- Главная/
- Игры/
- Mass Effect 3/
- Рецензия
Sheridan: There is so much I still don’t understand.
Lorien: As it should be.
Sheridan: Can I come back?
Lorien: No. This journey has ended. Another begins. Time to rest
now.
Babylon 5, «Sleeping in Light»
Mass Effect 3 едва успела выйти, как волна слепой ненависти всколыхнула интернет-форумы. Игроки начали строчить гневные петиции, требуя переписать концовки, объяснить детали сюжета и показать картинки а-ля Fallout о том, что было дальше1. Но, возмущаясь тем, как коварная BioWare лишила людей выбора, недовольные граждане не увидели лес за деревьями. Ибо сама Mass Effect 3 – не просто финал трилогии; это – огромное, под 30 часов длиной, слайд-шоу о том, как поступки в предыдущих частях изменили Галактику.
The roads not taken
А влияют они здорово. Разные «сейвы», импортированные из Mass Effect 2, открывают перед командором Шепардом непохожие развилки. Сценаристы припомнят ему все, от решения, принятого в аддоне Bring Down the Sky, и того, как он обошелся с назойливым поклонником, когда-то донимавшим его на станции «Цитадель», до участи базы Сборщиков (право, не стоило дарить ее негодяям из «Цербера»). Вот как тут подавать послесловие? Любая из шести развязок – событие космического масштаба, сотрясающее основы серии. Чтобы поведать о судьбах планет и героев, горстки картинок или вороха дополнений не хватит. Нужна Mass Effect 4.
Вариативность впечатляет. В генеральном сражении ME2 можно потерять немало бойцов, а ведь для каждого из них (Мордин, Миранда, Грюнт, Легион, Джек, Тали, Самара…) в Mass Effect 3 авторы написали диалоги, ролики и целые квесты. Причем многие из соратников — единственный шанс уладить вековые межрасовые конфликты самым дипломатичным путем. Чем сильнее нации и чем больше товарищей уцелело, тем крепче армия, готовая дать отпор безжалостным «жнецам». Земля и метрополии остальных государств охвачены пламенем; последняя надежда – гигантское оружие «Горн», воссозданное по чертежам давно сгинувшей цивилизации. Жаждет заполучить его и Призрак, глава группировки «Цербер», у которого свое, сугубое видение светлого будущего.
Успех предприятия зависит от… арифметики. Mass Effect 2 учитывала отношения с членами экипажа «Нормандии». Здесь же наши действия меняют эффективную мощь объединенного флота, выраженную числом. Чем оно выше, тем благоприятнее исход. Полезные NPC, артефакты, ударные отряды, спасенные в далеких мирах, разведданные, загруженные из iOS-шутера Mass Effect: Infiltrator, и мини-игра в приложении Mass Effect 3 Datapad, – все для фронта, все для победы!
Те, кто не хочет помогать встречным поперечным и исследовать звездные системы, но желает освободить Землю, могут проследовать в мультиплеер. Матч в «кооперативе», скопированном с The Horde из Gears of War 2, повышает множитель готовности на 2-4%. Командные забеги – развлечение недурное, но надолго не увлекает. Слишком уж простенько на фоне Gears of War 3, показавшей, как надо развивать совместные пострелушки. Ни дать ни взять – довесок, который вы забудете через неделю.
Словно пять лет назад
К счастью, над сетевым отростком корпела отдельная группа из BioWare Montreal (кстати, сначала его задумывали как загружаемый FPS Mass Effect: Team Assault). Костяк тем временем исправлял ошибки Mass Effect 2. Первая часть была неловкой попыткой привить TPS к RPG; сиквел дал крен в противоположную сторону – боевую механику довели до ума, чудом не выплеснув ролевой компонент.
В Mass Effect 3 чаши весов наконец-то встали ровно. Оружие снова разрешено модифицировать, причем сбор и установка апгрейдов гораздо удобнее, чем в ME1 с ее неуклюжим инвентарем. Полоски навыков, прежде обрубленные под корешок, позволяют настроить бонусы по вкусу. Не бог весть какая глубина в сравнении с другими хитами BioWare, но приятно.
Возвращает серию к истокам и структура игрового мира. Вместо нескольких «городов» – шесть секторов уже знакомой «Цитадели». Магазины, бар, посольский район, доки, ставшие приютом для беженцев… Правда, с житейскими бедами к Шепарду мало кто пристает. Обычно мы мимоходом подслушиваем чужие беседы, и в блокноте появляется запись типа «принести тому-то предмет Х». Лень ползать курсором по планетам и обшаривать закоулки ради «федекса» – да и шут с ним. Хотя жаль, что большинство побочных заданий как раз такие.
Неприоритетные миссии – совсем иная история. Карты для них создавали с расчетом на мультиплеер, и, впервые попав на такой уровень, чувствуешь себя непривычно. На смену коридорам Mass Effect 2 пришли кусочки открытых пространств, где можно проявить тактическое мышление. Не то чтобы оно очень нужно – мозгов у врагов, хоть и освоивших свежие фокусы, не прибавилось. Бывает, зацепятся тушкой за декорации или наглухо впадут в ступор. Да и сами перестрелки – обыденные донельзя; за вычетом парочки «боссов», они ничем не удивят ветеранов.
Зато выглядят битвы эффектно. Программисты BioWare, пять лет назад насилу совладавшие с молодым Unreal Engine 3, взяли технологию за рога. Динамические свет и тени краше, звук сочнее, блики шире, 60 кадров в секунду при любой погоде… Огонь разве что никудышный, и на крупных планах нет-нет да бросятся в глаза консольные текстуры.
Еще один мудрый шаг – переделка мини-игры по сканированию планет. Mass Effect 2 заставляла прочесывать их мелким гребешком, собирая минералы на улучшение корабля и «стволов». Нынче мы ищем лишь по-настоящему важные вещи. Да и «Нормандия» охватывает сигналом целую зону. Если что-то всплыло на радаре, достаточно подлететь ближе, выпустить зонд и забрать находку. Однако усердствовать не стоит, иначе на позывные примчится орава «жнецов», и Шепарду придется улепетывать из системы. Под занавес и такая рутина надоедает, но ей ох как далеко до скучных экспедиций на косолапом «Мако»!
В общем, видно, что канадцы стремились превратить количество в качество. Размер экипажа сократили до семи бойцов, из них новеньких – трое: последний из протеанцев, которого выдают в DLC From the Ashes, грубоватый вояка Джеймс Вега, не привыкший следовать приказам, и дама, чье имя сразу раскроет сюрприз. У ценителей романтики, впрочем, поле чуть шире – закрутить лав стори можно кое с кем из «старой гвардии» (при условии, что вы перетащили нужную «сохраненку») и второстепенных NPC. Репортерша Диана Эллерс, ведущая новостную программу с борта «Нормандии», пилот Стив Кортес и помощник капитана Саманта Трейнор тоже не прочь пофлиртовать.
* * *
Тем не менее, даже при эпическом размахе каждому не угодить, и BioWare это осознавала. Завершить культовую трилогию непросто; завязать узелки на десятках сюжетных нитей, сплетенных игроками в уникальные полотна – колоссальный труд. Mass Effect 3 стала первой, кто не рухнул под тяжестью этого снежного кома.
1Пользуясь случаем, хочу, чтобы Чапаев переплыл реку Урал, мечтаю посмотреть «Помни» в нормальном порядке и требую рассказать, упадет юла или нет. Средства, собранные в рамках петиции, пойдут в фонд борьбы с людской наивностью.