- Главная/
- Игры/
- Red Orchestra: Ostfront 41-45/
- Рецензия
Настоящие шедевры часто приходят без приглашения. Задолго до премьеры мы гадали, чем нас сумеют поразить создатели Battlefield 2 или The Elder Scrolls 4: Oblivion, вчитывались в скупые строки официальных пресс-релизов и десятки раз прокручивали видеоролики. А вот Red Orchestra… Уверен, что большинство читателей (за исключением профессиональных сетевых игроков и историков) вообще впервые видит это словосочетание.
Впрочем, даже в загнивающем мире «чистогана» регулярно случаются чудеса. Кто бы подумал, что никому не известная студия, вооружившись бородатым Unreal Engine 2.5, смастерит могучего конкурента Battlefield 2 и уложит на лопатки мелюзгу вроде Day of Defeat: Source? Мог ли я сам предположить, что буду серьезно обсуждать преимущества и недостатки винтовки Мосина (с «революционным» штыком и ручным выбросом стреляных гильз), считая ее оружием победы в лихой многопользовательской схватке? В облике Red Orchestra удивляет решительно все.
Красная метка
Если говорить без обиняков, то RO — явный клон Battlefield 1942. В роли «завлекалочки» выступил нестандартный для «стрелялок» по мотивам Второй мировой антураж. Восточный фронт до сих пор не удостаивался чести стать главной темой экшена, рожденного на Западе. С одной стороны — идейно подкованная немецкая армия, с другой — бесстрашные части РККА… Американцев просто нет, и с учетом последних тенденций индустрии (в Battlefield 2 и Battlefield 2142 Россию искать не стоит) этот скромный научно-популярный факт бьет в самое сердце, заставляя полюбить игру еще до того, как неспешный Steam закончит установку.
Чарующие различия обнаружились в бесконечно важных «мелочах». К примеру, в Red Orchestra отсутствует неприличный крестик на носу — нужно совмещать целик с мушкой. Решили схитрить и воспользоваться маркером? Здесь вам не The Regiment, и пули, выпущенные от бедра, летят очень приблизительно. Расстрелять кого-либо в упор из автомата не проблема. Но если противников разделяет 3-4 метра — дело труба.
Движение перебежками является единственным способом продлить жизнь. Чтобы понять, почему драгоценная «стамина» быстро утекает и медленно восстанавливается, попрыгайте на досуге по слякотной весенней полянке в хлюпающих кирзовых сапогах и с увесистым вещмешком за плечами. «Огонь прикрытия» — очередной фокус, недоступный пониманию разработчиков «попсовых» шутеров. Летающие в непосредственной близости от головы кусочки свинца основательно «замыливают» экран, мешая адекватно воспринимать действительность. «Умные» люди тут же побегут отключать «блюр» (а заодно и перекрывающую обзор траву), но я бы не советовал так поступать. Играя в Red Orchestra, хочется победить честно.
А развернуться есть где. Чертова дюжина карт дарит массу возможностей для активного отдыха. «Arad» с бескрайними полями, нарочно «заточенными» под танковые баталии. «BaksanValley» с вечно моросящим дождиком и переходящими из рук в руки «достопримечательностями». «Barashka» — за смешным названием спрятана жаркая бойня за мост. «Basovka», позволяющая на собственной шкуре прочувствовать «прелести» окопной войны. «Caucasus» с романтичными развалинами и узкими горными тропками… Каждый уровень по-своему хорош и насчитывает немало поклонников (даже у пасторальных украинских деревушек из «HedgeHog» нашлись почитатели). Для жителей бывшего СССР особенно интересны полуразрушенные одесские улочки и руины Сталинграда. Живая история. Ну, и конечно, нельзя умолчать о горячо любимой мной «Konigsplatz». Поставивший финальную точку в безжалостном конфликте наций штурм Рейхстага заслуживает «пяти с плюсом» независимо от того, под каким знаменем вы воюете.
Столь же высокой оценки достойна графика. Увещевания «хардкорных» слоев населения, убежденных, что компьютерная игра априори обязана быть страшненькой, были проигнорированы. Визуальная составляющая смотрится неплохо, хотя и не дотягивает до Battlefield 2 или Call of Duty 2. Кровь и прочие «элементы насилия» по-настоящему пугают. В Red Orchestra нет рек и озер томатного сока из 25 to Life, равно как и запредельной стерильности Medal of Honor. Борьба режимов предстает практически в документальном виде. «Проклятый фашист», получив прикладом в лоб, теряет каску, попавшие под раздачу артиллерии бедолаги ласточкой взмывают в поднебесье, в кустах можно наткнуться на чью-то оторванную взрывом ногу… Дабы сберечь наши нервы и оперативную память, трупы, полежав минуту, тают в насыщенном ненавистью воздухе.
Симметрия определенно не по нутру создателям Red Orchestra. Карты совершенно не сбалансированы, но это не повод покричать, а приятное разнообразие. Кое-где победа плавает на поверхности, а в соседнем районе ее приходится вырывать ногтями и зубами. Защита затерянной в горах церквушки не потребует от вас невероятных талантов, однако жуткая интифада в Сталинграде забудется нескоро — мне всего пару раз доводилось видеть, чтобы доблестные красноармейцы одерживали там верх. Игра предлагает нам три основных типа развлечений — «атака», «оборона позиции» и «борьба за территории». Не уподобляйтесь новичкам, которые бегают по округе в поисках «фрагов» и приключений. Читайте «брифинг», внимательно изучайте план местности, используйте коварные удары с фланга и тыла, и очки посыплются, как из рога изобилия.
