- Главная/
- Игры/
- Rayman Legends/
- Рецензия
Рейман впервые появился на экранах уже под закат золотой эры двухмерных платформеров, в 1995-м. Но ему хватило харизмы, чтобы стать героем трех больших игр, прежде чем отправиться в жанровую ссылку и тянуть там низкобюджетную лямку в компании Бешеных кроликов. В конце нулевых, к счастью, платформеры вновь начали набирать популярность, и наш загадочный персонаж с необычной анатомией совершил триумфальный камбэк. В Rayman Origins он вновь попал под крыло своего создателя, геймдизайнера Мишеля Анселя, который вернул РейманаРэРРHывавалцвыа к его жанровым корням, собрав массу восторженных отзывов от публики и критики. Rayman Legends — прямое продолжение тогдашнего успеха.
Детям не игрушка
Точнее всего ощущения от Legends передает один звуковой эффект: когда Рейман находит какой-нибудь тайный тоннель или проход, из динамиков раздается восхищенно-удивленное «о-о-о!» от невидимых зрителей. Вот и мы готовы гудеть в той же манере: когда первый раз видим безупречно нарисованный мир, когда понимаем, как надо решить ту или иную головоломку, когда выполняем особенно сложный маневр.
Есть и другое — обманчивое — ощущение, возникающее во время вступительного мультфильма, где добрый волшебник будит Реймана от столетнего сна, чтобы тот спас нацию синих коротышек. Кажется, будто ты только что нашел идеальную игру для воспитания игрока в собственном ребенке или в любимом племяннике. Это не так. Современные дети, конечно, технологически более продвинуты, чем «поколение 16-бит», но Legends довольно быстро дает понять: здесь место только бойцам старой закалки, готовым прыгать с тарзанки на движущуюся платформу, уворачиваясь от привидений и одновременно управляя летучим помощником — улыбчивым лягушонком Мерфи, в предыдущих частях обучавшим игрока правилам.
Мерфи и его помощь весьма разнообразят привычную, казалось бы, формулу «бегай, прыгай, собирай». И не только он — Ансель наполнил игру рядом неожиданных заимствований из мира мобильных развлечений. На каждом уровне Рейман (или любой из других персонажей, которых можно разблокировать) должен спасти определенное количество малышей. Если не удалось спасти всех за одно прохождение, ничего страшного — можно начать уровень заново и сосредоточиться на пропущенных ранее крошках, а в конце засчитают общую сумму. Напоминает, скажем, Bad Piggies, где игрока побуждают проходить каждый уровень по несколько раз.
Само разделение платформера на короткие уровни, доступ к которым открывается накоплением спасенных человечков, тоже роднит приключения Реймана с мобильными хитами. Обновляющееся каждый день онлайн-состязание и другие элементы, подталкивающие к тому, чтобы возвращаться к Legends пусть и короткими сессиями, но регулярно — оказывается, это работает не только в контексте фейсбучно-телефонных симуляторов фермера. Для полного комплекта не хватает только микроплатежей — но их, думается, и не будет. Ансель адаптировал старую жанровую формулу под нынешние тренды, не пойдя при этом на компромисс в сложности.
Твори добро по всей земле
Legends, конечно, не Super Meat Boy, но попотеть придется. И ведь не бросишь — игра построена так, что поначалу мы наслаждаемся визуальными красотами, и уже готовы сказать, что все поняли, как вдруг Ансель резко меняет механику. Рейман то уменьшается в размере, чтобы пролезать в маленькие норки, то ныряет под воду, скрываясь от охранных зондов, то начинает стрелять. Уровень, на котором Рейман превращается в утку, а Мерфи проедает ему дорогу по залежам тортов — и вовсе шедевр.
Если этого почему-то не хватит, то в Legends встроены 40 уровней из Origins — неслыханная щедрость. Правда, открыть их будет непросто. Плюс есть дурашливый мультиплеерный футбол, которым легко увлечь гостей на вечеринке. А если гости уже посвящены в курс дела, можно весело разложить прохождение обычных уровней на четверых, как было в предыдущей части (а на Wii U можно и впятером — пятый будет управлять Мерфи с GamePad’а).
Не отключайся
Legends хочется для порядка за что-нибудь покритиковать, упрекнуть в каком-нибудь несовершенстве, но на ум приходит разве что корявый DRM-сервис Uplay, к которому игра имеет несчастье быть присобаченной: когда на серверах ведутся работы, запустить Legends невозможно. А больше никаких объективных недостатков у игры и впрямь нет. Да, некоторые моменты не даются ни с первого, ни с пятого, ни с десятого раза. Да, часто возникает ощущение, что собрать всех светлячков, заменяющих здесь кольца и монетки, невозможно чисто физически. Но, как уже было сказано, Legends не стесняется своей сложности и предназначена для «тех, кто понимает». Зато игра щедро вознаграждает тех, кто научился быстро нажимать кнопки и освоил-таки проклятый wall jump.
* * *
Rayman Legends — яркий пример того, что современный платформер живет отнюдь не только ностальгией, но и активно развивается, охотно впитывает новые течения и не чурается заимствований. Последняя игра Анселя не просто сопоставима с лучшими образцами жанра — она вполне серьезно может претендовать на звание нового эталона. Это заметный шаг вперед по сравнению даже с великолепной Origins. В конце концов, это просто красивая игра с обаятельными персонажами, кучей контента, превосходно отрегулированной механикой и рядом остроумных находок — что еще нужно?