Светлая тема

Рецензия на игру Prototype

Radical Entertainment нельзя обвинить в халтуре. Разработчики Prototype, взявшись за очень масштабный по своим меркам проект, были вынуждены забыть про многопользовательский режим, но остальное честно доделали. Сумасшедшие сальто-мортале из роликов действительно можно провернуть самому, пресс-релизы и превью не превратились в перечни вырезанных особенностей, и почти никто не ушел обиженным.

А от главного героя и вовсе не уйдешь. Догонит — и поминай как звали.

Практика заговоров

Завязка Prototype не относится к новаторским. То ли по недосмотру, то ли по коварному замыслу «американской военщины, бесчеловечных ученых и алчных ставленников ВПК» на Нью-Йорк обрушился вирус Blacklight, контагиозный настолько, что моровая язва, чума и испанский грипп по сравнению с ним — не страшнее свинки. В городе беспорядки, население мутирует в кровожадных чудовищ, войска расстреливают подозрительных без разговоров, а человек-загадка Алекс Мерсер пытается выяснить, что стряслось час назад и почему, сталкиваясь с автомобилями, он оставляет на капотах ощутимые вмятины.

Манхэттен живет своей жизнью. Машины бесцельно ездят по загроможденным трассам, пешеходы бродят по пустеющим улицам, разносят заразу и кусают соседей. Остров подвергнут непроницаемой блокаде и отдан Мерсеру в полное распоряжение: беги куда хочешь, двигайся потихоньку по сценарию да ищи приключения. Слегка похоже на Spider-Man: Web of Shadows, но конкурента от Marvel Prototype обходит по всем параметрам. В первую очередь, по акробатике.

То, что делает Мерсер, — не паркур. Паркурщики попросту не прыгают до двадцатого этажа и не выбивают воронки в асфальте, сорвавшись с небоскреба. Утренняя пробежка со скольжением по фасадам, скачками по крышам и затяжным планированием в воздушных потоках выглядит, по меньшей мере, эффектно. Алекс не обладает грацией Принца Персии, но запредельные скорость и сила вполне искупают мелкие недостатки техники.

Еще одна удивительная возможность позаимствована не у Питера Паркера и не у ближневосточных атлетов Ubisoft, а у карапуза Боба из Messiah. Ангелочек походя вселялся в тела прохожих, Алекс же, напротив, вбирает их в себя, приобретая внешность и воспоминания жертв. Принимать обличье мирного жителя почти бессмысленно. Зато в форме коммандос или бойца спецназа «Blackwatch» можно тихой сапой проникать на военные базы, вызывать артиллерийские удары и науськивать незадачливых сослуживцев на неповинных горожан. Идеальная маскировка — излишество, ведь все морпехи и «черные стражи» либо клоны, либо прячут лица под противогазами и респираторами.

Grand Theft Body

Структура игры выстроена по классической схеме. Миссии постепенно раскрывают интригу, а в промежутках мы посещаем достопримечательности, собираем сияющие сферы с подсказками («хотите изменить настройки? зайдите в меню настроек» и т. п.), любуемся на аляповатые высотки и участвуем в необязательных испытаниях. Забег на время, массовое поглощение неудачников, потасовки — развлечениями не обделяют. За успешное выполнение заданий дарят разноцветные медальки и Evolution Points — проще говоря, опыт.

Другая весомая причина гулять по погруженным в хаос авеню и стритам — Web of Intrigue, оригинальный механизм подачи сюжета. Алекс внутренним чутьем — как еще увидеть доктора наук в подростке-рэпере? — выделяет тех, кто знает о подоплеке происходящего, и над ними вспыхивают яркие значки. Загрызая невольных информаторов, мы получаем обрывочные порции их воспоминаний: сумбурные, но атмосферные видеоролики либо о событиях недавнего прошлого, либо о катастрофе сорокалетней давности, уничтожившей поселок Хоуп в штате Айдахо. История насыщена «зловещими тайнами», «кошмарными секретами» и избитыми штампами. Prototype претендует на серьезность и глубину, однако с таким количеством клише заявка несовместима. Порой возникает шальная мысль, что перед нами нарочитая пародия на фильмы о теории заговоров.

Не считайте Алекса хорьком в квохчущем курятнике. Как только зоркие патрульные разоблачают его, начинается охота с привлечением вертолетов и группы захвата. Впрочем, реакция компьютерных болванчиков на поведение «объекта Зевс» непредсказуема и неадекватна. Например, Алекс падает со шпиля небоскреба на деловитого бизнесмена и спокойно трусит дальше. Народ паникует, армейцы высокомерно игнорируют. К мужчинам, пролетающим над мостовой на бреющем, отношение столь же толерантное. Чтобы «отключить сигнализацию», достаточно сменить облик в укромном месте: преступник в камуфляже влетает в дубовую крону, а выбирается из нее уже безгрешным гражданином в кожаной куртке с пауком.

