Светлая тема

Рецензия на игру Psychonauts

В недавнем интервью сайту Boomtown президент LucasArts Джим Уорд (Jim Ward) пожаловался на плачевное состояние современных игр. Мол, нет в них ярких, запоминающихся героев, исчезли куда-то захватывающие сюжеты, остался лишь голый геймплей. Видимо, запамятовал высокий руководитель, что за последнюю пятилетку его компания задушила немало проектов с интересными персонажами и разогнала одну из самых талантливых адвенчурных команд в индустрии.

Часть того коллектива во главе с создателем Grim Fandango Тимом Шефером (Tim Schafer) осела в студии Double Fine Productions и четыре с лишним года корпела над Psychonauts, в которой есть всё, чего не хватает мистеру Уорду — колоритные типажи, отличные диалоги и киношный сценарий.

«My name is Rasputin. But everybody calls me Raz»

С первых секунд великолепного шестиминутного «интро» Psychonauts четко дает понять, кто рисовал гротескные физиономии и угловатые «задники». Художники Double Fine набили руку еще в эпоху Day of the Tentacle, и это ощущается в каждом кадре. Экстравагантности тут в избытке и без черно-белых масок Дня Мертвых. Задумай «старая LucasArts» сделать классическую аркаду с прыжками, гимнастикой на брусьях, бонусами и злобными «боссами», всё выглядело бы именно так.

Изломанный сырно-желтый полумесяц и свернувшиеся улитками облака над частоколом еловых конусов отсылают к Secret of Monkey Island. У подножья Шепчущей Горы, где ягуары владеют пирокинезом, а рыбы ходят на двух ногах, работает летний лагерь для детей с необычными дарованиями. Здесь готовят будущих сотрудников секретной правительственной службы «Psychonauts»1.

Юный Распутин, он же — Раз, попал сюда без приглашения. Свалился с дерева прямо во время всеобщего сбора, испугав детвору очками потомственного сталевара и вызвав неподдельное любопытство наставников. Конечно, непрошеного гостя надо вернуть родителям, но особо торопить события не стоит — нечасто ведь к вам в ученики желает податься вундеркинд с задатками суперпсионика!

В тот момент ни инструктор Олеандр, ни знаменитые агенты Саша Найн и Милла Воделло не подозревали о том, что всего через 24 часа Распутин избавит новых друзей (да что там — всю планету!) от жуткой угрозы…

«In Russia, bears much smaller. Also more hair. Less lurking»

Впрочем, пока злодей только вынашивает коварные планы, мы можем познакомиться с лагерем и его обитателями. Вот скучающая отличница Лили, мгновенно «запавшая» на Раза; свои чувства она прячет за колючим забором едких острот. Грустно перебирает короткими ножками неудачник №1 — пухлый малыш Доген в серебряной панаме, спасающей окружающих от его взрывоопасного умения. Ему достается больше всех тумаков от главного забияки Бобби Зилча и его трусоватого прихвостня. Возле столовой загорают модницы с повадками взбалмошных кинозвезд; их волнует лишь маникюр и новые прически.

Чуть поодаль отдыхает… Михаил Булгаков — долговязый юноша в пионерском галстуке и гигантской, с шесть голов высотой, шапке. Коверкая английские слова, он рассказывает о заветной мечте — найти лысого медведя и победить его в рестлинге. Что сказал бы на это его тезка?

Все присутствующие ругаются, спорят и разговаривают, наполняя окрестности Шепчущей Горы жизнью. Шефер & Co. сотворили великое множество смешных сценок и диалогов, превращающих даже n-цатую прогулку в развлекательное шоу, полное удивительных открытий. А еще немало веселья доставляет использование способностей и предметов не по назначению! Попробуйте щекотать перьями, поднимать в воздух и поджигать всякого, кто попадется под руку — услышите немало занятных фраз и снова насладитесь отменной озвучкой в традициях лукасартовской школы.

