Светлая тема

Рецензия на игру Mass Effect 3

Sheridan: There is so much I still don’t understand.
Lorien: As it should be.
Sheridan: Can I come back?
Lorien: No. This journey has ended. Another begins. Time to rest now.
Babylon 5, «Sleeping in Light»

Mass Effect 3 едва успела выйти, как волна слепой ненависти всколыхнула интернет-форумы. Игроки начали строчить гневные петиции, требуя переписать концовки, объяснить детали сюжета и показать картинки а-ля Fallout о том, что было дальше1. Но, возмущаясь тем, как коварная BioWare лишила людей выбора, недовольные граждане не увидели лес за деревьями. Ибо сама Mass Effect 3 – не просто финал трилогии; это – огромное, под 30 часов длиной, слайд-шоу о том, как поступки в предыдущих частях изменили Галактику.

The roads not taken

А влияют они здорово. Разные «сейвы», импортированные из Mass Effect 2, открывают перед командором Шепардом непохожие развилки. Сценаристы припомнят ему все, от решения, принятого в аддоне Bring Down the Sky, и того, как он обошелся с назойливым поклонником, когда-то донимавшим его на станции «Цитадель», до участи базы Сборщиков (право, не стоило дарить ее негодяям из «Цербера»). Вот как тут подавать послесловие? Любая из шести развязок – событие космического масштаба, сотрясающее основы серии. Чтобы поведать о судьбах планет и героев, горстки картинок или вороха дополнений не хватит. Нужна Mass Effect 4.

Вариативность впечатляет. В генеральном сражении ME2 можно потерять немало бойцов, а ведь для каждого из них (Мордин, Миранда, Грюнт, Легион, Джек, Тали, Самара…) в Mass Effect 3 авторы написали диалоги, ролики и целые квесты. Причем многие из соратников — единственный шанс уладить вековые межрасовые конфликты самым дипломатичным путем. Чем сильнее нации и чем больше товарищей уцелело, тем крепче армия, готовая дать отпор безжалостным «жнецам». Земля и метрополии остальных государств охвачены пламенем; последняя надежда – гигантское оружие «Горн», воссозданное по чертежам давно сгинувшей цивилизации. Жаждет заполучить его и Призрак, глава группировки «Цербер», у которого свое, сугубое видение светлого будущего.

Успех предприятия зависит от… арифметики. Mass Effect 2 учитывала отношения с членами экипажа «Нормандии». Здесь же наши действия меняют эффективную мощь объединенного флота, выраженную числом. Чем оно выше, тем благоприятнее исход. Полезные NPC, артефакты, ударные отряды, спасенные в далеких мирах, разведданные, загруженные из iOS-шутера Mass Effect: Infiltrator, и мини-игра в приложении Mass Effect 3 Datapad, – все для фронта, все для победы!

Те, кто не хочет помогать встречным поперечным и исследовать звездные системы, но желает освободить Землю, могут проследовать в мультиплеер. Матч в «кооперативе», скопированном с The Horde из Gears of War 2, повышает множитель готовности на 2-4%. Командные забеги – развлечение недурное, но надолго не увлекает. Слишком уж простенько на фоне Gears of War 3, показавшей, как надо развивать совместные пострелушки. Ни дать ни взять – довесок, который вы забудете через неделю.

Словно пять лет назад

К счастью, над сетевым отростком корпела отдельная группа из BioWare Montreal (кстати, сначала его задумывали как загружаемый FPS Mass Effect: Team Assault). Костяк тем временем исправлял ошибки Mass Effect 2. Первая часть была неловкой попыткой привить TPS к RPG; сиквел дал крен в противоположную сторону – боевую механику довели до ума, чудом не выплеснув ролевой компонент.

В Mass Effect 3 чаши весов наконец-то встали ровно. Оружие снова разрешено модифицировать, причем сбор и установка апгрейдов гораздо удобнее, чем в ME1 с ее неуклюжим инвентарем. Полоски навыков, прежде обрубленные под корешок, позволяют настроить бонусы по вкусу. Не бог весть какая глубина в сравнении с другими хитами BioWare, но приятно.

