- Главная/
- Игры/
- Tom Clancy's Splinter Cell/
- Рецензия
У вас есть право на свободное вероисповедание.
У вас есть право на свободу слова.
У вас есть право на свободное собрание.
У вас есть право обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Агент «Третьего эшелона» Сэм Фишер обязан защищать эти права любыми доступными ему средствами. Включая шпионаж и убийство.
One Man Аrmy
От сравнений с популярным консольным сериалом Metal Gear Solid не скрыться, поэтому давайте сразу расставим точки над «i». MGS — добротный японский НФ-боевик со всеми полагающимися атрибутами в лице антропоморфных роботов, неуместных в серьезном жанре комедийных эпизодов и сценаристов, выдавливающих слезы мозолистыми руками. В Splinter Cell этого нет. Сэм Фишер словно сошел со страниц очередного технотриллера Клэнси. Суровый, решительный, опытный боец, предпочитающий действие пространной болтовне и драматическим мизансценам. Его друзья — не маленькие комочки свинца, но тени, и пользуется он ими не хуже, чем кулаком, винтовкой и пистолетом. Они помогают ему независимо от специфики задания, будь то взлом главного сервера ЦРУ, спасение программистов концерна «Калинатек» от лап русских мафиози или подслушивание важных бесед во дворе китайского консульства.
К реализации stealth-механизма авторы подошли с максимальной дотошностью, превратив скрытность из раздражающей обузы в развлечение, достойное встать в один ряд с избранными уровнями NOLF и Thief 2. Впрочем, столь широкого арсенала ужимок не было ни у Гарретта, ни у мисс Арчер. Фишер идет вдоль стен, картинно доставая табельный «ствол» в ответственные моменты, осторожно подсматривает в приоткрытые двери, ловко залезает на высокие препятствия двойным прыжком и исполняет фирменный «split jump» — «шпагат» меж двух стен в нескольких метрах над землей. Он еле слышно крадется на корточках, прижимая ладонью болтающийся карман на правой штанине, скользит по натянутым веревкам с ловкостью Индианы Джонса и ползает по всем видам труб, то и дело повисая на одной руке, чтобы продырявить черепную коробку зазевавшегося охранника. Глядя на плавные, выверенные движения Сэма, карабкающегося по решетчатой изгороди, невозможно поверить, что анимация Splinter Cell — стопроцентно ручная выделка. Вялое трепыхание жертвы, попавшей под локоть суперагента, эффектное падение на противника сверху, прыжки меж лазерных лучей в резиденции президента Грузии изготовлены безо всякого motion capture. А чего стоит перетаскивание тел! Покряхтывая, наш герой взваливает на спину бесчувственную ношу и неторопливо несет ее в укромный уголок. Кумир российской молодежи за номером 47, бегающий с трупами под ручку, словно пятилетняя девочка — с плюшевым мишкой, видится после такого зрелища полным идиотом.
Splinter Cell — это Thief с иным антуражем, действующими лицами и камерой от третьего лица вместо вида «из глаз». Изумительные титры-и-спецэффекты — оптически правильные тени, облагораживающее картинку «мягкое» освещение, роскошная физическая модель тонких объектов (специальный приз — за всамделишнее колыхание занавесок во время взрыва гранаты), причудливые движения лучей солнца, прорывающихся в пыльный коридор через болтающиеся на ветру жалюзи, — всего лишь красочная обертка для умной, динамичной игры. Каждый уровень — головоломка, зачастую имеющая два, три, а то и пять решений. Проскочить мимо стражника, прикончить из винтовки, вырубить его ударом пятерни по башке или воспользоваться электрошоком? Первый вариант труден, но интересен. Второй может вызвать подозрения у охранника, стоящего этажом ниже, а два последних требуют определенного везения и сноровки. Трупы и «отключенные» тушки необходимо прятать, дабы избежать лишних неприятностей, — задремавшие супостаты имеют дурную привычку просыпаться после нескольких дружеских пинков от товарища. «Скрытное» прохождение таит в себе приятные сюрпризы — сценаристы не поленились утрамбовать в Splinter Cell массу забавных NOLF-образных диалогов.
Ни редкие скриптовые эпизоды с «неожиданным» появлением противников из уже «зачищенных» мест, ни периодически налагаемые ограничения (табу на причинение вреда мирным жителям, в здании ЦРУ по понятным причинам запрещено убивать персонал и т. п.) не мешают получать удовольствие от шпионских эскапад Сэма Фишера. Наши оппоненты наделены вполне человеческими органами зрения и слуха и подчас удивляют своими правильными решениями. Подстрелив проходящего мимо солдата из темного угла, не удивляйтесь, если идущий за ним следом напарник тут же полоснет наугад очередью по тому месту, откуда, по его мнению, вылетела пуля. AI-персонажи обучены нервно оглядываться по сторонам, запоминать все подозрительные места и выбирать наиболее удачную точку для ведения огня. Особо бдительные даже могут почувствовать приближение протагониста и обернуться как раз вовремя, чтобы увидеть хмурого дядьку с дикого вида маской на голове.