Хм… и почему дворник, продавец из лавочки пси-барахла, лесничий и смотритель лодочной станции словно две капли воды похожи на легендарного агента Круллера, живущего в тайной подземной лаборатории? Ответ не настолько тривиален, как кажется.

Scavenger hunt

Мелкие шалости и увлекательные беседы — верхушка айсберга. Вирус собирательства, присущий всем хорошим аркадам, поражает в Psychonauts со скоростью молнии. И дело не столько в том, что каждый найденный бонус приближает Раза к «левел-апу», сколько в стремлении добраться, наконец, вон до той хитро спрятанной карты, чтобы пойти в магазин, купить Psi Core, сделать из него и девяти клочков картона Challenge Marker и заработать очередной ранг.

Мало? Тогда возьмитесь за выполнение «Scavenger Hunt», продвигающей самоучку на целых 8 ступенек. Эта охота за шестнадцатью раритетами требует акробатической ловкости (у нашего протеже, чье детство прошло в бродячем цирке-шапито, ее хоть отбавляй) и смекалки. Попытайтесь отнять орех у параноидальной белки и выдернуть череп, намертво застрявший в гейзере!

Пламя азарта раздувает блокнот, куда, помимо текущих целей, автоматически заносятся последние сводки о добыче полезных предметов в районе. Ничто не подстегивает сильнее, чем надпись «Challenge Cards: 14 of 16». Беспокоиться, если что-то никак не удается поймать, не стоит: значит, у Раза пока нет нужной способности. Левитационная сфера, появляющаяся в арсенале к середине игры, позволит забраться в самые труднодоступные уголки уровней.

Без денег, разумеется, не обошлось. Роль валюты исполняет пситаниум — таинственное вещество, пробивающееся на поверхность из горных недр. (Благодаря ему и мутировала вся местная фауна.) Собирать розовые «стрелки», торчащие из земли, просто, но муторно, поэтому при первой же возможности следует приобрести специальный локатор2. Бегая с ним, точно заправский «лозоходец» в поисках воды, Распутин извлекает по 80-100 «у.е.» за раз.

Позже в записной книжке возникнет еще один объект коллекционирования, но о нем лучше умолчать. Ибо, «продав» хотя бы толику сторилайна Psychonauts, я рискую совершить смертный грех.

«Is there, like, a climax to this story?»

Шеферу не откажешь в изяществе, с которым он подает на стол, казалось бы, донельзя линейный сюжет, создавая иллюзию свободы. И ежу понятно, что с намеченного пути не свернуть, что за прогулкой по территории лагеря обязательно последует визит в чей-нибудь мозг, но за все 20 часов, затраченных на спасение мира, скука ни разу не поднимает свое уродливое лицо.

А уж что творится в головах! Каждая из десяти вселенных — мини-шедевр с собственной концепцией, структурой, визуальным рядом и физикой. Даже цензоры — назойливые бюрократишки, очищающие память от всех ненужных вещей и посторонних вроде Распутина, — всякий раз выглядят иначе.

Странные существа, населяющие «котелки» наших «пациентов», — отнюдь не кислотный трип сценариста. Идея Psychonauts зародилась у Шефера, когда он учился в университете города Санта-Круз. В рамках курса «Психология снов» студенты изучали связь между проблемами, преследующими людей в реальной жизни, и образами, что формируются в подсознании. Гроздья мяса, свисающие отовсюду в голове Распутина, — дикое зрелище, но и у него есть вполне четкий смысл!

Арт-отдел Double Fine подхватил необычные идеи и ушел «в отрыв». Представьте себе знойный мексиканский городок с узкими улочками, бельевыми веревками меж балконов и… розовым, словно лепестки шиповника, быком, нарисованный яркими неоновыми красками на матово-черном бархате. Здесь строят лестницы к небу из карточных домиков, собаки рисуют портреты, а канализация подозрительно смахивает на залитые акварелью школьные коридоры.

