- Главная/
- Игры/
- Need For Speed: Hot Pursuit/
- Рецензия
Всякое свершение обрекает на рабство.
Оно обязывает к еще более высоким свершениям.
Альбер Камю
NFS - это, безусловно, свершение. Постепенное восхождение туда, куда простым смертным путь заказан. Увы, с выходом Hot Pursuit 2 тропинка, ведущая к сердцам поклонников серии, оказалась завалена претензиями тех, для кого Porsche Unleashed (да и High Stakes) были не просто гоночными аркадами. Одни жалуются на отсутствие режима "split-screen", которого, впрочем, не было и в PU, другие - на лишенные привлекательности повторы. Горячие головы с западных форумов более категоричны, - их высказывания пестрят громкими "fucking shit", "sucks" и т.д. И вот ведь парадокс: при всем этом HP2 - все-таки NFS.
Drive
Три незыблемых столпа - роскошные машины, безумные скорости и способность заставлять нас лишаться последних средств к существованию ради новой видеокарты - поддерживают HP2 в полной мере. Автопарк обсуждался давно и восторженно, с тех пор, как нам показали полный перечень моделей. Шутка ли, два с лишним десятка представителей элиты автомобилестроения, начиная с просто шикарных BMW M5 и Porsche 911 Turbo и заканчивая недосягаемыми Lamborghini Murcielago и Ferrari F550 Barchetta, - в вашем полном распоряжении. Четырехколесные монстры, правда, смахивают на дешевые игрушки, вроде тех, что появились в начале 90-х на прилавках детских магазинов: вроде красиво, а на деле - настоящая "болванка"; после советских моделей, у которых открывались двери и снимались покрышки, подобное издевательство напрочь отбивало охоту пополнять свою коллекцию. Применительно к HP2 в сложившейся ситуации виноваты автоконцерны, не желающие, чтобы машины их марок, пусть даже и виртуальные, превращались в груду искореженного железа. Максимум, который позволила разработчикам лицензия, - распахивающийся от ударов багажник, болтающаяся крышка капота и вялые царапины. Собственно, вопрос был поставлен ребром, и принятое решение вряд ли вас порадует… Физика уничтожена. Зрелищные коллизии, кувырки, перевороты и прочие инциденты ни в коей мере не влияют на ходовые качества автомобиля. Новый стиль вождения отныне таков: ударов о бортики можно не избегать, надо только стараться не терять на этом времени.
Сюда можно приплюсовать и бессмысленность какого-либо выбора. Лучшее авто всегда обладает минимальным временем разгона и максимальным показателем наивысшей скорости. Да, их можно отличить по управляемости, но сказать, что Diablo водить сложнее, чем Aston Martin Vanquish, вам не удастся. Вот и выбирайте, что для вас важнее - цельнометаллические лицензированные оболочки или вымышленный металлолом из GTA 3.
Парк аттракционов
Точек приложения нивелированного водительского мастерства в HP2 навалом. Ядро составляют два вида соревнований: гоночный "Championship", включающий в себя привычные турниры, нокауты и заезды на время, и "Hot Pursuit" - турниры и нокауты, только при непосредственном и активном участии полиции. И там, и там по 33 этапа. Чем дальше, - тем мощнее машины.
Чемпионат ощутимо проще. Поначалу вырваться через пару-тройку поворотов вперед и быстро уйти в отрыв не составляет никакого труда. Лишь ближе к финалу возникают проблемы, - в заездах принимают участие суперкары ракетного типа, и крупные завалы становятся обычным делом. Мы же всегда стартуем с последней позиции… Единственное, что способно хоть как-то увеличить replayability и тронуть в игроке тщеславную струнку - "time trial". Здесь пошлые приемы безмозглого пилота не котируются, и маршрут приходится "облизывать" филигранно, без малейшей помарки. Если, конечно, есть желание получить золотую медаль.
