Светлая тема

Рецензия на игру Saga: Rage of the Vikings

Северные варвары

Скажите, что вы знаете о викингах? Ну, кроме того, что читали в детских книжках и видели в стареньких аркадах? Так знайте: северный народ, некогда наводящий ужас на мирных скандинавских крестьян, возвращается. Однако на сей раз викинги прибыли к нам не на грозных судах, а на маленьком блестящем диске, и почему-то вовсе не из Норвегии или Швеции, а из солнечной Франции. Saga: Rage of the Vikings разработана французской компанией Cryo, больше известной своими адвенчурами (Lost Eden, Dragon Lore), чем стратегиями.

“Rage of the Vikings” — что же напоминает это словосочетание? Rage of Mages (в русском варианте “Аллоды”)? Да, наверное, но сходство ограничивается лишь первыми словами названия. Быть может, Age of Empires? Это уже ближе к истине.

Викинги — это вроде бы уже и не первобытные времена (AOE), но в то же время еще и не средневековье (AOE II). Чего же там было интересного, что проглядели разработчики из Microsoft? А интересного было ой как много. Именно в те времена Землю населяли, кроме викингов, эльфы, тролли, гномы и прочая нечисть, взятая непонятно откуда — то ли из скандинавских эпосов, то ли из книг Толкиена.

И, если разработчики из Microsoft проглядели что-то, то у ребят из Cryo с глазомером все в порядке. В Saga очень много из того, что было обещано во вторых AOE.

Три вида

Прежде всего, графика. Если она и уступает графике из AOE II (о которой, однако, можно судить только по скриншотам, да по глюкавой альфа-версии, распространяемой нашими доблестными руссийскими волками-пиратами, и выдаваемой за настоящую), то незначительно. Такое впечатление создается из-за того, что постройки времен викингов выглядят не так впечатляюще, как средневековые сооружения. В остальном все очень похоже. Точно такой же вид сверху-сбоку, такие же реалистичные движения отлично прорисованных юнитов; здания, размером во много раз больше солдат, а потому выглядящие весьма и весьма правдоподобно; ландшафт с разными уровнями высоты; облака, отбрасывающие на землю тень; дикая природа — все это смотрится по меньшей мере так же качественно, как и в AOE. А ведь последняя уже давно считается эталоном графики для стратегий реального времени.

Но быть “похожим на AOE” оказалось для французов недостаточным. Кроме стандартного, в Saga можно играть еще на двух уровнях масштаба: уменьшенном и увеличенном. Первый должен пригодится для “великих” полководцев, чьи армии не умещаются на одном экране. Увеличенный же вид больше понравится любителям командовать совсем уж небольшими подразделениями. И конечно же эстетам, поскольку в этом масштабе можно рассмотреть мельчайшие детали одежды ваших вояк, а также по-настоящему оценить красоту зданий. И знаете что? При ближайшем рассмотрении оказывается, что постройки в Saga ничуть не уступают AOE II.

Приятное впечатление производит и смена сезонов. События в Rage of the Vikings разворачиваются вовсе не в безвременном пространстве. Полгода здесь светит солнце, полгода лежит снег. Это разнообразит внешний вид карты и дает приятное ощущение значимости происходящего. “Ну как же, моя война с гномами длилась 6 сезонов!”

Работать, работать...

Всего в Saga присутствуют, ни много, ни мало, восемь рас. Но не пугайтесь: хотя различия между ними и есть, они не так велики, как в ряде других RTS. У каждой из восьми рас в среднем целых три разновидности юнитов: мужчина, женщина и маг (колдунья). У некоторых есть разделение на крестьян и воинов, у других нет магов, но, в любом случае, особого разнообразия ожидать не приходится.

Впрочем, даже этого количества хватает для поддержания экономики вашего любимого народа в антикризисном состоянии. Как мужчины, так и женщины работают от зари до зари. Причем у некоторых народов женщины трудятся даже лучше мужчин. Такая работоспособность лиц обоего пола объясняется тем, что в игре огромное количество ресурсов, причем все они нужные. Еда (домашний скот, дичь, рыба, урожай с полей), дрова, деньги, разнообразные “единицы” инструментов, мечей и кольчуг — все это важно, нужно, и вытекает одно из другого.

Как ни странно, путаницы такое изобилие не создает. Наверное, потому что разработчики постарались и сделали так, чтобы свести ваше участие в рутине к минимуму. Да и сама система проста и понятна. Персонажи игры сами “соображают”, что им следует делать. Например, коровы сами таскают себе в хлев сено. Жаль, косить только не научились.

Единственное, о чем придется заботиться играющему — так это о покупке материалов, которые не могут добыть ваши люди. А продавать и покупать в Saga можно почти все, что угодно, вплоть до юнитов. И вот тут-то как раз открываются громадные возможности будущих Мичуриных.

Как размножаются викинги

Но прежде пару слов о еще одной приятно удивившей (или удивительно приятной?) вещи — о размножении. Новые юниты в Rage of the Vikings создаются самым естественным и натуральным путем. Выбирается персонаж мужского и персонаж женского пола. Они направляются “на работу” в дом. Мужчина вежливо просит даму пройти с ним. У викингов эта просьба напоминает слово “кафэ”, что, видимо, означает приглашение на чашечку кофе. Прежде им, конечно, надо получше узнать друг друга, а где можно получше познакомиться в эти дремучие времена? Конечно, за совместным трудом! И вот наша парочка совместно ловит рыбу, вспахивает поля, в общем, общается по полной программе, а заодно и заготавливает еду для будущего чада. И через некоторое время (даже меньше, чем через 9 месяцев) из дома выходят уже три новых персонажа. Новые поселенцы в этих суровых условиях уже сразу рождаются взрослыми, так что могут незамедлительно приступать к работе на благо племени.

