Светлая тема

Рецензия на игру StarCraft II: Heart of the Swarm

В 2013 году StarCraft II остался фактически единственной серьезной RTS на рынке, и к выходу Heart of the Swarm миллионы игроков во всем мире вновь вооружились «резиновой» рамкой и заученными горячими клавишами. Blizzard дали отличный повод вспомнить, что игры бывают зрелищными не только из-за киноприемов, и традиционно ядерное качество видеороликов здесь сочетается с крепким «голливудским» сюжетом, но главное — в это еще и играть можно. О, еще как играть!

Рой — это я

Wings of Libertyбыла о партизанских вылазках Джима Рэйнора и о расе терранов вообще, а Heart of the Swarm, как и обещалось, целиком посвящена зергам и их стервозной королеве — Керриган. Практически сходу нехитрый сюжетный поворот начисто сносит ей крышу, и в секторе Копрулу разворачивается невиданного размаха операция возмездия. Для будущей грандиозной победы Керриган и ее компании приходится собирать разрозненные силы зергов по всей галактике, а затем насильно подвергать их ускоренной эволюции.

Как это водится с серией StarСraft, в Heart of the Swarm заключены две разные игры, поэтому результаты большинства экспериментов с зерговской генетикой вы увидите только в одиночной кампании — шаткий баланс мультиплеерных баталий такого количества мутаций точно не выдержал бы. Прыгающие зерглинги, вытащенные из Brood War лёркеры, бессмертные ультралиски — с этим всем предстоит столкнуться разве что войску Менгска.

Пикантный момент: выбор между двумя вариантами мутации каждого юнита окончателен, так что придется подумать дважды. Впрочем, кроме радикальных изменений доступны и менее заметные — увеличение скорости атаки, ее радиуса и т.д. Их можно менять сколько угодно, как и способности главной героини аддона. За десяток часов игры Керриган из слабосильной истерички становится истеричкой чуть ли не всемогущей — способной, по ее собственным словам, «раскалывать планеты». От сопутствующих видео дрожат коленки и повышается слюноотделение.

Есть у революции начало, нет у эволюции конца

Кампания Heart of the Swarm — это торжество понятия overpowered. Ощущения от процесса непередаваемы: каждая новая миссия позволяет почувствовать себя именно что властителем роя, которому древние божества и целые империи — только на закуску. При этом, как и в Wings of Liberty, задания практически не повторяются: захват корабля протоссов с помощью одной личинки-диверсанта, ожесточенный прорыв укрепрайона на Чаре с участием громадных крейсеров Империи, спецоперация в засекреченной тюрьме... Нашлось место даже для короткого эпизода с участием самого корабля «Гипериона», где игрок, как правильно догадываются разработчики, подуставший от зергов, сможет немного отдохнуть от постоянных звуков вроде «влрвлрвгл» и «кшшшхл».

При этом ничего такого уж неожиданного не происходит — концовка предсказуема (для следивших за событиями, разумеется), любовь простого реднека и псионической королевы инопланетных тварей, кажется, торжествует, а ждать следующего аддона — Legacy of the Void — еще непонятно когда. Вскинуть брови заставляют всего два момента: появление вице-адмирала Стукова в не совсем, гм, человеческом виде и суховатая смерть Дюрана-Наруда (это все незначительные спойлеры, поверьте). И если о судьбе Стукова после Brood War можно узнать из официальных источников, где его мотивы как-то проясняются, то Дюран, извините, вчистую слит. За сравнениями далеко ходить не надо — Декард Кейн, Diablo III. В любом случае, история с сюжетами в играх Blizzard проста: не задавайте вопросов и получайте удовольствие. Тоже вполне себе научная формула.

Быстрые шахматы

Пока Копрулу объят пламенем женских чувств, в реальном мире StarCraftII живет за счет своей второй половины. Одиночная кампания — дело нескольких вечеров, в крайнем случае после ее завершения можно повторить забег, собирая ачивки. А что дальше? Дальше Heart of the Swarm приглашает всех желающих в мультиплеер. Мне хочется, чтобы таких желающих было больше не только в Корее, и вот почему.

В новом дополнении Blizzard создали все условия для того, чтобы любой игрок нашел в себе силы выйти на сетевое поле боя. Переработанная система обучения из трех этапов, добавленные в интерфейс игры индикаторы эффективности добычи ресурсов — все это сильно понижает порог вхождения. Подбор соперников практически идеален: как бы посредственно вы ни играли, примерно половину матчей вы все равно будете выигрывать. Набор мультиплеерного опыта теперь представлен еще и в численном виде, и постепенное открытие косметических улучшений для своей армии — тоже какой-никакой мотив для многих.

Проходящие в прямом эфире турниры теперь рекламируются прямо в главном меню — и не зря. Первый же после выхода Heart of the Swarm турнир Major League Gaming собрал рекордную аудиторию в 150+ тысяч человек. Вокруг StarCraftII бушуют не меньшие страсти, чем вокруг, скажем, снукера или биатлона: соревнования разных калибров проводятся чуть ли не каждый уикенд, а зрители собираются в барах и выпивают за просмотром поединков не меньше, чем посетители соседнего бара за просмотром футбола. И при этом — никаких свихнувшихся футбольных фанатов!

Вдобавок с выходом Heart of the Swarm сетевая игра стала, по впечатлениям большинства очевидцев, гораздо зрелищнее и быстрее. Через некоторое время баланс, безусловно, устаканится, как это обычно бывает, но Blizzard тут же выпустит патч, переворачивающий игру с ног на голову — и увлекательные поиски победных тактик начнутся снова. Не стоит забывать и о любительских картах, которыми полнится Battle.net. Когда-то именно из такой карты под названием Aeon of Strife, созданной еще для оригинального StarCraft, эволюционировала знаменитая DotA.

***

Добавить вроде бы и нечего. Единственные потенциальные конкуренты Heart of theSwarm фритуплейно-легкомысленная Command & Conquerи повисшая в вакууме финансовых проблем Company of Heroes 2 проиграли еще до старта, помяните мое слово. Хочется написать банальное «таких игр больше не делают», но ведь делают! Величественная космосага длиной в 15 лет пополнилась новой главой, и пропустить ее — значит пропустить одно из главных событий в игровой индустрии 2013 года.