- Главная/
- Игры/
- Monopoly Tycoon/
- Рецензия
Monopoly City сам того не заметил, как вырос и стал трехмерным. На доске, усеянной разноцветными квадратиками-улицами, обозначились десятки зданий, дороги разлиновали некогда белое пространство, в скверах зазеленели деревья, повсюду замелькали фигурки монопольцев и гостей столицы, загудели вечно торопящиеся автомобили. Откуда ни возьмись появились залив, облака и солнце, каждый вечер уступающее небосклон серо-желтой луне. Мистер Монополия, кукольнолицый старичок в старомодном смокинге, взирал на все изменения с безмятежным спокойствием: он знал, что город-идиллию трехмерностью не испортишь.
Tempus fugit
Потребуй кто-нибудь дать краткое определение экономической модели Monopoly Tycoon, наилучшим оказалось бы, пожалуй, "popcorn ecomonics". Читатели, внимательно наблюдающие за разработкой игры Sigma, уловят суть этой фразы быстрее остальных: идеология "рopcorn biology", продвигаемая создателями Sigma из Relic Entertainment, позволит игрокам проверять на практике законы Менделя и Дарвина без какого бы то ни было знания последних. Аналогичным образом ведет себя и Monopoly Tycoon, экономические механизмы которой не способны озадачить даже ученика 6 класса средней школы.
Хорошо это или плохо - вопрос отдельный. Куда важнее тот факт, что небольшой команде из Deep Red Games удалось привить кусочки от Capitalism настольной игре, избежав при этом реакции отторжения. Разумеется, первым логическим шагом стала замена классических "ходов" на полноценное реальное время. Стрелки хронометра неумолимо скользят по циферблату, отмеряя жестко заданный распорядок дня монопольцев. В 6 утра здесь принято взимать налоги, оплачивать счета за газ, воду, свет и телефон, брать земельную и квартирную ренту, а также наполнять пустующие полки магазинов. Пик активности приходится на период с 9 до 17, - именно в это время работают торговые точки, являющиеся главным источником капиталистического дохода. Вечер - пора отдыха и развлечений. Бары, рестораны, театры, казино и аркады работают до самой полуночи, а мигом позже банк, проверив состояние счетов конкурирующих капиталистов, выносит "строгача" всем, чьи суммы упали за нулевую черту. На разрешение проблемы отведены жалкие 24 часа. Если подобное повторится, капиталиста-неумеху ждет перманентное отлучение от дел.
Время в Monopoly City бежит быстро, возможно, даже чересчур быстро. Здешние сутки приравниваются к 5 годам и длятся на вашем экране всего две реальные минуты. Казалось бы, мы совсем недавно начали строить финансовую империю, как на дорогах уже меняется разметка, преображаются здания, автомобили и даже музыка, что льется из колонок. Кнопка паузы, некогда верная помощница при игре во всевозможные tycoon, совершила неслыханное предательство, запретив что-либо делать при остановленном времени. Подлая негодяйка.
Старые новые правила
В оригинальной "Монополии" конечной целью игры являлось непременное уничтожение всех оплотов конкуренции путем скупки самых выгодных клеток и возведения фишек-"отелей". Deep Red Games чуть сместила акценты, заставив нас в первую очередь думать об удовлетворении потребностей монопольцев. Алгоритм первых действий на любой миссии стандартен: открыв плоскую карту города, находим квартал, где есть хотя бы одно жилое здание, и смотрим, что интересует его обитателей. 42% нуждаются в свежих фруктах? Прекрасно! Отправляемся в означенный район и возводим продуктовый магазин. Чем выше спрос на товар, тем больше жителей сделают покупки - элементарные законы экономики в действии. Помимо столь очевидного фактора, на размер дневной выручки влияют возрастной состав населения, престижность района, удаленность от конкурирующих точек и даже качество постройки самого здания. Богатые клиенты из фешенебельных районов типа Boardwalk вряд ли почтят присутствием невзрачный магазинчик из дешевого кирпича.
Возможно, вас интересует, что полагается делать в случае, если в городе не оказалось жилья. Все элементарно: нужно его построить! Эмпирическим путем определив оптимальную квартплату, можно обеспечить себя надежным источником финансов - монопольцы, как уже упоминалось, платят сполна и точно в срок.
Даже если вы, учтя все вышеозначенные факторы, благополучно отгрохали красивый, светлый и неимоверно популярный магазин, помните - расслабляться рано. Увы, здесь не Capitalism, где, умело управляя одной-двумя торговыми точками, можно было обеспечить себе довольно продолжительный период безбедного существования. Лучше всего держать сеть магазинчиков по всему городу, периодически отслеживая изменение спроса с течением лет. Вероятно, вам даже придется перепрофилировать старенький бальный зал в новомодную аркаду, когда в 90-е резко подскочит спрос на электронные развлечения. Главное - не забывать о расходах, коих в Monopoly Tycoon не меньше, чем в реальной жизни. Счета за свет, газ, телефон, водопровод, земельная рента, себестоимость товаров и услуг, не говоря уже о затратах на строительные работы, могут тяжело ударить по карману начинающего магната.
