Светлая тема

Рецензия на игру Падал прошлогодний снег

«Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!»

Летом, как известно, снег не идет. Нет, мы, конечно же, не берем исключения в виде несвоевременных осадков, выпадающих раз в сто лет, пугающих бабушек-огородниц и заставляющих дедушек вспоминать о временах взятия Шипки. Просто так уж сложилось, что летом снега не бывает. А если он все-таки появляется, то это уже не лето, а зима. Так вот, действие в игре с абсолютно зимним названием происходит именно летом. Началось все с того, что у мужика, решившего попариться (видимо, перед походом за елкой), пропала банька. Ну, домик такой деревянный… И отправился незадачливый герой на ее поиски.

«Вы знаете, в этой истории смотря что хочешь,
то и случается. То вроде лепится, а то не лепится»

В целом странствие отнимает не больше трех часов реального времени, но авторы постарались сделать так, чтобы оно запомнилось надолго. К примеру, Станислав Садальский комментирует наши жалкие попытки понять образ мышления разработчиков (о котором чуть позже) при решении головоломок. Комментирует двумя фразами. Примерно через 15-30 секунд после каждой неудачи. Ага, уже смешно.

Или, скажем, пазл со спящим медведем, где мужик должен положить в бочку с медом горчицу. Чтобы заставить его сделать такую подлянку, нужно найти единственно (!) правильную точку на экране и встать там; пока вы ее не отыщете, будете слушать бесконечное «Нет, мне этого не нужно».

А ребус с цифрами и подзорной трубой, в котором по стрелочкам «вверх»/«вниз» попадаешь на предыдущий экран, а по «влево»/«вправо» осматриваешь надписи на скале? Ну, как тут разобраться, если в первый раз выбрал нижнюю стрелочку? Правильно, то лепится, то не лепится.

«А мужичок-то наш совсем того (хе-хе)
— с зайцами разговаривает!»

Смотрите-ка, знакомый пейзаж: дерево с воронами, а под ним заяц со счетами. Обратившись к длинноухому и выслушав комментарий, вынесенный в подзаголовок, поневоле начинаешь задумываться о собственной неполноценности. Когда же, пройдя половину квеста, мы сталкиваемся с невероятно (в данном случае) болтливыми Муми-троллем и Сниффом, которые забрели в обсерваторию поглядеть на комету, логика отказывает окончательно. То ли авторы не считают их животными, то ли эти экземпляры интеллектом превосходят зайца, то ли нас с вами держат за идиотов.

«Тут дураков много, а зайцев, поди, мало»

Кстати, часть загадок (скажем, с прикуриванием самокрутки от свечки на пианино) можно решить только после просмотра одноименного мультфильма. В крайнем случае — методом нудного перебора. А одна задачка даже претендует на звание новинки в отечественном (да и мировом, пожалуй, тоже) квестостроении. Этот шедевр выглядит как досье на создателей «Прошлогоднего снега», которое нельзя пропустить, потому что дата рождения одного из них — ключ к кодовому замку полярной станции (долог путь из средней полосы к любимой баньке). Кроме того, еще есть чертежи с какими-то размерами для будущих деталей, которые надо будет вытачивать в процессе прохождения.

Короче говоря, атмосфера всеми любимого мультфильма оказалась разбавлена разными нововведениями. Не всегда удачными.

«Маловато будет!»
«А хотя бы я и жадничаю. Зато от чистого сердца!»

Эх, если бы эти досадные мелочи (которые, возможно, кто-нибудь даже и не заметит) не портили общее впечатление, можно было бы считать «Прошлогодний снег» удачной разработкой. Но многочисленные грабли, заложенные еще в поручиках ржевских, петьках, штырлицах и иже с ними, дают о себе знать и здесь, не позволяя игре приподняться над уровнем среднестатистического российского квеста — веселого, не очень длинного, не очень умного и весьма банального. К сожалению, планка Full Throttle, Day of the Tentacle и Sam 'n' Max все так же недосягаемо высока.