переход к менеджменту. Во-первых, "Franchise"-режим. Вы можете сыграть 30 сезонов, и только от вас будет зависеть благосостояние команды. Здесь нет примитивизма, свойственного NHL 2002, - никто не поменяет свою звезду на вашего игрока за просто так, даже если их характеристики примерно одинаковы. Клубы руководствуются, прежде всего, насущными интересами и стараются отдавать футболиста в обмен на того, кто им действительно нужен. Во-вторых, выстраивается достаточно сложная система общения со своими подопечными: они никогда не подпишут долгосрочный контракт, если им будет предложено мало денег, и наоборот - не каждый спортсмен согласится пойти на один год.

Появилась возможность "играть" схемами. Допустим, перекинуть ту или иную модель атаки из "Shotgun", скажем, в "Singleback Normal". Необъятный простор для экспериментов. Учитывая, что геймплей игры по сравнению с прошлой частью вырос на порядок, Madden NFL 2003 явно следует провозгласить настоящим эталоном качества среди спортивных симуляторов. Добавьте сюда отличную графику и прямо-таки лучащийся дружелюбием интерфейс, и вы получите очередной хит от EA Sports, имеющий лишь один недостаток - посвящен он американскому футболу, в нашей стране распространенному весьма слабо. А значит, и насладиться "безумием" смогут далеко не все…

P.S. Я упомянул, что у разработчиков в полном объеме припасены нужные лицензии? Впрочем, вы наверняка и без меня догадались.