Светлая тема

Рецензия на игру R.A.W.: Проклятье древних королей

«Сделать хоть что-то на слабом движке, лишь бы работало,» – наверное, таким принципом руководствовалась Wizarbox, создавая R.A.W.: Realms of Ancient War. Но французы чересчур увлеклись отсеканием «лишнего». Жаль художников – теперь мало кто увидит, сколько труда они вложили в проект.

Французская литература

Зато широкая публика не узнает, как схалтурил сценарист. Четыре королевства воюют с незапамятных времен, повод для раздора давно позабыт, и вот наконец их владыки решили заключить перемирие. Встретились в Храме героев, но… у троих отшибло память, а четвертый и вовсе пропал. Кому суждено его отыскать — воину, охотнице или магу — выберет игрок.

У каждого своя предыстория, но не надейтесь на размах Dragon Age: Origins – её хватает всего на полчаса. Потом дух исчезнувшего правителя вселится в вашего персонажа, научит временно брать «боссов» под свой контроль и поведет в соседние королевства – открывать порталы, дабы избавить мир от Великого Зла. Разнообразные, хорошо прорисованные (в меру способностей тщедушного движка) локации сменяют друг друга и не надоедают. Более того, нас не гонят теми же тропами, даже когда посылают в «турне» второй раз.

О причинах такого путешествия умолчу, но от упоминания диалогов, рассчитанных, видимо, на дошкольников, удержаться не могу. Вот, к примеру, разговор с живым деревом, преграждающим проход:

– Кто посмел потревожить мой сон?
– Пожалуйста, пропустите меня!
– Что ж, похоже, смелости тебе не занимать.

И ведь пропустил же, хоть и с ответной просьбой! Другой случай: шеф-повару гномьего замка понадобилось очистить комнаты от пауков. После выполнения задания он заявил мне: «Я знал, что ты сочувствуешь гномам». Плевать, что по пути я уложил сотню его собратьев, а в замке орудуют адские создания пострашнее каких-то пауков. Зря разработчики не стали озвучивать беседы – глядишь, сообразили бы, что за дикость у них получилась.

Тысяча чертей

«Сборная» монстров – тоже кошмар R.A.W., но пугают они не только четкими движениями роботов и неказистыми модельками. Жители королевств дерутся бок о бок с волками, ходячими скелетами, вездесущими пауками и потусторонними тварями. Верх абсурда – императорский лабиринт, где, похоже, собрался весь бестиарий. Впрочем, кто тут еще потусторонний, я бы поспорил. Нежить-то лезет из-под земли (может и сквозь брусчатку или деревянный мост пробиться), а живые существа просто появляются из воздуха безо всяких эффектов. Объединяет их одно умение: все предпочитают нападать подло, с тыла, с «зачищенных» территорий, реагируя почти на любой вскрытый сундук…

…или взятый квест. R.A.W. не доросла ни до ветвящихся коридоров Diablo, ни до просторов Torchlight 2. Ее удел – узенькие дорожки с тупиками либо небольшими развилками, и по заданию нас нередко отсылают назад – кого-то убить или оповестить. А там – снова армия туповатых любителей возникать из ниоткуда и атаковать под уморительное «Ы-а-а-а-а!».

Даже радости от трофеев не испытываешь. Разве что названия развлекают. В Wizarbox не углублялись в дебри префиксов, поэтому в игре полно каких-нибудь «священных красных поножей», а уж найти ближе к финалу мощный «тренировочный меч» – обычное явление.

По традиции большинство предметов – хлам, только здесь не гонишься за каждой копейкой, потому что тратить деньги некуда. Торговцы стоят прямо посреди поля боя (один вел дела через тюремную решетку) и продают в основном зелья, хотя требуются они нечасто – здоровье регенерирует с такой скоростью, что герои иных шутеров помрут от зависти.

Непопулярная механика

Для «прокачки» авторы вывели 17 (семнадцать!) параметров, где среди привычных «силы», «ловкости», «мудрости» есть таинственные «проворство» и «поспешность»1, однако ни об их значимости, ни о взаимосвязи нам ничего не сообщили. Да и не нужно, ведь самостоятельно изменить их мы не вправе. Подобно Diablo 3, характеристики растут автоматически. На них влияют одежда и оружие, причем комплексно – прирост идет в нескольких строках. Хорошо хоть путаницы нет – указав в инвентаре предмет, вы увидите, насколько вырастут значения, если его использовать.

А вот выбор активных и пассивных умений «хардкорнее», чем у Blizzard. Каждый навык закрепляется за персонажем раз и навсегда, если не повезет найти редчайший «Свиток потери памяти». Большинство можно улучшить лишь дважды (воскрешение без уплаты «камня души» не так полезно, как кажется – умираешь тут редко). Удивляет, что под них отвели всего две «горячие» клавиши, да еще нажатие «Tab» активирует второй набор вместо первого. Правда, и пары убойных ударов хватает за глаза, тем более что без «имбы» не обошлось.

* * *

И все же R.A.W. не вызывает ненависть. Она примитивна, но не страдает многими недостатками низкопробных поделок. Не раздражает труднопроходимыми «боссами». Не заставляет с лупой в руках процеживать найденное добро (ценные «шмотки» видно сразу). Не выдает унылую серую мешанину за декорации. И очень коротка по жанровым меркам — не успевает опостылеть.

Увы, даже если этого будет достаточно, чтобы кого-то заинтересовать, сыграть вместе можно только за одним монитором, причем на РС необходимы два геймпада от Xbox 360. Других вариантов не предусмотрено.

1Терминология локализованной версии.