Super Meat Boy
Рецензия
То, что Эдмунд Макмиллен (Edmund McMillen) — личность как минимум незаурядная, стало понятно еще после премьеры Gish. Однако на протяжении шести лет, минувших с той поры, сумасшедший гений большую часть времени тихо рисовал флэш-игры для Newgrounds, нигде особенно не отсвечивая. Поводом снова заявить о себе для Эдмунда стал его Meat Boy. «Платформер» набрал на упомянутом сайте под миллион просмотров и приглянулся самой Nintendo (в итоге оказавшейся не у дел). Именно с подачи японцев сегодняшний герой, позвав на помощь программиста Томми Рефенеса (Tommy Refenes), и решил избавить хит от браузерных оков.
I see dead squirrels
За неполную пару лет разработки от прототипа остались разве что персонажи да общая идея. Являясь по сути данью играм восьмибитной эпохи, Super Meat Boy по-доброму их пародирует и доводит до абсурда все, чем они запомнились: простое управление, регулярно возникающее желание разбить геймпад1 об стену, незамысловатый сюжет… Впрочем, можно ли историю о Мясном парне, вызволяющем Пластырь-девочку из плена обидевшегося на мир Эмбриона в смокинге, назвать более абсурдной, чем приключения итальянских водопроводчиков в грибной стране?
На пути к возлюбленной — около сотни обязательных уровней и вдвое больше побочных. Обычно они представляют собой нагромождение платформ, шипов, циркулярных пил и вообще всего, что подсказывало детское воображение, пока вы чертили этапы для Ghosts 'n' Goblins в тетрадке по математике. Причем сложность возрастает очень плавно, и вместо того чтобы немедленно бросить игрока в ад (хотя дойдет и до этого), разработчики дают время погулять по еловому лесу в компании белочек и привыкнуть к управлению. На все про все — четыре кнопки: влево, вправо, разбег, прыжок; но вместе с правдоподобной физикой и умением липнуть к стенам их хватает для преодоления любого препятствия. Впрочем, часто не с первого и даже не с десятого раза.
Как и в N/N+, думать при прохождении некогда, да и не нужно. Куда важнее кошачья реакция и хорошая моторная память. Уловили подходящий момент для прыжка, удержали кнопку ускорения ровно на полсекунды, вовремя сымпровизировали — и вас не просто пропустят дальше, но и, возможно, откроют усложненную, «темную» версию уровня. Поражения раззадоривают, однако почти не раздражают: в качестве наказания Мясного парня только возвращают на исходную позицию, без малейших задержек или лишения «жизней». Тем забавнее смотреть повторы, где спасти Пластырь-девочку пытается целая орава кровоточащих кубиков.
Или, например, орава капитанов Виридианов. Тех, кто собирает изредка встречающиеся пластыри (тоже не самое легкое занятие на свете), вознаграждают персонажами популярных «инди»-игр, обладающими каким-нибудь полезным талантом. Этой же цели служат еще более редкие порталы, переносящие героя в другие миры: восьмибитные или вовсе четырехцветные. Самых стойких к ностальгии добивают «глючными» этапами — юмор наверняка оценят бывшие владельцы картриджей для «Денди».
Правильное настроение создает и великолепный «чиптюн» за авторством Дэниэля Барановски (Daniel Baranowsky). Особенно удалась музыка, звучащая в битвах со скучными «боссами»; без нее мириться с зашкаливающим счетчиком «рестартов» было бы гораздо тяжелее. Приз за терпение — безумные мультфильмы, осмеивающие штампы современных пафосных видеоигр. И все же для любого дожившего до финальной заставки куда приятнее будет мысль о наконец-то стихшей боли в пальцах.
* * *
Целиком построенная на рефлексах и требующая ювелирной точности в управлении, Super Meat Boy — одна из сложнейших и интереснейших игр ушедшего года. Но когда на дворе второе десятилетие XXI века, а в телевизорах — DJ Hero 2 и Dance Central, надо быть «гиком», чтобы получать от нее удовольствие.
1Или клавиатуру. Но «для вашей же безопасности» создатели настаивают на подобающем жанру контроллере.