- Главная/
- Игры/
- Metal Gear Solid 2: Substance/
- Рецензия
В наше суровое время жизнь любителя виртуальных развлечений из страны Заходящей Луны без приставки нового поколения (PlayStation 2) теряет всякую осмысленность, превращаясь в бесконечные поиски английских версий игр под PSOne — благо, ее на PC эмулируют давно и успешно. Что же касается официальных портов, то здесь все очень глухо. Из уже вышедших вспоминаются разве что две серии Final Fantasy (седьмая и восьмая), да Metal Gear Solid. И как, скажите, в таких условиях можно жить и работать? Я тоже хочу Final Fantasy X-2!
Но разговор сейчас пойдет не о ней, ибо Square неоднократно официально заявляла, что на PC лучшую jRPG всех времен можно не ждать. На повестке дня у нас первый действительно качественный проект, портированный с PlayStation 2, — Metal Gear Solid 2: Substance. Прямой продолжатель и наследник славы серии, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, вышел еще в 2001 году, как всегда и бывает, исключительно-на-самой-популярной-консоли. К счастью, переработанная версия, MGS 2: Substance изначально готовилась под PS2, Xbox и PC одновременно, но назвать разработку «мультиплатформенной» мне не позволяет совесть. Вечные проблемы любого посредственного порта — кривое управление и не оптимизированный движок — нашли здесь свою естественную среду обитания. Впрочем, разве столь ничтожные мирские проблемы могли когда-нибудь остановить настоящих фанатов?
Snake is dead
Кампания бравурно начинается на захваченном русскими (!) террористами военном псевдотанкере, перевозящем новую модель гигантского боевого робота, Metal Gear. Концепция геймплея сохранилась идеально — снова те же прятки с подслеповатыми противниками, угарные сражения с боссами и прогруженные видеоролики получасовой длительности (специально засекал). Испытывающие жуткое дежа вю игроки демонстрируют чудеса ловкости, прокрадываясь в считанных метрах от десятков стоящих по стойке «смирно» морских пехотинцев, сливают в сеть компромат и знакомятся с божественно закончившим первую часть MGS Оцелотом (Revolver Ocelot) и воскресшим Ликвидом (Liquid Snake), появляющимся только для того, чтобы заявить: «Я удостою вас встречи с собой, но не сейчас, а позже». Наше временное альтер эго, Солид Снейк (Solid Snake), все так же циничен, жесток, фотогеничен и носит сигареты «на счастье». Увы и ах, но главный герой Substance вовсе не обаяшка Снейк, а новичок шпионского мира Райден (Raiden), выглядящий как натуральный японский рокер или герой какой-нибудь Chaos Legion, что есть величины практически тождественные.
Изменения во внешнем виде героя отлично отражают смену общего настроя игры. Если раньше MGS представляла собой крепкий и стильный шпионский боевик с прекрасно интегрированными в сюжет боссами, то теперешний кастинг — сборная солянка из пародий на все, что только попадется под руку: безумный толстяк-подрывник НА РОЛИКАХ, бессмертная негритянка с громадных размеров пушкой, утянутой из рук Trigun'ского Вульфвуда, омужествленная версия Chloe из Noir — вампир, категорически не признающий огнестрельное оружие, и еще один Снейк (Solidus Snake), на сей раз с двумя мечами и какими-то непотребными кибернетическими трубами, даже не скрывающими своего родства со щупальцами из легендарной аниме-ленты «Протыкающий насквозь». Все это исправно снимается в заставках на движке, коих здесь превеликое множество. И ОНИ БОЖЕСТВЕННЫ.
Сказать, что ролики очень хороши, — значит не сказать ничего. По кинематографичности они легко обходят первую «Матрицу» вкупе с посредственными «Аниматрицами» и дают солидную фору «Матрице-2». Оригинальный сюжет, slo-mo, неожиданное развитие событий, идеальная работа камеры, отчетливо видные в нужные моменты пули, стильные планы, стопроцентно жизненная анимация, использование во вставках игрового интерфейса (жутко новаторски, идеально дезориентирует пациента). Плюс замечательная, правдоподобная игра моделей, снабженных довольно бедной лицевой анимацией. Ребята, натурально, выражают эмоции одними глазами. Осознавая глубокую художественную ценность этих произведений искусства, авторы создали специальный демо-театр, где ролики можно посмотреть, меняя действующих лиц по своему желанию или по выбору генератора случайных чисел. Вот Мэрил с катаной, вот Снейк в смокинге перерезает ножом горло Райдену, вот Фортуна сражается с Metal Gear'ами, а вот по залитому кровью коридору среди трупов осторожно крадется Отакон… Мечта любителей делать красочные скриншоты и услада синефилов, точно вам говорю.
Вообще-то, «киношные» корни игры чувствуются буквально в каждом ролике — то и дело натыкаешься на цитаты из той же «Матрицы», «Чужих», «Секретных материалов», «Парка Юрского периода», «Resident Evil», «Cowboy Bebop» и «End of Evangelion». Сама MGS2: Substance словно осознает эти корни и не пытается от них открещиваться — на смену снабжавшему Снейка секретной информацией Deepthroat приходит Mr X, а подозрительно похожий на Солида вроде-бы-спецназовец представляется как «лейтенант Плискин». К сожалению, эти заигрывания скорее портят атмосферу. Битва с Metal Gear один на один, когда каждая очередь остается в памяти, а каждая ракета несет смерть, — эпик, но от полувиртуального сражения с тремя ХВОСТАТЫМИ прямоходящими роботами, плюющимися полудохлыми пулями, за версту несет низкопробным масскультом. В «tactical espionage action» нет и не может быть места попсовику-затейнику, выносящему катаной сверхсовременную боевую машину, как бы модно это не было обставлено.
