- Главная/
- Игры/
- Штурм: Путь к победе/
- Рецензия
Жанр тактических стратегий в реальном времени переживает далеко не самые радужные времена. «Блицкриг 2», рассчитанный на толпы любителей «выделять юнитов в рамочку», окончательно разрушил надежды на светлое будущее, и на образовавшееся «безрыбье» выползли неаппетитные грязненькие «раки».
Second Wave — типичный продукт для ностальгирующих и озлобленных на мир ненавистников массовой культуры. Слабая графика, аскетичное управление, странноватая тактика… Попытка создать реалистичную военную RTS достойна аплодисментов — скромных и полусонных либо переходящих в овацию и оргию. А вот стремление всучить покупателям товар, распространяющий характерный запах, нужно пресекать быстро и беспощадно.
Ответный удар
Все начинается с выбора точки приложения военных талантов игрока: отдельной битвы, операции (пучок связанных единым «сюжетом» сражений) или пяти длиннющих кампаний. Отрицательный результат — тоже результат: проигрыш не мешает продвижению вперед, в масштабах фронта от пары взводов мало что зависит.
Следующая остановка — экран подразделений. Основная группировка, как правило, выдана заранее, но на предоставленные начальством «очки» можно приобрести дополнительные отряды.
Поле боя, разбитое на аккуратные геометрические фигуры живыми изгородями, — визитная карточка серии Squad Assault. Расставляем юнитов, жмем «старт» и мгновенно получаем на орехи. Порой возникший из воздуха (буквально в сотне метров от нас) танк первым же выстрелом в щепки разносит единственную на всю армию пушку. Справедливости ради признаю, что обычно противников разделяют более солидные расстояния, но гадости такого рода случаются с пугающей регулярностью.
Ключевая особенность, отличающая Second Wave от конкурентов, — хитрая система, имитирующая морально-психологическое состояние личного состава. Редкий обладатель автомата и пилотки готов часами биться с превосходящими его числом врагами. Замысел заслуживает искренней похвалы — Close Combat и Total War наглядно подтвердили, что воевать с «очеловеченными» злодеями на порядок занимательнее, чем расстреливать стада не ведающих страха «зомби». Но… Представьте себе танк, заползший во вражеский тыл и в ужасе выкинувший белый флаг. Профессионализм и толщина брони, похоже, почти ни на что не влияют, а улепетывающие что есть духу британские коммандос — обыденное явление.
Если забыть о психологических проблемах, SW легче не станет. Отряды без всяких причин рассеиваются по карте, солдаты с «героическим» (выше — только «fanatic») уровнем «морали» спотыкаются о деревья, прячутся за стенками и упорно не желают атаковать неприятеля. Война — бардак, Second Wave — бардак в квадрате. Использование домов серьезно ограничено. Да, какая-нибудь мортира может снести ветхое здание, но настоящая беда заключается в том, что наши бойцы в бою не могут даже зайти в помещение — обязательно найдется умник, который ляжет снаружи. Вдобавок они не умеют автоматически распределяться по окнам и дверям, поэтому огонь ведет один из пяти, а остальная команда беспомощно валяется на полу и играет в «крестики-нолики». Тактика? Без окопов, построений и нормальной обороны?
Кстати, еще кое-что о мнимой реалистичности — пехота не устает. Это в Total War тяжелая кавалерия делала два-три «захода на цель» и падала без сил. Здешние «киборги» способны пробежать несколько километров с полной выкладкой, и ничего им не будет.
Танки — проклятие Second Wave. Для того чтобы стрелок с базукой вогнал заряд под хвост «Тигру», должно случиться чудо. Вспомните, каково приходилось «гусеничным монстрам» в Close Combat 5, и попробуйте сопоставить впечатления. Отображенная в игре операция «Огород» (см. ближайший учебник истории или фильм «A Bridge Too Far» с Шоном Коннери в главной роли) происходила в сентябре 1944 года, когда средства борьбы с бронированными объектами стали приносить пользу. Как известно, план фельдмаршала Монтгомери и генерала Эйзенхауэра не выгорел. Поиграв в Second Wave, вы поймете, что иначе и быть не могло. Все недоделки — исключительно от любви создателей игры к «исторической достоверности». Впрочем, нашлось место и для традиционных RTS-неувязок. Например, из люка часто торчит голова пулеметчика, а убить его нельзя.
Изначальная расстановка юнитов противника противоречит любым законам военного времени. Меня особенно порадовала могучая САУ, чья пушка практически упиралась в непролазные заросли. Видимо, расчет был на то, что беспечный танк вылезет из кустов и замрет от удивления.
Что касается графики… Гордиться авторам нечем (если вы пропустили первую часть, взгляните на размещенный слева «фоторепортаж»). Интерфейсу здорово не хватает человеколюбия. Чересчур мелкий трудночитаемый шрифт, отсутствие всплывающих подсказок, невзрачные значки подразделений, неудобная камера, отказывающаяся понимать двойной клик и постоянно норовящая вырваться из рук… «Тактическая» пауза позволяет бороться с управлением без ущерба для боевых действий, но не облегчает ношу командира. Глядя на «великие свершения» нынешних деятелей стратегического жанра, выжимающих последние соки из тематики Второй мировой войны, мне все сильнее хочется снять с полки диск Close Combat 5.
Мумия из прошлого
Возможно, Second Wave вообще не стоило появляться на свет. В качестве бесплатного дополнения к амбициозной, но, увы, провалившейся Squad Assault она смотрится неплохо, зато как полноценный коммерческий продукт (заметьте, разработчики не стали упоминать позорное слово «аддон») не выдерживает критики. Перед нами обыкновенный набор карт, причем среди них немало фанатских поделок. Одни интересны, другие похуже, однако в целом игра не может предложить ничего нового.