Гранатой и штык-ножом
Деление на классы в Red Orchestra таково — «strelok», «strelok avto» (боец с полуавтоматической винтовкой), «avtomatchik», «pulemetchik», «sniper», «komandir otdeleniya», «saper», «PT-soldat», «ekipazh tanka» и «komandir tanka» (разница между двумя последними «амплуа» смехотворна). Количество вакансий строго ограничено. Впрочем, «Мосиных» хватит на всех. Гениальной системе отрядов из Battlefield 2, увы, не досталось кресла в партере, а сержантские нашивки не предоставляют особых привилегий, кроме права вызова артподдержки.
Образцы вооружения прекрасно знакомы любому игроку. Архаичные винтовки смущают сверхъестественной точностью (с ней примиряет лишь кошмарно медленный темп огня). Отличие «снайперки» от обыкновенной Mosin-Nagant — в намертво закрепленной оптике. Найти управу на строптивый взбрыкивающий ППШ поможет опыт — даже на средних дистанциях от «партизанского автомата» толку мало. Освоить бестолковый «Панцерфауст» еще труднее. Дабы попасть в цель, надо «на глазок» прикинуть расстояние и изменить угол прицеливания. Противотанковое ружье куда гуманнее к владельцу. Тут важно подобраться к гусеничному чудовищу с нужной стороны, хотя иногда толстенная броня выдерживает удар.
Сапер борется с техникой намного эффективнее. Танк, увлеченный спором о смысле бытия, представляет собой идеальную жертву. Люки задраены, видимость минимальная — экипаж ни за что не заметит храбреца с туго набитой динамитом сумкой. Жаль, больше двух зарядов в руки не дают. Пополнить боезапас разрешено на складе, причем неприятельские харчи на вкус не хуже родных. Прирожденные диверсанты рано или поздно разживутся боевыми трофеями. Советский пехотинец со знаменитой STG-44 (недоброжелатели считают, что Калашников срисовал с нее формы АК-47) или MG-42 (лучший пулемет в игре) — это стильно. Главное — одолеть интерфейс, мешающий свободно менять «пушки».
Управлять танками на удивление удобно. Соотношение «играбельность/реализм» выбрано поистине мастерски. Разработчики удержались от соблазна превратить проект в жесткий симулятор и не опустились до уровня Battlefield 2. Для комфортной игры необходимо два человека — водитель и стрелок. В принципе, можно справиться в одиночку, но учтите, что орудие перезарядится только в том случае, если в башне кто-нибудь сидит (маневрировать, уклоняясь от вражеского огня, нельзя). Режим от третьего лица по понятным причинам не функционирует. Сквозь смотровую щель ни ганса не видно? Попробуйте вылезти в «форточку» (вместе с пропитанным запахом пороха ветерком туда порой залетает шальная пуля). Незыблемые деревья и заборы — «скелет», доставшийся Red Orchestra по наследству от серии Battlefield. К условностям такого рода я, к сожалению, привык, однако никогда с ними не смирюсь.
Удручает лимит на 32 игрока. Игра на полностью забитом сервере — скорее исключение, чем правило (народ постоянно приходит и уходит), а многие карты без проблем потянули бы и более серьезный трафик. На худой конец есть боты, к сожалению, невероятно тупые и напоминающие ходячих зомби.
Фильтры, ограждающие нас от «городов-призраков», — одно из несомненных достоинств Red Orchestra. Настроек мало, зато все под рукой. Истребление «читеров» поставлено на поток. Если противозаконные действия засечет круглосуточно стоящий на страже родины «VAC Shield», нарушителя ждет пожизненный бан. Страх перед наказанием вкупе с его неотвратимостью сработали — виртуальные «жулики» мне пока не встречались. Ставки слишком высоки, чтобы рисковать, тем более что званий и медалей рекорды не принесут.
В заключение упомяну о голосовой связи. При проигрывании входящего сообщения громыхание боя приглушается. И я искренне рад, что немцы лопочут на чистейшем немецком, а наши соотечественники — на русском. Другое дело, что они говорят. Засилье мата кое-как можно стерпеть, в отличие от неожиданной фразы «в Бобруйск, животные!» (загляните в раздел «insults»). Спасибо русскоязычным тестерам — «удружили». То же самое стоит сказать и о вольном пассаже про людей нетрадиционной сексуальной ориентации, которые, в строгом соответствии со словами песни, «идут». Я верю, что «Чугунный скороход» — круто и альтернативно, вот только в контекст игры подобный «юмор» совсем не вписывается.
Драка по-взрослому
Квинтэссенция войны. Первый пуленепробиваемый хит 2006 года. Великолепный подарок для ценителей жанра. Уникальность Red Orchestra в том, что, обращаясь к заезженной теме, она дарит свежайшие впечатления. Именно эта особенность заставила меня закрыть глаза на мелкие технические недоработки (иногда карта загружается, а подключения к «хосту» не происходит) и отсутствие ранговой системы. Освоившись в жестоком, но потрясающе честном и всамделишном мире игры, трудно без снисходительной улыбки взирать на серию Call of Duty, Battlefield 1942 или Day of Defeat.