В "Hot Pursuit" же можно застрять на гораздо более длительное время. По словам авторов и многочисленных западных рецензентов, копы наделены недюжинным AI и готовы примерно наказать наглых лихачей. Не спорю, эти ребята спокойно жить не дают. Но! Весь их искусственный интеллект зиждется на нескольких вещах, к мозгам никакого отношения не имеющих: а) полицейские машины принципиально не уступают вам в скорости; б) даже если вы идете в пелетоне последним, в очередных кустах вас всегда будет ждать персональный "опекун"; лидеры при этом зачастую остаются безнаказанными; в) в распоряжении полисменов есть ряд весьма неприятных штучек вроде вызова подкрепления, установки шипов и (хит сезона!) вертолета, сбрасывающего на дорогу взрывоопасные бочки (!!); оцените, как замечательно работает фантазия у разработчиков.
Впрочем, и с этой напастью можно бороться, если учесть, что компьютерные соперники в любой ипостаси боятся двух вещей: деревьев на разделительной полосе и крутых поворотов. Даже на самом высоком уровне сложности. Кроме того, всегда имейте в виду классический чит - пенальти за "reset car" не дается; вот только рядом с "коптилками" функция не работает.
Набор развлечений на этом, разумеется, не заканчивается. Места на подиуме, круги лидирования (в чемпионате), отрыв от полиции и зрелищные прыжки (в "персьюте") награждаются очками. Видимо, чтобы ни у кого не возникало ассоциаций с реальной стоимостью представленных автомобилей. Система, к сожалению, несовершенна. Накопленное тратится на "разблокирование" машин и трасс в режиме "Single Challenge"; считаем: самые "дорогие" машины, Mercedes-Benz CLK GTR и McLaren F1 LM, изначально стоят по 170.000, но после прохождения чемпионата у меня на счету оказалось около полутора миллионов очков, а все "цены" снизились вдвое… С трассами посложнее, поскольку "платить" надо еще и за различные их вариации типа "backward", "mirrored" и т.д. Что касается "Speed Challenge", то в него входят все те же турниры и нокауты (с той лишь разницей, что здесь можно выставить уровень сложности, определить число соперников, включить трафик и проч.), а также режимы "Free Run", позволяющий без помех спокойно покататься, и… "Be the Cop". Последний является, пожалуй, одной из главных новинок HP2, - в конце концов, сколько можно смотреть на бессилие полиции? Надо лично сесть за руль бело-синей Lamborghini, врубить сирену и задать перцу злобным врагам спидометра (подобные "миссии" есть и в "Hot Pursuit"). Возможности такие же, как у компьютерной ДПС, время, отведенное на поимку нарушителя, выражающуюся, как ни странно, в грубом избиении его машины, ограничено. Одним словом, весело, и от этого еще непонятнее, за что любителей онлайновых игрищ лишили такой радости.
Утраченное
В зрелищности HP2 традиционно не откажешь. С другой стороны, вдоволь налюбоваться на великолепные модели нам почему-то не дают - мало того, что в скромный список из четырех камер не попала "торпеда", так еще и повторы показываются только с того ракурса, который был использован в гонке. Тогда уж за компанию надо было убрать попсовый телевизионный показ особо красивых полетов с горок, тем более что он частенько нарушает координацию водителя.
Страшно и кощунственно говорить, но кроме автомобилей игру больше практически ничего не украшает. Визуальное качество свыше десятка исходных (т.е. не считая зеркальных отражений, открытых объездов и т.д.) треков не вызывает нареканий, но ландшафтов слишком мало: деревня, город, лес и горы. После бесподобных некольцевых трасс Porsche Unleashed наматывание кругов по однообразным шоссе и грунтовым дорогам, кое-где обрамленным деревьями радикально желтого цвета и слегка приправленным достопримечательностями вроде вулкана, пары луж или водопада (по слухам, владельцам оригинальной PS2-версии HP2 с красотами повезло куда больше) абсолютно не впечатляет. Конечно, частенько встречаются развилки, но в конце концов вычисляется оптимальный путь, и необходимость в самостоятельном развлечении отпадает. Хотя во время погони альтернативные маршруты помогают оторваться от служителей порядка.
И, похоже, в покойной EA Bellevue не обратили ни малейшего внимания на дружное "фи", высказанное игроками в отношении задников в PU, - им явно не стало лучше. Кому-то показалось, что в присутствии таких автомобилей, даже немного контрастирующих с окружающим фоном, все остальное внимания недостойно?
