На нынешних компьютерах Majesty без танцев с бубном не запустить: Vista – не чета Windows 98, драйверы – слишком продвинутые, процессоры – до неприличия мощные. С горем пополам усмирив антикварную программу, современный потребитель вряд ли проникнется спрайтовой графикой в древнем разрешении 800х600.
Ардания 500 лет спустя
Вероятно, поэтому Majesty 2 – не столько развитие идей, сколько осторожный 3D-римейк. Majesty Legends, почившая в 2005-м одновременно с игродельческой карьерой Cyberlore Studios, была гораздо смелее, чем то, что вышло у 1C: Ino-Co. С другой стороны, Paradox Interactive не затем купила полузабытую торговую марку, чтобы сразу угробить ее рискованными экспериментами. Новые владельцы поставили непростую цель: заинтересовать людей, и краем уха не слыхавших о Majesty или Cyberlore, не обидев немногочисленную «старую гвардию».
Скриншоты234
Краснодарская студия, превратившая Fantasy General в свой дебютный «Кодекс войны», убила обоих зайцев. Формула непрямого управления свежа и сегодня. В сказочном королевстве Ардания не принято обводить народ в рамку и грубо понукать мышью. Зачем монарху утруждать себя возней, когда можно нанять героев в гильдии, воткнуть флажок-задание и назначить награду?
Прежняя власть зиждилась на двух поручениях: «исследовать» и «уничтожить». Наследник престола освоил еще две. «Защищать» заставляет подчиненных крутиться возле важного объекта или персоны. Четвертый эдикт налагает запрет на посещение какой-либо зоны, например, драконьего логова или чертога сумасшедшего колдуна. Правда, польза от предупреждений невелика. Теперешние подданные – не чета былым вольнолюбцам: и шага лишнего от замка не сделают. Даже рейнджеры, которым на роду написано странствовать, мирно пасутся за компанию с воинами, магами, целителями, ворами и прочим сбродом. Дабы разведать окрестности, втыкайте флажки и сулите премию. Чем дальше выбранная точка – тем больше золота потребуют первопроходцы.
В остальном мироустройство Ардании – точь-в-точь как на рубеже тысячелетий. Возведением, ремонтом и улучшением зданий занимаются крестьяне, готовые вкалывать, невзирая на отсутствие зарплаты, непогоду и укусы монстров. Карликов-гастарбайтеров, плодившихся со скоростью кроликов и осквернявших город уродливыми лачугами, Ino-Co начисто вымела из страны. Охранники из сторожевых башен следят за порядком. Налоговые инспекторы собирают мзду – основной источник государственных доходов со времен закрытия эльфийских казино.
RPG внутри RTS
Несмотря на самоотверженный труд этих граждан, героями их не назвать, ибо настоящих приключенцев выпускают специальные гильдии. Большинство заведений «вмещают» трех персонажей. Захотели четвертого волшебника? Стройте вторую гильдию магов по возросшей в полтора раза цене. Храмы, посвященные божествам, вообще поддерживают двух послушников. Причем сперва – о, гримасы игрового баланса! – надо вбухать кучу монет в модернизацию замка до третьего уровня и найти священное место, на котором будет стоять церковь.
У всякого героя, будь то заурядный рыцарь с мечом или могучий варвар, есть ворох ролевых качеств. Базовые параметры, опыт, оружие, броня, навыки, охапка склянок с целебным питьем – хоть сейчас бери любого да вставляй в RPG. Живут они тоже по привычным законам: деньги и «экспу» получают с убитых противников, снаряжение покупают на базаре и у кузнеца. Majesty 2 позволяет составлять отряды из посетителей здешних таверн (от характера лидера группы зависит ее поведение), но это уже баловство.
Таланты, увеличивающие урон, герои осваивают не сами, а стараниями Его Величества, изучающего технологии в разных гильдиях. Там же, кстати, продают и королевские заклинания для экстренных случаев: подлечить, шваркнуть молнией, спешно отремонтировать здание, вытащить с того света… Только бы хватило денег на их применение – спеллы-то недешевые! Дорого обходится и воскрешение на кладбище. Ставка напрямую связана с рангом и классом усопшего, поэтому выгоднее вытаскивать из могил «зеленых» бойцов, нежели ветеранов.
По схожим тарифам работает Зал лордов – одно из немногих изобретений краснодарской команды. В конце каждой миссии мы выбираем любимчика и отправляем его в пантеон славы. К финалу сюжетной кампании «доска почета» будет пестреть портретами новоиспеченных вельмож, однако звать их на помощь – разорение для казны. Раз игрок скопил 10-15 тысяч на лорда-«тяжеловеса», значит, хозяйство у него и так в полном ажуре.
Непочатый край
Да и много ли прока от троицы (больше – нельзя) передовиков производства, коли участь монарха решают первые полчаса? Почти все задания Majesty 2 созданы по единой схеме. Подняли экономику, организовали оборону от гадов, регулярно выползающих из логовищ, нор и канализационных отверстий, послали делегацию в противоположный угол карты, где находится Главная Цель (склеп с артефактом, крутой монстр, неприятельский оплот). Иногда нам докучают незваные гости вроде древних личей и драконов, но отражать их атаки трудно лишь поначалу. Если не сломали нас о колено с наскока – будем жить и процветать. Вопреки обещаниям Ino-Co, тут, как и в Majesty, не бывает внезапных фокусов, заставляющих выключить «перемотку» времени и придумать тактику для борьбы с новой напастью. Миссии-то на словах непохожие, а рутина и марафонский темп действа охлаждают пыл.
Пропажа режима «Freestyle» и генератора карт – еще один повод для грусти. Чем они помешали – непонятно; может, встали поперек горла движку от «В тылу врага 2», на котором собрана Majesty 2? Шесть бонусных эпизодов не утешают. Кропотливой ручной работы тоже не видно, незамысловатые уровни скупы на детали и сюрпризы, коих следовало бы ожидать от дизайнеров.
Давние поклонники не найдут в сиквеле многого из того, что предлагала Majesty: The Northern Expansion: дом чародея-отшельника, тренировочную площадку, Зал чемпионов, позволявший открыть сезон охоты на конкретный тип тварей, библиотеку, куда герои-интеллектуалы ходили учить заклинания… Ощущение пустоты усиливают опоздавшая на пару лет графика (хотя авторам надо отдать должное за приятную MoCap-анимацию), натужные шутки советника и слишком пафосные мелодии.
Планов громадье
Аккуратно скопировав первую часть, Ino-Co сохранила обаяние оригинала и попутно обнажила его недостатки – простительные в 2000-м, удручающие в 2009-м. Не исключено, что кое-какие изъяны исчезнут в обозримом будущем – «1С» готовит целый набор разномастных дополнений, от внутриигровых объектов (читай: микротранзакций) до полноценных кампаний.
Конечно, культовый статус Majesty 2 уже себе обеспечила. Посмотрим, станет ли она чем-то большим.