Вы не задумывались над тем, каково живется юнитам в пошаговом историческом воргейме? Выгнать народ из домов на хексовую пастораль — это вам не мышью два раза ткнуть! Одним оружие подавай, другие экзотической пищи требуют, третий — расписку о компенсации… а поблизости еще Наполеон скачет. Довольный, зараза, подсказки не выдает.

Сильное впечатление производит тихий пригород, зависший в пастельном вакууме 1950-х, где по залитому «блумом» асфальту колесят гёрлскауты с пристальным ленинским взором, объезжая шпионов, неумело притворяющихся сотрудниками коммунальных служб. Обыденно? Тогда взгляните на детский утренник в декорациях «Призрака оперы» с участием безжалостного критика, чьи меткие фразы-клише разят наповал, и на редкость неженственной примадонной. А чего стоит ехидная пародия на «Годзиллу» с Распутиным в роли гигантского монстра!

При этом вычурность здорово сочетается с геймплеем. Каждый из «миров» задает свой тон и способы прохождения, не оставляя тоске ни единого шанса. Мы катаемся по линиям электропередач, разбрасываем телекинезом колонны танков, карабкаемся по небоскребам, деремся с феноменально тупыми рестлерами, выручаем кроликов, летаем на мысленном воздушном шаре и сражаемся с негодяем, видя себя через его же глаза… Кроме того, не забудьте собрать плоды воображения, прочистить пылесосом заросшие паутиной закоулки памяти, вскрыть парой мощных ударов тайники разума, пополнив коллекцию концепт-рисунков, и подобрать ключи к истерично рыдающему эмоциональному багажу.

И не надо засматриваться на рейтинг «Teen», думая, будто мы обсуждаем сопливо-махровую детскую муть. Psychonauts — все равно что слоеный пирог. Молодое поколение заманивают на хрустящую корочку — эффектные трюки и бодрый расстрел врагов. Люди постарше смогут оценить полет фантазии художников, получить удовольствие от многочисленных отсылок к массовой культуре и, наконец, насладиться высоким штилем шеферовских текстов. Ценителям первейшего из искусств достанутся 40 с гаком минут отличной режиссуры в роликах, а знатоки игровой музыки промокнут шелковым платочком ностальгическую слезу — Питер МакКоннелл (Peter McConnell), известный по Full Throttle и Grim Fandango, написал как всегда потрясающий саундтрек.

«Okay, Mr. Bun. You and I are going to be tight»

Дружелюбия к пользователю дизайнерам не занимать. Потеря «жизней» в мире снов ничем не грозит — Раза просто выбрасывают из чужой черепушки в суровую реальность, предварительно запомнив все его достижения. Быстро вернуться в нужную часть мозга помогают вездесущие зеленые червяки, смачно жующие «бубль-гам». Да и с воздушной эквилибристикой не придется воевать заново — после очередной локации игра создает пружинящую платформу, позволяющую проскочить трудное место. Ну, а если попался чересчур гнусный противник, взмахните вынутым из кармана беконом, и старикан Круллер мгновенно примчится с подробным (и главное — дельным!) советом.

Все предыдущие зоны доступны вплоть до прощального занавеса. Прерванный поиск «вкусностей» можно продолжить в любой момент, уже не отвлекаясь на «боссов» и головоломки. Плюс кое-где открываются ранее закрытые районы (хинт: особенно у Молочника). Psychonauts — редкий случай, когда отсутствие традиционных «сейвов» не воспринимается как плевок в душу.

Лишь последний уровень, в котором сложность возрастает в геометрической прогрессии, заслуживает порки. Прилюдно. Его нельзя назвать плохим — в конце концов, с картинкой, шутками и оригинальностью там порядок, — но кактусы из комнаты с компьютером лучше выставить, иначе они впитают в себя годовую дозу негативных эмоций. Рекомендуем заранее закалить нервы, отточить глазомер, «раскачать» героя до 90-го ранга, превратив его в регенерирующего терминатора, и не забывать о невидимости.