Резюме
Чистопородная аркада. Дух NFS ощущается, но игра чересчур похожа на крохотный шарик мороженого, подаваемый в престижных кафе, - мгновенное наслаждение вкусом и никаких воспоминаний. Какой-нибудь Ferrari Unleashed был бы намного более удачным ходом…
P.S. Рекомендую присмотреться к местному "уличному движению". Один джип на три километра трассы - это, несомненно, абстрактное видение дорожной пробки. А ведь, помнится, ролики с гонками в достаточно плотном потоке перемещающихся прямоугольных коробок из High Stakes мы смотрели с замиранием сердца…
P.P.S. Почему ни слова о музыке? Потому что совершенно не
запоминается. Зато модная.
В этом году NFS исполнилось 15 лет. Как и у людей, возраст — пожалуй, ее главный враг. Из-за того, что серия живет так долго, в стане поклонников вряд ли когда-нибудь воцарятся мир и согласие — нескольким поколениям игроков трудно найти общий язык. Одни помнят «как все начиналось», и трава для них уже не будет такой зеленой, что бы ни делали разработчики. Другие навечно влюблены в Porsche Unleashed, и слишком серьезный уклон в симуляторность или стритрейсинг выводит их из себя. У аудитории, выросшей на NFSU/NFSU 2, аппетиты зачастую предельно скромные: ночной город, копы, винилы. Все лелеют свою мечту об идеальной Need for Speed…
Sun, sand and supercars
Criterion Games поступила умно — она вытащила на свет старую, проверенную формулу «дорогие авто, широкие загородные трассы, адреналин». Две карьерные линии — за гонщика и полицейского, простенькая «прокачка», подкармливающая новыми машинами, — и все. Никакой мишуры — тюнинга, сюжета и проч. Классика серии: сел — поехал. Автопарк, конечно, заезжен донельзя, но в ближайшем будущем это станет больным местом «шикующих» аркадных гонок с лицензированными моделями — в мире мало достойных автомобилей. Хотя вот «Феррари» в компанию не попали.
Впрочем, ценность Hot Pursuit не в машинах и не в отметке на спидометре. Criterion удалось главное — вызвать ностальгию. Ветераны увидят в округе Сикрест знакомые черты легендарных Red Rock Ridge, Dolphin Cove, Cote d'Azur, Hometown. А остальные, воспитанные в ночных мегаполисах и на автодромах, надеюсь, найдут время осмотреться («Free ride» на небольшой карте работает, но полицию здесь не встретить — наверное, чтобы не мешала фотографироваться). Столь живописной NFS не была давным-давно — «открыточные» виды возникают чуть ли не после каждого поворота: парк секвой, окутанный туманной дымкой; пологий спуск к водопаду; здание маяка рядом со скоростной «шпилькой»; коварный серпантин, на который ветер сдувает снег с горных вершин…
Жаль, приятное впечатление от этого заповедника для туристов-автолюбителей основательно портит отсутствие FSAA, из-за чего картинка выглядит несколько неряшливо, и всякие мелочи вроде недействующих осадков и солнечных бликов (их вернули в первом патче).
Trivial pursuit
На скорости и при поддержке монитора с солидным разрешением такие недоработки сильно не досаждают. Тем более что в первые дни Hot Pursuit старается педалью газа выбить из нашей головы посторонние мысли. Переход к сверхзвуковым истребителям на колесах совершается очень быстро (деление на классы, правда, спорно и условно: «спорткары», «гоночные машины», «экзотичные машины», «суперкары» и «гиперкары»… разве что «уберкаров» не хватает), степень преследования/звания растут еще стремительнее. Гонщики участвуют в заездах на время, с полицией и своими коллегами (вариации: полиция + таймер, коллеги + полиция, дуэль), копам тоже предложены схватки с таймером и ловля лихачей. По сути, меняются только названия режимов, а начинка почти одинакова.
Последнее авто рьяный нарушитель спокойствия получает на 13 уровне из 20. Дальше можно обзавестись лишь апгрейдами техники (шипы, турбонаддув и т. д.). Авторам посмотреть бы на ошибки, к примеру, Split/Second, притормозить вовремя, сделать разминочный «сингл» и ударный мультиплеер в духе своей же Burnout Paradise… Не притормозили.
