Пройдя в финал Independent Games Festival 2010 в номинации «Совершенство в изобразительном искусстве», Shank — второй завершенный проект небольшой ванкуверской студии Klei Entertainment — в итоге уступил пальму первенства чудесной Limbo. Хотя, наверное, канадцы недолго горевали: вскоре они нашли издателя в лице Electronic Arts и занялись предрелизным наведением лоска. Ностальгическая аркада добралась до Steam только спустя два месяца после выхода в Xbox Live Arcade и PlayStation Network, зато стала здесь, если верить блогу разработчиков, одной из самых продаваемых «инди»-игр.
Шенковка
Вряд ли секрет успеха — лишь в умелом манипулировании игроками, истосковавшимися по восьмибитным приставкам. Черпая вдохновение в классике вроде Rush'n Attack и Double Dragon, авторы все-таки не забыли, что на дворе уже совсем не 90-е, а хороших идей хватает и в современных слэшерах. Поклонники сериала Devil May Cry, например, обнаружат немало общего в манере Шенка и Данте обращаться с огнестрельным оружием: нацеливание двух пистолетов и расправа над подброшенным в воздух противником скопированы один в один. Адепты же God of War порадуются рейтингу «от 17» и тому, что сюжет не ограничен двумя абзацами текста во вступительном видеоролике. Кстати, историю мести Шенка убийцам его подруги написала Марианна Кравчик (Marianne Krawczyk) — одна из соавторов древнегреческого эпоса о гибели Олимпийских богов. И пока мститель бежит слева направо, под колоритный «мексиканский рок» шинкуя и расстреливая (изредка — из крупнокалиберного пулемета) рисованных бандитов, повествование движется в обратном направлении, углубляясь в его далеко не святое прошлое.
Увы, производящая с чужих слов впечатление лучшей игры в мире, Shank не лишена обидного недостатка — общей примитивности игрового процесса. Тут не нужны осмысленные действия, достаточно молотить по кнопкам геймпада (играть с клавиатуры не рекомендуют сами разработчики) — все равно в кого-нибудь да попадешь. О гранатах и выборе оружия — а в арсенале есть и бензопила, и самурайский меч, и еще кое-какие фетиши — невольно вспоминаешь только ближе к развязке, когда с обеих сторон внезапно вылезают совсем уж дикие толпы врагов. Огромные, как правило, «боссы», по традиции поджидающие в конце каждого уровня, проходятся строго со второго раза. Подсказки по тактике борьбы показывают исключительно после проигрыша, а без них победа бывает разве что случайной. Ну да какая разница, если начинать с последнего «чекпойнта» можно хоть до посинения? И еще примитивнее выглядят акробатические упражнения, точнее всего описываемые фразой «press X to win».
Кто-то может также отнести к минусам трехчасовую продолжительность, но здесь как раз не подкопаться: на этот случай припасены «хардкорная» сложность с редкими сохранениями между уровнями, костюмы, выдаваемые за особые заслуги, и… кооперативный режим за одним экраном. Причем для двоих игроков авторы подготовили отдельный сценарий, предваряющий события основного. Другое дело, что разобраться в происходящем там вдвое труднее — у Шенка и его напарника Фалькона одинаковые походка, движения и манера драться, из-за чего в потасовках невозможно понять, кто кого бьет. На этом фоне актеры, говорящие сразу за трех-четырех персонажей, и почти беззвучные видеоролики — сущий пустяк.
* * *
Как бы то ни было, Shank — очень зрелищная и красивая игра для ветеранов, соскучившихся по временам, когда мир не делился на поклонников РС и приставок. Вот они, наверное, и купили ее на новогодней распродаже в Steam; остальные же могут посмотреть прохождение на YouTube — много не потеряют.