HPS Simulations — компания странная, самим существованием бросающая вызов современной игровой индустрии. Конечно, и Paradox Interactive использует для своих разработок общий движок, но у нее действительно разные игры. Если же между Panzer Campaigns и «наполеоновской серией» больше сходств, чем различий, — это уже не стремление к единым стандартам, а банальная лень г-на Тиллера (John Tiller) и его коллег. Ума не приложу, как им удается продавать архаичные стратегии по 50 долларов, наплевав на принципы эволюции. Пусть поклонники жанра привыкли к лишениям, но они вправе рассчитывать, что следующий опус окажется лучше предыдущих или хотя бы удержит их планку. Для HPS Simulations сей закон не писан.
«Гвардия отступает!»
Что же можно испортить в классическом воргейме? Графику? Она в меру лаконичная и добротная, значки хороши, особенно по сравнению с Panzer Campaigns. Не в порядке интерфейс? Он ни на йоту не изменился. Стало совсем неинтересно воевать? Нет, все на месте. И достижения (формации, действия застрельщиков, сложности командования, снабжение, мораль, усталость — просто отлично), и промахи (странный подсчет потерь, когда итог рукопашной свалки из сотен воинов — десяток убитых; хаотичный AI; ограниченные по числу ходов сражения). Звуковое сопровождение как всегда уныло, музыка — привычный примитив. Что же не так?!
По мнению HPS Simulations, «продолжение» — это набор новых карт и миссий. От их качества все и зависит. Napoleon's Russian Campaign покоряла возможностью пройти кампанию по пыльным дорогам России. Игрок влиял на стратегию похода, учитывался неординарный патриотизм русских офицеров. На таком фоне чрезмерная продолжительность казалась вполне уместной.
А Ватерлоо — битва знаменитая и драматичная, но для целой игры ее рамки узки. Да и само название Campaign Waterloo — с душком. Мы же не говорим «Бородинская кампания»? Из заданного исторического материала HPS, безусловно, выжала максимум. Тут есть и «большая игра» под 400 ходов, и дюжина гипотетических вариантов, и множество «боев местного значения». Шестьдесят сценариев, и все будто с конвейера. Мне трудно представить человека, который осилит хотя бы половину. Одна блестящая победа, вторая… виртуальные Наполеоны обречены бесконечно двигать полки по повторяющимся полям. Размах, трагедия момента… Они кроются где-то в глубине, нужно лишь перебороть сон и рваться к ним ход за ходом, ход за хо…
* * *
Сделать удачную игру, посвященную одному сражению, — высший пилотаж. Talonsoft, Firaxis, а порой и HPS Simulations удавалось перенести нас в мир свистящих пуль и льющейся крови. В этот раз наполеоновские планы давят на черепную коробку изнутри, а лишенное мышц тело не может справиться с рожденным в редакторе балластом. Тем, кто знаком с механикой творений Тиллера, сыграть в «то самое Ватерлоо» стоит. Но возвращаться к Napoleonic Battles: Waterloo Campaign или разбираться в ней с нуля — пустая трата времени.