Поэтому многих из тех, кто решит во что бы то ни стало пройти всю-всю карьеру, неминуемо ждет пресыщение и прозрение. С одной стороны, Criterion — хороший кандидат на роль создателей новой части NFS. С другой — от идей Burnout так просто не отвязаться, и их влияние оказалось слишком сильным. Откатав больше половины игры на «золото», я задался вопросом: бешеный драйв, учащенный пульс, жажда победы — почему все это постепенно исчезло? Ведь еще позавчера HP была забойной аркадой. Сначала понимаешь, что управление отуплено до уровня OutRun, а машины на 95% похожи (особенно угнетает звук моторов — впору проводить TDU-терапию). Потом — что любые кажущиеся преимущества можно заглушить закисью азота, пополняемой при езде по встречной и слипстриме. Потом — что нескончаемые повторы аварий, которые нельзя быстро промотать, утомляют и смотрятся куда более блекло, нежели в BP. В ролике — миллион осколков, на деле — треснувшее стекло и помятый бампер. Козни автоконцернов…
Да и вообще в игре немало глупейших дизайнерских решений. Вставки «Достигнут новый уровень» и «Получена новая машина/техника» чересчур назойливы, рестарт не выполнить «в один клик», а из-за тех самых повторов можно, будто за кадром, проскочить и полицейское заграждение, и нужный поворот.
Азарт окончательно умирает, когда поединок на дороге превращается в подобие забавы «Marked Man» из Burnout Paradise: невзирая на столкновения с трафиком и пропущенные выгодные срезки, соперники всегда рядом. «Кетчуп», собственно, и появившийся на свет благодаря NFS, в Hot Pursuit зверствует пуще прежнего и продолжает методично уничтожать все удовольствие от гонок. Смешно, но режим «эскорт до финиша» действует и в отношении игрока-аутсайдера — резко падающий темп у лидеров позволяет за пару-тройку километров сократить огромное отставание. Уйти от преследователей можно только на длинном и прямом шоссе — им негде «законно» сжульничать…
Autolog помнит, но мало
«Главное — мультиплеер, а сингл — так, фигня!» — замечают защитники игры. Я бы поверил, однако для второстепенного элемента он тяжеловат — ни один разработчик не станет делать 100+ заездов в карьере для галочки. Проходить ее действительно необязательно — «прокачка» в онлайне та же самая. Хотя тогда вы не увидите доброй половины услуг, предоставляемых системой Autolog.
Затянет сетевая игра или нет, зависит от списка друзей. Если в нем полно народу, то и «сингл» немного расцветет — Autolog ведет учет всех результатов и непременно оповестит, когда кто-нибудь сбросит полсекунды с вашего рекорда. В привычной компании почти не обращаешь внимания на куцый набор режимов, а командные разборки с полицией, несмотря на всю безмозглость, способны увлечь надолго. Желательно только, чтобы ваш монитор держал разрешения от 1920 пикселов по ширине, иначе экран постоянно будет забит информацией о происходящем на трассе. В локализованной версии глаза вдобавок насилует уродливый шрифт.
Но до статуса полноценной онлайновой службы Autolog не доросла. В ней нет элементарных вещей: текстового или голосового (в отличие от X360-версии!) чата, таблицы рекордов, установленных в сетевых заездах, возможности меняться записями красивых схваток. И самое главное — профиль игрока не хранится в онлайне! Пока все недостатки можно списать на дебют. Если не забросят, как случилось с TDU, — авось, в следующем году будет что-то путное.
Резюме
Гибрид NFS и Burnout отчасти напомнил мне Split/Second: немудрено, зрелищно, динамично, продолжительность жизни — от силы неделя. Двум сериям лучше идти своими путями.
P.S. Предвидя вопрос «Почему оценка ниже, чем у слабой Hot Pursuit 2?», отвечу словами директора проекта Крейга Салливана (Craig Sullivan): да кто сейчас помнит старые HP? Восемь лет назад я и представить не мог, куда судьба заведет серию…
Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 3 из 10
Поскольку Hot Pursuit до сих пор нет в профилях драйверов 3D Vision, о поддержке технологии много не скажешь. Объемные машинки и надписи, плоское окружение и эффект двоения на объектах — это жирный «неуд». Боюсь, когда игру оптимизируют, многие о ней уже забудут. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.