Враг моего врага

Карта Большого Яблока расцвечена красными и голубыми кругами — морская пехота и спецназ ведут войну с порождениями болезни. Алые сектора вырастают вокруг Ульев — домиков с взбухающими на стенах ядовито-багровыми нарывами. Кварталы заполняют обезумевшие люди, в окнах гаснет свет, тротуары покрывает склизкий налет, и по нему скачут монструозные Охотники, мерзкие твари с зубастыми головами на коротких шеях.

В центрах «синих зон» расположены аванпосты, прикрытые аккуратно сгруппированными БМП, часовыми и сенсорами инфекции. Напролом туда лезть чревато. Да, нормального homo sapiens легкая пощечина Алекса собьет с ног, но и он не бессмертен, а ракетные залпы изрядно замедляют продвижение вперед. Герой выдерживает столкновение лоб в лоб с многотонной стальной махиной и не чувствует струй свинца из ручных пулеметов, зато взрывной волной его отбрасывает на несколько метров.

Роль ключа к базе исполняет офицер во дворе. Рывок за спину, коготь в бок — и вот Алекс в симпатичном командирском кепи входит в помещение. Основная цель — специалисты-тренеры, чьи мозги содержат ценные инструкции по обращению с танками, «Апачами» и стрелковым оружием. Использование навыка Stealth Consume, позволяющего незаметно съедать окружающих, приводит к тому, что мы последовательно устраняем добрую половину охранников, и отряд не замечает потери бойцов.

По идее, снос Ульев и казарм должен напрямую влиять на соотношение сил в регионе. В действительности он ничего не меняет и, кстати, приносит уйму опыта. Чтобы подорвать очаг заражения, хватает пары минут неторопливого массажа НУРСами с вертолета. Зачем US Army безрезультатно возится неделями — непонятно. Сущая мелочь не портит игровой процесс, но раздражает. Подобных соринок в глазу немало. Возьмите мутные текстуры, калечащие постановку крупных планов в скриптовых сценках. Или «умное» прицеливание — курсор тянется к самому опасному (по его мнению) врагу, зачастую отрываясь от более важной цели. Или забавную манеру ИИ водить, из-за которой танки залезают друг на друга.

Где ошибся Дарвин

Заработанные жестокими расправами, терроризмом и угоном бронемашин «эволюционные» очки Алекс тратит на изучение разнообразных приемов и вариантов трансформации собственных конечностей. Нарастить литые мышцы или кувалду вместо кулака, вытянуть ладонь дальнобойным хлыстом, наточить когти или гигантское лезвие — и рвать в клочья всех, кто встанет на пути. «Обычный» рукопашный бой, помноженный на неимоверную ловкость и богатый набор анимаций, не хуже. Умелое владение базукой тоже помогает, хотя приятнее швырнуть в противника проезжающим такси.

Поглощая биомассу, Алекс восстанавливает силы, а способность «критическая масса» позволяет переедать, т.е. выходить за рамки максимального здоровья. Избыток энергии открывает доступ к «девастаторам». Эти исключительно мощные атаки поражают огромную площадь и упрощают противостояние с «боссами», особенно жаркое на высокой сложности. «Hard» оправдывает название: надо осмотрительнее выбирать направление развития, быстро убегать от Охотников и тренировать пальцы — управление, даром что с мышкой, по требовательности к рукам сравнимо с Devil May Cry.

Просто тип

В режиме Free Roam можно гулять по тенистым паркам Манхэттена после завершения кампании, пополнять коллекцию медалей, совершенствовать умения и продолжать обижать военных. Проведя так полчаса, или заскучаешь и выключишь Prototype, или поймешь ее прелесть. Пусть это не самый красивый и зажигательный слэшер, однако немногие проекты на РС пропитаны духом гибнущего города, находящегося во власти одного-единственного существа.

Рецензии пользователей
на Prototype2

Неплохой симулятор анти-героя в условиях зомби-апокалипсиса, который даже в 2021 вполне доставляет. За ним вполне можно скрасить несколько вечеров, кроша в капусту мутантов и местных вояк.

6,5/10
Бодрый слешер с паркуром и неплохим сюжетом. На геймпаде играть вообще кайф.
«Не могу перестать играть»
«Проверено временем»