Светлая тема

Рецензия на игру Психотоксик: Врата Ада

Psychotoxic — шутер с трудным прошлым. Неоднократные срывы сроков релиза, потеря партнера в лице CDV, закрытие и последующая «разморозка» проекта… Коллектив маленькой немецкой студии Nuclearvision достоин награды за упорство и волю к победе. Новый издатель, правда, не бог весть что — Whiptail Interactive давно известна своей привычкой подбирать проекты, пугающие крупные фирмы, — зато авторам удалось попасть в супермаркеты США и заманить доверчивых покупателей коробкой с грудастой девицей.

Разумеется, одного желания сделать игру недостаточно; необходимо иметь талант, четкую концепцию и руки, начинающиеся в области плеч, иначе на полках магазинов окажется сущая гадость. Например, Psychotoxic.

Добро пожаловать в китч

Кое в чем «ядерщики» не ошиблись. Основной источник претензий к современным экшен-играм — однообразие уровней — погребен под 26 картами, которые никак нельзя упрекнуть в копировании друг друга. Морской порт, станция и вагоны метро, канализация, художественный музей, штаб-квартира безликой японской корпорации, аэропорт, президентский лайнер, здание ФБР — на программу визита грех жаловаться. Особенно если учесть вторую часть списка. Затонувшая Атлантида, где покоится «Наутилус», сдавленный щупальцами гигантского кракена; выцветшее средневековье в духе голливудских «ужастиков» 1930-х годов; коровы в касках, с пулеметами вместо вымени и в декорациях Второй мировой; неловкая пародия на детские мультфильмы — как вам такой набор? До Painkiller далековато, но фантазия, по крайней мере, пыталась взлететь.

Не поскупились они и на сюжет, точнее, на завязку, объясняющую происхождение этого винегрета. Девушка с «говорящим» именем Анджела Профет, умеющая проникать в чужие мысли, отправляется в Нью-Йорк. Её цель — остановить вирус, превративший человечество в толпу разъяренных психов, и разобраться с гнусным злодеем Алистером Кроули. Он, кстати, дико похож на Калеба из Blood; не хватает лишь нормального голоса, вменяемых реплик да шарма. Среди его подручных — размалеванный детский скутер в роли финального «босса» и жирный оборотень, мастерски исполняющий сальто. Страшен немецкий каннабис, обогащенный солями тяжелых металлов…

Шутки, еще более плоские, чем камбала, придавленная бетонной плитой, не вызывают ничего, кроме искреннего сочувствия к создателю диалогов — чую, нелегко бедняге в жизни со столь отвратительным чувством юмора. Обмен фразами протекает в предсказуемом русле. «Ты — избранная, судьба планеты — в твоих руках!» «Я? Да что вы!» «Дык, ты, типа, загляни вглубь себя…» По сути, весь сторилайн — череда перебежек от одного NPC к другому, причем развивается он только в кошмарных пререндеренных роликах. Разбавьте мутную жижицу вялыми хохмами закадрового помощника по кличке Макс, и получится штука ядреней, чем коктейль из речного окуня.

Анимация — это… Непросто подобрать приличный эпитет, емко передающий всю степень ее убожества. Попробуйте представить себе пластиковых кукол c каменными лицами, примитивными подергиваниями губ и грацией собаки AIBO в момент разрядки аккумулятора. Даже роботы из MechWarrior шагают изящнее дойче-мутантов! Хотя ничто не сравнится с блюстителем порядка, встающим на четвереньки, дабы лучше прицелиться. А как дергается женоподобное чудище у шеста в баре! Поблескивая парафиновой кожей, оно оседает на пол и перекладывает ноги так, словно у него вместо них громадные бревна.

Комедийность усиливается корявой физикой. Предметы обладают почти нулевым весом, а трупы принимают такие позы, что ваш любимый складной диван полиняет от зависти. Тут и «ель, рухнувшая в тайге», и «пардон, мне приспичило прямо тут», и «мои локти вывернулись наизнанку»… Лицензировать! Срочно!

ИИ умер, не приходя в сознание. Увернуться от гранаты, да и то в двух случаях из пяти, — всё, на что способны чокнутые агенты ФБР и их коллеги из SWAT. Раненые норовят удрать, но запал быстро кончается — несчастные пробегают несколько метров и вновь лезут в бой. Отдельные гады, вроде привидений, над которыми, судя по количеству полигонов, трудился пятилетний ребенок, вообще никуда не сворачивают.

Зато в рефлексах и глазомере чучелам не откажешь. Стреляют точно, часто и, что самое обидное, больно. За те доли секунды, что вы потратите на попытку сориентироваться в новой комнате, вас успеют по уши нашпиговать свинцом. А уж на «мясе» авторы не экономили. 8-10 зорких тушек в помещении на средней сложности — норма для Psychotoxic. Впрочем, гибель от рук снайпера, окопавшегося на едва приметном балкончике, раздражает ничуть не меньше. Одолев два-три уровня, вы начнете молиться, чтобы болван, притаившийся в засаде за соседним углом, заснул на посту и не услышал цокота каблучков мисс Профет.

Под стать интеллекту и общий дизайн. В 90% миссий нам дают одно и то же задание: пройти по единственно верному пути, собрать горы разноцветных ключей и истребить всё, что шевелится, не забывая регулярно придавливать кнопки «quicksave» и «quickload». Конечно, есть исключения, но приятными их не назовешь. Вам предложат безжалостный «стелс», утомительные прыжки и бег по узким доскам над пропастью (эффект скользких ботинок прилагается), метания по огромному парку в поисках очередного триггера и тоскливый отстрел вертолетов в небе Нью-Йорка. На десерт — «респаун», вылеты в Windows, «тормоза» на ровном месте и битые «сейвы». Bon appetit!

Комплекты оружия (один — для реальности, второй — для мира снов) отобраны согласно ГОСТу для низкобюджетных шутеров: пистолет, винтовка, автомат, миниган, шотган, нож, дубинка, огнемет. Жалкая пригоршня специальных умений дополняет арсенал: самолечение, невидимость, хлипкий силовой щит и «буллет-тайм» (он почему-то влияет не столько на врагов, сколько на героиню, замедляя реакцию игры на нажатие клавиш).

Такая вот беда бывает иногда

А ведь они старались. Нарисовали много, пусть унылых и «замыленных», но все же разнообразных текстур, приправив действо парочкой густо пикселизированных спрайтовых взрывов. Не поленились сотворить два десятка скучных противников и украсить карты мелкими деталями, выбрав наиболее кислотные оттенки для фонового освещения. Записали 50 минут бездарного электронного эмбиента и почти вдвое больше — ужасной озвучки, включающей, пожалуй, самые глупые вопли, что мне доводилось слышать за последнее время.

Китч чистой воды, триумф маразма над геймплеем и уродства над красотой. Диск — в форточку, разработчиков — в Антарктиду, продавцов, выдающих это за новейший мегаблокбастер, — на электрический стул.

P.S. Один из «плохишей» — здоровенный niggah с битой в левой руке и рождественским подарком (sic!) в правой — носит майку с надписью «Nuclearvision Sucks». +1 за самокритику, господа.