Лучший способ приумножить состояние - покупка муниципальной собственности. Помните, как это происходило в настольной игре? В Monopoly Tycoon дело обстоит иначе. Приглядев лакомый квартал, каждый игрок волен созвать аукцион, назначив сумму, открывающую торги. Сразу же после этого автоматически включается двухминутный мораторий на строительство в продаваемом квартале - весьма разумное ограничение, если принять во внимание хитрость человеческой натуры. Победитель становится полноправным лендлордом сроком на 25 лет (с исключительным правом на покупку муниципальных строений в своем квартале и, разумеется, получение всех арендных платежей от находящихся там чужих фирм). Скупка всех кварталов одного цвета дает новоиспеченному монополисту одно-единственное право... разумеется, строить отели, являющиеся в игре самой прибыльной формой бизнеса. Ну и, понятное дело, взвинтить до небес арендную плату. Радость от собственного могущества длится недолго: спустя четверть века земля (но не здания!) снова переходит к городу. И ничего не поделаешь - баланс...
Приобретая "обычные" кварталы, не следует забывать о железнодорожных станциях и коммунальных службах. Доходы, идущие в карман их владельца, рассчитываются по строгим правилам настольной игры, - чем больше зданий, тем выше сумма. В качестве бонуса хозяева коммунальных служб освобождаются от уплаты соответствующих взносов. Так что если вы собираетесь всерьез заняться построением сети ресторанов, не раздумывая приобретайте Gas Works и Water Works.
Статистика знает все
По мере общения с игрой на свет всплывают интересные моменты. К примеру, становится ясной причина агрессивного поведения AI даже на уровне сложности "easy". Не беспокойтесь, авторы обошлись без крапленых карт; просто сама по себе задача поиска наилучшей стратегии увеличения прибыли настолько банальна, что по зубам любому первокурснику экономического ВУЗа, а уж тем более обученному кромсать числа процессору. К сожалению, у пентиумов решение находится всегда чуточку быстрее, чем у игроков, потому как последние фактически лишены права изучать статистику.
А таблицы и графики в Monopoly Tycoon чертовски хороши. Конечно, до Capitalism 2 им еще далече, но - приятно. Здесь есть наглядная разбивка престижности городских кварталов, важные демографические сведения, отчеты о прибылях и убытках... есть даже обстоятельная подборка данных на конкурентов, включающая в себя все, что вы когда-либо хотели узнать о состоянии их дел. Вот только нет времени на красивую статистику. Пока мы изучаем данные по спросу, кремниевые магнаты уже вовсю застраивают самые аппетитные районы. Пока мы выясняем стоимость жилья у конкурентов, те благополучно объявляют ценовую войну нашим хлебным магазинам. А живительная пауза работает совсем не так, как надо...
Еще одним серьезным препятствием, мешающим получать удовольствие от игры, является, как ни странно, та самая "попкорн-экономика". Слишком все просто, слишком все бесхитростно. За фасадом десятков различных типов зданий и магазинов скрываются всего лишь две тактики конкурентной борьбы. Первая: играть против соперника на его же поле, отстроив аналогичный магазин или службу. Поскольку качество товаров и услуг в игре постоянно, значимыми конкурентными преимуществами оказываются цена и привлекательность здания. Негусто. Тактика номер два заключается в своевременной покупке самых выгодных участков земли, т.е. тех, где уже есть какая-либо инфраструктура, и организации монополий. Вот, собственно, и все. Сложные маркетинговые приемы, включая запрещенные рыночным этикетом удары "ниже пейджера", в комплект поставки игры не входят. Вероятно, Deep Red Games не дерзнула покуситься на идиллический статус Monopoly City. В итоге мы получили жалких пять типов миссий: "победи всех конкурентов", "продай Х единиц товара", "добейся ежедневной выручки в размере Х долл.", "увеличь капитал до Х долл." и, наконец, "стань мэром города". В последнем режиме следует уделять особое внимание вопросу удовлетворения потребностей монопольцев, посещающих избирательные участки каждый день в 6 вечера. Едва начнете игнорировать граждан, как мэром тут же станет AI - дрессированный кремниевый паршивец четко знает свою цель!
Идиллия не для всех
Вероятно, подкованным в экономике читателям придется-таки дожидаться Capitalism 2, - слишком просты здесь правила, слишком прямолинеен путь к победе. Зато для неофитов и просто любопытствующих Monopoly Tycoon откроется во всей своей красе. Да и графика тому способствует: броская, красочная, привлекающая внимание с первого взгляда. И хотя модели пешеходов, машин и, что уж греха таить, зданий слегка режут глаз угловатыми формами, это - вполне приемлемая цена за скорость в сотню fps при всяком отсутствии ненавистного z-buffer-тумана. Среди прочих плюсов - правильное, приятное управление. Камера вращается по первому же приказу правой кнопки мыши. Полупрозрачные панели интерфейса нисколько не мешают и при надобности удаляются с экрана. Не раздражает даже фирменная Hasbro/Infogrames'овская наглядность, что случается (коллега Ыйцо не даст соврать) крайне редко. Хорошо поставленный звук, музыка, удачно подобранная для каждого "десятилетия"... и просить-то больше у авторов нечего!
Monopoly Tycoon, старая игра в бешеном ритме XXI века. Трехмерный "Экономикс" в коротких штанишках. Чужой слоган "Для вас и ваших детей" здесь как никогда уместен.