Техническое исполнение соответствует всему остальному. Конечно, четыре года разработки под Xbox не прошли даром — модели и антуражи частенько балансируют на грани примитивизма, но превосходное чувство меры художников и общий настрой спасают игру от провала. Претензий к камере нет. Смотрит куда надо, в стены без спросу не лезет, при наличии патча v1.02 перестает заглядываться на важные цели и поддерживает честный «mouselook». Движок шустрый, раскладка удобная, звук многоканальный, с геймпадом — дружба навек. Идеальный порт.

«When are you going to shut up and kiss me?»

Финал, ведущий в потенциальный сиквел, настораживает. Тим Шефер неоднократно говорил о том, что предпочитает заниматься исключительно своеобразными проектами.

Раз, не смей идти за Джейд из Beyond Good & Evil! Слышишь?..

1Прочтите вслух название агентства. Получится «Psycho»+«nuts». Тонкий фонетический юмор.

2Обязательная покупка номер два — магнит, притягивающий разбегающиеся «аптечки», «ману» и «патроны».

Рецензии пользователей
на Psychonauts2

Игра моего детства. "Немного" моей истории: Когда-то примерно в 2004-2005 году, мой отец (мне было 4-5 лет) дал поиграть в демку этой игры с самой первой локацией и первом "мозговом мире". Я прошёл её на одном дыхании, это было шедеврально, но при проходе, в так называемый "открытый мир", основную часть лагеря — к сожалению демка закончилась. И я просто переигрывал её мечтая пройти дальше. В 2005-2006 году, мы сходили с отцом в цирк, где было 2-а акта и между актами (зря он это сделал) — он подарил мне диск с ПОЛНОЙ версией данной игры, мой восторг сложно было описать словами, я так сильно хотел в неё поиграть, что уговорил его уйти со второго акта домой и поиграть в эту игру. Я не пожалел, но спустя долгое время мне до сих пор немного стыдно за это. И вот в 2021 году я перепрошёл эту игру и на моё удивление всё также круто, как я это и помнил, игра принесла очень приятные впечатления и нотку ностальгии. Я очень рад, что вышла вторая часть этой игры и рад отличным отзывам. Но я в неё до сих пор не играл, жду русскую озвучку, которая вся в активной разработке. В игре превосходный геймплей, разнообразие уровней, интересные персонажи, ты просто не знаешь, чего от неё ждать, она тебя постоянно удивляет. Мою оценку вы наблюдаете. 
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Чуть-чуть всего - платформера с поиском, боёв, головоломок. Связано всё неплохим сюжетом. При этом никакой из элементов не выше среднего - как платформер ну ок, типичная ситуация, когда на уровнях надо много всякой ерунды собирать, но самую многочисленную в принципе не надо собирать всю, но за неё в том числе дают опыт, за который немного улучшаются некоторые способности. Боёвка тоже никакой сложности не представляет, да и разнообразием не блещет. Редкие враги в небольших количествах, мало что могущие. Загадки да, периодически интересные, но явно не годятся в качестве основы игры. Графика так и вообще нарочито исковерканная и может вызывать отторжение у людей, хотя кое в чём такая карикатурность может быть и оправдана. Короче тоже середняк.

За счёт чего игра выигрывает, так это за счёт того, что при отсуствии проседания в среднем исполнении отдельных вещей, вместе это склеивается прикольной атмосферой и идей - сама концепция путешествий по людским разумам это офигенно, поначалу тут это просто прикол с детским лагерем и небольшими приколюхами с разными детьми, когда одному белки нашёптывают желания всех убивать, а Михаил с точным русским акцентом ищет лысого пси-медведя для рестлинга. Но с середины игры всё разворачивается в эпичные представления. Мозг рыбы-мутанта и мозги шизофреников из психушки, где у каждого в голове отражение его собственных тараканов - получаются ну очень разнообразные по впечатлениям и загадкам уровни, пускай геймплейно это примерно одинаковая беготня туда-сюда.

Поэтому в игру и надо играть - ради довольно уникальных впечатлений. Также вполне может быть входом в платформеры для начинающих.
Больше…