Ну и к чему это я все? Ах да, селекция... Этот “младенец” может оказаться любым юнитом из племени любого родителя. Так, купив на рынке эльфа, можно получить целое поголовье эльфов в стане викингов. Две расы, которые вам не удастся получить скрещиванием с людьми своего племени — кентавры и гиганты. Хромосомы у них другие, понимаешь...

100 к 1?

Но как бы вы ни любили экономику и биологию, воевать все равно придется. И здесь огромную роль играет боевая и магическая “подкованность” ваших отрядов. Про тактику “толпой на одного” можно забыть сразу. На каждый жилой дом вашей деревни должно приходиться не больше 10 жителей, причем как мужчин, так и женщин. Ведь всего два хорошо натренированных солдата легко расправятся с десятком хиляков, а это будет означать ваше полное поражение. Но проще всего выиграть, если не уничтожать, а захватывать здания противника. Такое возможно, грубо говоря, если вы убили больше вражеских солдат, чем неприятель ваших.

Уровень подготовки юнитов можно повышать при помощи кузниц: кузницы холодного оружия, кольчужной и кузницы (почему кузницы?) стрелкового оружия. Как только кузнец выкует достаточно кольчуг, луков или мечей для очередного апгрейда, соответствующая боевая характеристика всех солдат увеличится. Так что не думайте, что если у вас под началом сто солдат, то вы можете покорить мир.

Большую роль в бою играет магия и антимагия. Лишь могучие гиганты и кентавры могут обходиться без волшебников, но даже им придется нелегко в бою против хорошо натренированного колдуна. В храмах древней магии начинающие маги обучаются все новым и новым заклинаниям, а в то же самое время монахи в монастырях учатся, как противостоять этим заклинаниям. На каждое из них найдется свое антизаклинание. К сожалению, племя не может одновременно быть языческим и христианским, и поэтому игроку приходится выбирать между магией и антимагией.

Повелители морей

Говоря о викингах, мы совсем забыли, что давным-давно они считались повелителями морей. К счастью, об этом не забыли в Cryo. Большого разнообразия кораблей вы в Rage of the Vikings, правда, не увидите. СтОящие суда есть только у самих викингов, да у эльфов.

Помните, когда я описывал графику Saga, то упомянул об облачках, бегущих по небу? Логично было бы предположить, что облачка что-то заставляет двигаться... Да, в мире викингов есть ветер, и именно он надувает паруса первых судов. Конечно, пассажиры кораблей могут и взяться за весла, но плыть против ветра будет все равно очень и очень тяжело.

Мореплавателей в Rage og the Vikings подстерегают многочисленные опасности. Кроме вражеских кораблей и штиля, это подводные чудовища и акулы. Горе тому транспортному судну, что отважился заплыть далеко в открытое море. Если не будет попутного ветра, от страшного змея не уйти. Но даже если корабль утонет, команда все-таки попытается спастись вплавь. Однако удается это не всем.

Для маленькой такой кампании...

В Saga встроены две кампании. Одна из них — ознакомительная — поможет легко и (чуть не сказал “быстро”) вдумчиво освоиться с игровым управлением. Здесь вы вряд ли столкнетесь с серьезными противниками, но основные идеи игры прочно осядут в вашем сознании.

“Обычная” кампания состоит из стандартного набора миссий (порядка 20), которые, однако, сложно назвать связанными последовательным сюжетом. Миссии можно загружать в любом порядке и, если вы все-таки решите играть “кампанию”, т.е. проходить подряд одну миссию за другой, то будете удивлены тем, что вам не предлагается играть роль какого-то одного полководца, ни даже защищать интересы одного племени. В ходе кампании вы почувствуете себя и в шкуре викинга, и в копытах кентавра, и даже в ушах эльфа. Разумеется, для “утомленных одиночеством” есть и поддержка многопользовательской игры, и редактор сценариев.

Чего ждать?

Достоинства Saga: Rage of the Vikings не в разнообразии юнитов, построек, исследуемых наук и прочего изобилия — этого в игре нет. Зато есть удобный интерфейс, великолепная графика, отличная кельтская музыка и реалистичные звуки на чистейшем староскандинавском. И самое главное, что, несмотря на кажущуюся запутанность экономической и магической систем, на большое количество ресурсов, все это начинает казаться простым и естественным уже после первых пятнадцати минут игры.

Искусственный интеллект, как всегда, уступает человеческому, но его уровень в игре явно “выше среднего”. Единственным пробелом Rage of the Vikings можно назвать отсутствие хорошей, связанной единым сюжетом, кампании.

Станет ли Saga AOE II-killer’ом? Вряд ли. Все-таки эти игры очень сильно отличаются, а сходства, по большей части, чисто внешние. Однако всем, кто ждет сейчас релиза AOE2 (а не пиратского бутлега), мы бы настоятельно рекомендовали хотя бы ненадолго отвлечься от ожидания и взглянуть на Saga (только не покупайте отстойнейшую русскую версию — поберегите нервы). Быть может, в ваши руки уже сейчас попадет то, чего вы надеялись увидеть только спустя некоторое время.