Главный инструмент оперативника NSA притаился в правом нижнем углу экрана. Этот универсальный индикатор показывает вероятность обнаружения — чем темнее комната, чем меньше шума производит Фишер, тем выше шанс, что на него не наткнется патрульный. Однако не следует думать, что, подняв тревогу и схоронившись в ближайшей норке, вы гарантированно избежите расстрела — обеспокоенные гарды проверяют локации с утроенной дотошностью, уделяя особое внимание потенциальным районам зимовки шпионов.
Правила боя
Внимание к мелочам чувствуется и в дизайне гэджетов. Очки с максимально приближенными к реальности режимами инфракрасного и теплового видения, позволяющие обнаруживать врагов в кромешной тьме и считывать коды замков по степени нагрева клавиш, — лишь малая часть стандартного набора сотрудников «Третьего эшелона». Микрокамеры со встроенными звуковым манком и капсулой усыпляющего газа, сенсорные мины, дымовые и осколочные гранаты, оптоволоконный кабель для подглядывания через дверную скважину, постановщики помех для систем слежения, лазерные микрофоны, считывающие звук по колебаниям поверхностей, осветительные патроны для борьбы со стационарными турелями… Возня с использованием отмычки превратилась из обыденного копания в замке в своеобразную мини-игру с «прощупыванием» клавиш. При стрельбе из винтовки разрешено задерживать дыхание — в этот момент нервно пляшущий прицел замирает, а из колонок доносится учащенное биение сердца. Для пущего притока адреналина советуем проходить SC без использования функции «quicksave».
Увы, за девять миссий вы вряд ли сможете употребить по назначению все доступные устройства и приемы. Красивый «split jump» исполнять негде и некогда. Использование заложника в качестве «живого щита» на практике оказалось чересчур опасным: во-первых, мигом нарушается скрытность операции, во-вторых, охранники предпочитают целиться не в грудь, а голову, в-третьих, опять же, негде и некогда. Использование дымовой гранаты по неэффективности сродни стрельбе по лампочкам в районах с патрульными, щеголяющими пижонскими фонариками. Объектив-«прилипала» не нужен — хороший дизайн уровней, чутко реагирующая на ситуацию музыка и точное позиционирование звуковых эффектов не позволяют заблудиться на местности. Постановщик помех отдыхает, ибо на состояние камер слежения здесь никто не смотрит.
Возможно, наличие столь большого числа явно «ненужных» предметов объясняется не бездарностью дизайнеров, а… отсутствием в Splinter Cell нескольких уровней. Внимательно изучив вступительный ролик, брифинги после миссий, скриншоты и трейлеры с Е3, легко понять, что первоначальный вариант игры был гораздо длиннее. Подписчики службы Xbox Live! увидят пять вырезанных миссий на черно-зеленых приставках уже этой весной. Пользователям РС едва ли выпадет такое счастье, а жаль. Нам тоже хочется побродить по Кольскому полуострову, прячась от солдат в знакомой форме одежды.
Encore!
Управление, бич современных консольных портов, работает здесь как часы. Принятая по умолчанию раскладка не вызывает отторжения и желания что-либо поменять, а идея регулировать скорость ходьбы/бега с помощью колеса мыши заслуживает аплодисментов. В режиме стрельбы игра автоматически перемещает камеру на плечо Сэма, устраняя тем самым классическую проблему прицеливания им. Ларисы Крофтман.
Не утомляет и сюжет, хотя история про войну информационного террора, объявленную Америке сумасбродным грузинским президентом Комбейном (sic!) Николазде, выглядит смешно и нелепо. С другой стороны, Splinter Cell на то и Tom Clancy's, чтобы кормить народ подобными байками — король технотриллеров в своих книгах еще и не такие финты ушами проделывал (чего стоит одна только его «Политика», живописавшая русскую действительность в худших традициях пропаганды конца 70-х!).
Создатели роликов — вот кто действительно заслуживает щедрого, молодецкого пинка по филейной части. Простим художникам сознательный отказ от использования качественных моделей в межмиссионных вставках, тем более что сама идея подачи сторилайна с помощью выпусков новостей весьма украшает SC. Но качество… «замыленные» мультики, полученные путем растяжки 320х200 в 640х480, всем своим видом умоляют нажать «Escape». Остается лишь недоумевать, почему Ubi Soft, потратившая немало денег на доработку Unreal Engine, приглашение на озвучку Майкла Айронсайда, лицензирование песни группы Crystal Method в качестве заглавной темы и усиленное бета-тестирование, не пожелала облагородить 670 Мб видеоматериала. Видимо, дорогие французы забыли, что монитор — не телевизор, и любые дефекты изображения он обнажает с безжалостной скрупулезностью.
К счастью, SC достаточно хороша, чтобы стоять на земле без посторонней помощи. Шпионские страсти захватывают внимание с первых секунд игры вплоть до последних титров, заставляя скандировать «анкор! анкор!» по окончании зубодробительной перестрелки в финале и немедля садиться за повторное прохождение. Господа разработчики! Дайте нам, пожалуйста, добавки, и как можно скорее!