Среднее время в игре: 8 часов
Светлая тема

Рецензия на игру Resident Evil Revelations

В последние годы попытки Capcom развить свой ключевой сериал Resident Evil раз за разом дают осечку. Шестая часть похоронила все успешные находки некогда прогрессивной Resident Evil 4. OperationRaccoon City оказалась провальным заигрыванием с тактическими шутерами. The Mercenaries 3D скорее походила на небольшую скачиваемую игру, нежели на полноценную часть серии. На этом фоне выгодно выделялась Resident Evil: Revelations — эксклюзив для Nintendo 3DS, соединивший в себе элементы классической трилогии с новой «боевой» философией серии. Прислушавшись к просьбам фанатов, Capcom решила портировать Revelations на консоли и PC. Результат оказался неоднозначным.

У них так принято

Действие Revelations разворачивается между четвертой и пятой частью основной серии. Террористы из группировки Il Veltro атаковали плавучий город Террагригья — выпуcтили вирус, превративший жителей в мутантов. Федеральная комиссия по борьбе с биотерроризмом, не имея возможности остановить распространение вируса, уничтожила город. Год спустя на след Il Veltro выходят агенты Крис Редфилд и Джессика Шерават, но связь с ними теряется. На поиски пропавших коллег выходят Джилл Валентайн и ее напарник Паркер Лючиани — они попадают на корабль «Королева Зеновия», по которому бродят (вы угадали) монстры.

В дальнейшем герои узнают немало хитрых террористических планов, встречают на корабле старых знакомых и выясняют, что в команде есть не только двойные, но и тройные агенты. Revelations продолжает славные традиции японского сюжетостроения — пока западные студии привлекают к своим играм голливудских сценаристов, Capcom по старинке закручивает дикие интриги и приправляет их диалогами, от которых краснеют даже jRPG:

— Что ты думаешь об О’Брайене?

— Он не в моем вкусе.

— Ха-ха, ну, я имел в виду другое!

В некоторых эпизодах Revelations вообще отключает здравый смысл: так, оказавшись запертой в комнате, Джилл находит спасительную отвертку... под крышкой унитаза, приклеенную скотчем.

Впрочем, в игре есть и интересные находки. Например, Capcom сделала шаг навстречу тем, кто играет небольшими сессиям, и сконструировала Revelations по принципу сериала — каждый эпизод длится около часа, разбит на несколько частей и обрывается обязательным клиффхэнгером. Вернувшись в игру на следующий день, мы можем просмотреть краткий пересказ «в предыдущих сериях». Такой подход помогает игроку не терять нить повествования, даже когда авторы чередуют активных героев и локации — за счет чего игра, конечно, становится разнообразнее.

Мучительная неопределенность

В RevelationsCapcom явно хотела подружить старых и новых фанатов Resident Evil. Основное действие разворачивается на большом корабле, и сложно не заметить его сходство с особняком из первой части — особенно в те моменты, когда герои бродят по каютам. Несмотря на линейную историю, игра регулярно предлагает сделать шаг в сторону и исследовать прочие отсеки корабля: например, новые ключи открывают не только сюжетные двери, но и дополнительные комнаты, где могут находиться полезные предметы.

А вот в плане боевой механики мы фактически имеем дело с шутером от третьего лица. Revelations лишний раз подчеркивает, что серия давно отошла от жанровых норм survival horror: сделав несколько удачных выстрелов, мы можем отправить монстра в своеобразный нокдаун и, подбежав, врезать ему под дых или даже сделать «вертушку» в стиле Чака Норриса — выглядит это весьма забавно. Арсеналу игра также уделяет особое внимание: в специальных мастерских мы можем улучшать свое оружие с помощью разбросанных повсюду апгрейдов. В результате даже первый пистолет начинает стрелять очередями и останавливать врагов.

Совмещение этих двух подходов рождает противоречие: боевая часть требует безумных перестрелок с толпами врагов и напряженной беготни, но геймдизайнерские решения в духе ранних игр серии то и дело сталкивают нас с одинокими монстрами в узких коридорах, отвлекают изучением шкафчиков и записок и безуспешно пытаются подчеркнуть трагизм ситуации, наводя камеру на червивые трупы. Revelations пытается прикинуться хоррором, в то время как ее игровая механика просит другого ритма и работает по другим правилам. Если восемь лет назад в первой большой битве Resident Evil 4 Леон ополчил против себя всю деревню и бегал по колокольням и крышам от десятков зараженных крестьян, сбрасывая их с лестниц и уклоняясь от психопата с бензопилой, то здесь в первой серьезной стычке мы бьемся с мутировавшим членом экипажа в небольшом коридоре и двух комнатах с мостиком между ними. И это в 2013 году.

На двоих

Приятным сюрпризом оказывается кооперативный режим «Рейд», в котором игрок вместе с напарником проходят небольшие миссии, уничтожая по пути десятки монстров. Механика игры остается прежней, но новый контекст делает происходящее на экране более гармоничным и интересным: пропадают «лишние» элементы игрового мира (дневники, журналы, карты), появляются новые вариации монстров, ритм игры повышается и, помимо прочего, удары ногой с разворота перестают выглядеть столь комично. Наличие напарника при этом обстановку не разряжает — монстры все так же неожиданно оказываются за спиной и к тому же обладают повышенной стойкостью.

«Рейд» разом решает все метания Revelations между «классическим» и «боевым» подходом в пользу последнего, что делает игру куда стройнее. Сразу же возникает вопрос — почему Capcom заранее не спроектировала основную кампанию под кооперативное прохождение, если все равно большую часть времени герои ходят парами? И еще: если кооперативное прохождение доступно только в «Рейде», то почему новые миссии здесь открываются только по мере прохождения сюжетной кампании?

***

Очень заметно, что Revelations была изначально разработана для Nintendo 3DS. Понятно, что действие игры разворачивается на корабле, который не отличается разнообразием геометрии, но эти блуждания среди прямых углов напоминают Wolfenstein 3D. К аналогичной экономии вычислительных ресурсов относятся и двери, автоматически закрывающиеся за вашей спиной. Из-за этого у вас всегда есть возможность жульнического маневра: если враг оказался слишком сильным, можно просто уйти в соседнюю комнату, и про вас забудут. У этой особенности, правда, есть и обратная сторона: зайдя в помещение и увидев прямо перед собой жуткого монстра, мы рефлекторно сдаем назад и упираемся в уже закрывшуюся дверь — вот где настоящий хоррор.

Некоторые решения были явно спроектированы для маленького экрана 3DS — например, после открытия шкафчика камера пару секунд показывает, что в нем есть. И этот операторский трюк сопровождает открытие каждого шкафчика на протяжении всей игры. Подобные моменты вполне естественно выглядят на портативной консоли, которая не отличается мощностью и размерами экрана. Но когда действие перемещается на монитор или большой телевизор, все то, что нормально работало в карманном варианте, начинает раздражать. Плохой игрой Revelations не назовешь, но из-за дурацкого сюжета, странных геймдизайнерских решений и технического наследие 3DS вряд ли она будет интересна кому-то кроме преданных поклонников серии.