Среднее время в игре: 3 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Monaco: What's Yours Is Mine

Три года назад Monaco дебютировала на Independent Games Festival, где выиграла главный приз и награду за выдающийся дизайн. Такой яркий выход тут же приковал к игре взгляды игровой прессы, однако студия Pocketwatch Games не спешила с релизом. Проект регулярно появлялся на различных выставках, а финальную версию мы увидели только сейчас: перед нами стелс-экшен с единственным режимом, исключительно текстовыми диалогами и чрезвычайно схематичной графикой. Первая мысль после запуска: «Над этим работали целых три года?». Как и многие инди-проекты, Monaco потратит немало времени, чтобы оправдать такое художественное решение.

Mama, I’m a criminal

Monaco рассказывает историю группы грабителей, которые проворачивают самые невероятные дела — выкрадывают драгоценности, документы и даже людей из-под носа десятков охранников и камер слежения. Представьте себе «Одиннадцать друзей Оушена» в «неоновой» минималистичной инди-графике — это и будет Monaco. Разве что сюжетная линия проходит здесь по категории необязательных глупостей и сводится к непродолжительным диалогам перед миссиями.

Задача практически каждого уровня — пробраться внутрь какого-либо охраняемого объекта, забрать некий предмет и вернуться к точке отхода. Для более высокого рейтинга игра также рекомендует собирать монетки, раскиданные по всем ярусам миссии. Это не такая уж простая задача: золото порой спрятано в сейфах и его нелегко обнаружить.

Естественно, на пути к цели героям встречается масса врагов. И если поначалу это простые охранники с дубинками и зеваки, имеющие привычку жаловаться на подозрительных лиц (нас), то уже с четвертого уровня к делу подключаются полицейские с огнестрельным оружием, а затем и собаки, выслеживающие нас по запаху. Вдобавок мало какое здание обходится без систем безопасности: камеры слежения, лазерные лучи, пушки с транквилизаторами — все это предстоит поспешно отключать или же ловко обходить стороной.

Операция «Ы»

Перед каждым заданием мы выбираем героя. Каждый из восьми подопечных обладает своими способностями — например, Крот (The Mole) пробивает стены кувалдой, Уборщик (The Cleaner) незаметно «вырубает» прохожих, а Взломщик (The Locksmith) быстро открывает сейфы и стальные двери. Естественно, от этого выбора зависит и стиль игры — методом проб и ошибок вы можете подобрать правильного бандита для каждой миссии.

Хотя Monaco и позиционируется как стелс-экшен про хитрые ограбления, в механике игры нет ничего сложного — герои управляются пятью кнопками. Фактически игра требует только правильно перемещать подопечного, избегая врагов. Никаких особых трюков а-ля Сэм Фишер здесь нет — это, скорее, похоже на первые части Metal Gear для компьютера MSX2. Впрочем, в полный примитив игра тоже не скатывается. Немалую дозу адреналина добавляет местная система динамического обзора: вы никогда не узнаете, что за углом, пока туда не заглянете. Такой подход порождает немало острых моментов и после пары провалов учит передвигаться аккуратнее.

Но даже самые ловкие игроки уже к третьей-четвертой миссии почувствуют, что задания становятся чересчур трудными — одновременно бегать от охраны, крутиться под лазерными лучами и взламывать сейфы попросту не получается. Тут Monaco напомнит, что в первую очередь она игра кооперативная.

Международная команда случайных грабителей собирается за пару минут, и первое кооперативное прохождение любой миссии сразу же доказывает — именно так и нужно играть в Monaco. Вся суть — в специализации: если раньше мы могли делать ровно один трюк, то теперь разные члены команды дополняют друг друга. Крот пробивает стену, Чистильщик забегает внутрь и нейтрализует охранника, а Взломщик быстро вскрывает теперь уже беззащитный сейф. Когда команда проворачивает подобные схемы, Monaco блистает.

Но идеальные «оушеновские» ограбления получаются в одном случае из десяти – игра очень требовательна. Для повышения шансов лучше всего играть на знакомых уровнях со знакомыми игроками, координируя действия в голосовом чате. Многим ли удастся собрать такую команду? В итоге большинство командных забегов больше походят на веселую кучу-малу: кто-то случайно забегает вперед, тревожит охранника и тут же получает пулю, другой бежит ему на помощь, третий пытается отвлечь внимание на себя, а четвертый... ну, обычно четвертый бродит где-то в стороне и собирает монетки. Подобные ситуации порождают немало веселья, хотя, кажется, разработчики задумывали игру другой. Почти все яркие воспоминания о Monaco связаны с глупыми провалами своей команды и попытками исправить ошибки, но никак не с ловкими и изящными ограблениями. К тому же повторяющийся из раза в раз хаос довольно-таки быстро утомляет.

Порой палки в колеса ставят не только напарники, но и сама игра: схематичная отрисовка героев и объектов совмещена здесь с «неоновой» цветовой гаммой, которая смешивает все происходящее на экране в одну большую непонятную дискотеку — порой среди неразберихи сложно найти даже своего подопечного.

***

Monaco ставит немало преград между игроком и удовольствием — обязательный кооператив, слаженная команда, выученные назубок уровни. Если вы любите стелс-экшены и кооперативные игры, Monaco, безусловно, стоит попробовать, но не стоит ждать от нее изящных трюков, которые вы проворачивали в кооперативных режимах Splinter Cell: Conviction. Игра куда ближе к хаотичному веселью забытой аркады Bonanza Bros для Sega Mega Drive.