Fission Mailed
Мы боялись, волновались, переживали, верили и надеялись, что можно будет целиться при помощи мыши. Увы, это не изначально разработанный с оглядкой на PC Splinter Cell. Причина такого поведения игры проста — как вы наверняка знаете, на джойстиках PS2 ровно две аналоговые рукоятки, причем ни одну из них нельзя заменить мышью, (зажать на ней кнопку «вправо» не получится вследствие некоторых особенностей контроллера). Приходится довольствоваться жуткими, совершенно не интуитивными комбинациями из кучи одновременно зажатых клавиш и диким прицеливанием с клавиатуры в режиме от первого лица. Если вы собираетесь получать удовольствие от Substance, то без аналогичного Dual Shock контроллера можете даже и не соваться — порвут, как Тузик грелку.
Движок тоже остался в своей первозданной форме, отказывается дружить с картами от ATI (хотя кое-как работает, ждите патча) и пугает зашедших на огонек совершенно невероятным объемом хранимых данных, при этом выдавая на экран довольно посредственную картинку. Разрешения поддерживаются вплоть до 1600х1200, но текстуры размыты, модели персонажей проходят сквозь друг друга, тени отвратительны, изображение часто слишком невразумительно размывается, динамическое освещение если и есть, то хорошо прячется, ожидая подходящего момента свалить игрока выстрелом в затылок. Оптимизация под PC минимальна, можно лишь менять настройки графики и настраивать управление.
Акробатику за прошедшие годы завезли во вполне солидных количествах. Герои научились выглядывать и стрелять из-за угла, висеть на руках, плавать, залезать на ящики, таскать трупы, делать модное колесо, не касаясь руками земли, пользоваться катаной на манер Хадзиме Сайто и приказывать «Freeze!», направляя на ничего не подозревающих охранников дуло пистолета с глушителем. Не отстают и супостаты — завидев интрудера, они первым делом вызывают подмогу, и только потом лезут в драку. Из рации усыпленных камрадов раздается заботливое «Эй, ты что, спишь? Отряд такой-то, разбудить раздолбая!», после чего указанный отряд действительно приходит и нарушает идиллическую картину ударом ноги по почкам. Но настоящее веселье начинается, когда Райден умудряется спрятаться в комнате с единственным выходом. Противники в лучших традициях тактических шутеров, по всем правилам начинают МЕДЛЕННО зачищать помещение, причем камера в правом верхнем углу показывает происходящее с их точки зрения, пока за соседним углом дрожит от страха одинокий диверсант. Неотвратимость.
Конструкция MGS2: Substance принципиально отличается от всех западных и европейских проектов. Здесь главное — вовсе не геймплей, а сторилайн, на службу которому и поставлены все остальные составляющие игры. Действие происходит на заводе по очистке чего-то (который, на самом деле, конечно, заводом не является), расположенном далеко-далеко от цивилизации, посреди океана, и НЕ поделено на уровни. Подгрузка совершенно незаметна, что как нельзя лучше способствует созданию иллюзии непрерывного действия. Metal Gear Solid — не игра, а история. История не для всех. Сложные повороты сюжета валятся на игрока как из рога изобилия, ситуация в виртуальном мире меняется раз в десять минут реального времени, у каждого из героев своя мотивация и яркий характер, но ощущения эпика не возникает. Успеть привыкнуть к какой-нибудь из точек зрения невозможно, и, соответственно, смена ориентиров не задевает душевных струн. Вы узнаете о существовании таинственного «S3 plan», буквально тут же обнаруживаете, что это обозначение расшифровывается как Solid Snake Simulation, а спустя десяток минут находите ему новое толкование… Ей-богу, всего лишь один грамотный сюжетный нырок способен сделать всю атмосферу, нужно только уметь его применить. Помните окончание Metal Gear Solid, когда от двух последних слов переворачивается все мировоззрение, и мурашки бегут по коже? В Substance финал предсказуем и отнюдь не столь эффектен. Количество в таких играх никогда не станет решающим фактором.
**********
Metal Gear Solid 2: Substance принципиально отличается от напрашивающегося в конкуренты Splinter Cell. Будучи слабее телом, она выезжает на психологизме, красоте разворачивающегося действа и кинематографичности. Вместо безликих террористов — стильная борьба со вполне персонифицированным злом. И в то же время — просто интересный stealth-шутер с ужаснейшим управлением. На полном безрыбье современных японских игр такой проект многим придется по вкусу.
P.S. Кстати, Substance стала первой ласточкой, которая вылетела на PC-рынок исключительно в формате DVD9, то есть на двуслойном DVD (~9Gb данных); эти диски пираты не очень любят тиражировать, поэтому «обедненные» массы могут довольствоваться рипами на 5 и 8 обычных CD.