Возвращает серию к истокам и структура игрового мира. Вместо нескольких «городов» – шесть секторов уже знакомой «Цитадели». Магазины, бар, посольский район, доки, ставшие приютом для беженцев… Правда, с житейскими бедами к Шепарду мало кто пристает. Обычно мы мимоходом подслушиваем чужие беседы, и в блокноте появляется запись типа «принести тому-то предмет Х». Лень ползать курсором по планетам и обшаривать закоулки ради «федекса» – да и шут с ним. Хотя жаль, что большинство побочных заданий как раз такие.

Неприоритетные миссии – совсем иная история. Карты для них создавали с расчетом на мультиплеер, и, впервые попав на такой уровень, чувствуешь себя непривычно. На смену коридорам Mass Effect 2 пришли кусочки открытых пространств, где можно проявить тактическое мышление. Не то чтобы оно очень нужно – мозгов у врагов, хоть и освоивших свежие фокусы, не прибавилось. Бывает, зацепятся тушкой за декорации или наглухо впадут в ступор. Да и сами перестрелки – обыденные донельзя; за вычетом парочки «боссов», они ничем не удивят ветеранов.

Зато выглядят битвы эффектно. Программисты BioWare, пять лет назад насилу совладавшие с молодым Unreal Engine 3, взяли технологию за рога. Динамические свет и тени краше, звук сочнее, блики шире, 60 кадров в секунду при любой погоде… Огонь разве что никудышный, и на крупных планах нет-нет да бросятся в глаза консольные текстуры.

Еще один мудрый шаг – переделка мини-игры по сканированию планет. Mass Effect 2 заставляла прочесывать их мелким гребешком, собирая минералы на улучшение корабля и «стволов». Нынче мы ищем лишь по-настоящему важные вещи. Да и «Нормандия» охватывает сигналом целую зону. Если что-то всплыло на радаре, достаточно подлететь ближе, выпустить зонд и забрать находку. Однако усердствовать не стоит, иначе на позывные примчится орава «жнецов», и Шепарду придется улепетывать из системы. Под занавес и такая рутина надоедает, но ей ох как далеко до скучных экспедиций на косолапом «Мако»!

В общем, видно, что канадцы стремились превратить количество в качество. Размер экипажа сократили до семи бойцов, из них новеньких – трое: последний из протеанцев, которого выдают в DLC From the Ashes, грубоватый вояка Джеймс Вега, не привыкший следовать приказам, и дама, чье имя сразу раскроет сюрприз. У ценителей романтики, впрочем, поле чуть шире – закрутить лав стори можно кое с кем из «старой гвардии» (при условии, что вы перетащили нужную «сохраненку») и второстепенных NPC. Репортерша Диана Эллерс, ведущая новостную программу с борта «Нормандии», пилот Стив Кортес и помощник капитана Саманта Трейнор тоже не прочь пофлиртовать.

* * *

Тем не менее, даже при эпическом размахе каждому не угодить, и BioWare это осознавала. Завершить культовую трилогию непросто; завязать узелки на десятках сюжетных нитей, сплетенных игроками в уникальные полотна – колоссальный труд. Mass Effect 3 стала первой, кто не рухнул под тяжестью этого снежного кома.

1Пользуясь случаем, хочу, чтобы Чапаев переплыл реку Урал, мечтаю посмотреть «Помни» в нормальном порядке и требую рассказать, упадет юла или нет. Средства, собранные в рамках петиции, пойдут в фонд борьбы с людской наивностью.

Рецензии пользователей
на Mass Effect 31

Последняя инсталляция истории Шепарда, которая "нормально" заканчивает великую трилогию. Игра имеет множество недостатков, но обращать на них внимание вообще не хочется. После прохождения трилогии, мыслить отдельно про третью часть тяжеловато, у тебя складывается вся картинка, вся трилогия в единое целое, и как часть трилогии это крутая игра. А эмоции после прохождения трилогии не передать словами, это нужно самому прочувствовать, самому спасти Галактику. Легендарно.
«Взрыв мозга»
«Ну и концовка!»