- Главная/
- Игры/
- Steel Saviour. На дне/
- Рецензия
У всех игровых жанров есть характерные, моментально узнаваемые элементы, традиции, если хотите. В 3D-экшенах принято заливать все вокруг жидкостью-напоминающей-кетчуп и демонстрировать разнообразных страшилищ, из-за которых ESRB лепит на коробку ярлык «от 17 лет». Адвенчуры, в свою очередь, нагружают извилины игрока заковыристыми сюжетами, а RPG упирают на моральные дилеммы и вживание в роль.
Подобной особенностью наделено и маленькое племя скролл-шутеров — здесь любят эффектность. Во всем. Каждое рядовое действие должно сопровождаться цветной подсветкой, чуть более значимое событие — взрывом, а по случаю смерти босса и вовсе можно устроить на экране миниатюрный армагеддон. Авторы Steel Saviour чтят эти заповеди, благодаря чему игра блестит, сверкает, отсвечивает и… заслуживает звания одного из самых интересных и хардкорных скролл-шутеров года, наравне с увешанным наградами Mutant Storm.
На днях…
…я недоуменно рассматривал надпись на коробке, пришедшей из редакции. Она отвечала мне тем же. Все было перечитано вдоль и поперек, однако буквы упрямо складывались в одни и те же два слова — «На дне». Что произошло с детищем итальянцев в недрах компании Fantastic Media, неизвестно, но в лицо его теперь узнать почти невозможно. С первого взгляда почему-то возникают ассоциации лишь с Максимом Горьким, но никак не с родным названием игры. К счастью, дальше переводчики стали выдавать вполне осмысленные тексты, не опускаясь до уровня лучших московских кинотеатров. Предисловия к уровням и немногочисленные сообщения уже не режут глаз и, по большей части, соответствуют первоисточнику.
Поднимаясь со дна…
…видишь свет. И это не поезд, идущий навстречу, а сияние бомбы, сжигающей, слой за слоем, чешую с толстой шкуры босса. В Atlanteq не поскупились на фейерверки. Яркие эффекты водят хороводы по экрану, вылетают из убитых врагов и показывают собратьям по цеху, как надо рисовать взрывные волны. Консольные лидеры жанра могут тут кое-чему научиться; некоторые из них (например, Gradius V) оформлены гораздо скромнее. Но вспышки и выстрелы — для народных масс. Настоящие же ценители, прежде чем открыть огонь из главного калибра, разглядывают «задники» и спрайты инопланетных кораблей. Потому что нарисовать все, до последнего летательного аппарата, вручную — признак либо гениальности, либо идиотизма. Причем одно другому не мешает.
Художники сделали несколько концептуальных набросков, а затем решили, что переделывать их в кучки разноцветных пикселей будет слишком трудно, и просто запихнули все в сканер. Получилось необычно и, в отличие от заплесневевшего Platypus, действительно красиво. Этой красоте даже удается скрыть, что все массивные враги движутся как марионетки в руках пьяного кукольника — дергано и невпопад.
Сказочное дно
Пещеры и буйствующая пиротехника поставляются в комплекте с не менее чем шестью страницами писательской продукции. Туда уместилась целая сюжетная линия, ушедшая от проверенной темы «Чужие напали на матушку-Землю, убей их всех, сынок!» и нырнувшая в какой-то сюрреализм с привкусом Fallout: подземные существа, укравшие у людей электричество, наступивший в результате апокалипсис и герой-спаситель, зачищающий катакомбы на одиноком самолетике. К геймплею все это пристегивается лишь во время загрузки уровня, в дальнейшем напоминая о себе бонусами в виде пластинок и гипсовых статуй.
Упав на дно…
…вы не заскучаете, поскольку враги не дремлют и очень быстро присылают делегацию встречающих. В нее поначалу входят стайки шустрой и пока еще нестрашной мелюзги, но иногда неприятности сваливаются на голову и в особо крупных размерах. Сзади (дошедшие до второго уровня меня поймут). В дальнейшем броня противников становится все толще, а насыщенность окружающего пространства снарядами неуклонно возрастает. И это только радует.
Радует, потому что игрока не пытаются тупо задавить количеством, потому что из всех ловушек можно, постаравшись, выбраться с минимальными потерями, потому что такой должна быть правильная сложность (за исключением эпизода с вращающимися кольцами). Но и она, впрочем, может стать серьезным препятствием для людей, не обладающих сверхъестественной реакцией или бесконечным запасом терпения. Один уровень Steel Saviour на самом легком уровне сложности равен десятку этапов из любой родственной игры, так что оттачивать мастерство придется долго.
Такого на РС не было, пожалуй, со времен Tyrian, да и там система апгрейдов постепенно выправляла положение. Здесь же никакого магазина не предусмотрено, а бонусов, подбираемых в полете, всего три — апгрейд для основной пушки, лишняя полоска энергии и бомба. «Слоны» выдаются наиболее юрким и метким пилотам, способным в мгновение ока отправить в утиль целое звено истребителей. Изначально для получения очередной пилюли хватает одного комбо, но чем ближе к финишу, тем реже выпадают подарки. Выход, как и положено, охраняют огромные боссы, каждый из которых является почти произведением искусства. Подкачала, повторюсь, только анимация, но вот стиль, оружие, рисунок атаки — этого добра навалом.
Соавторство в подобных проектах всячески приветствуется, и разработчики разумно включили в игру мультиплеер, где двое пилотов могут проходить уровни сообща. Ни количество врагов, ни их прочность при этом не изменяются, так что если одиночное путешествие затягивается, стоит привлечь к делу друга. По крайней мере, он хотя бы сыграет роль пушечного мяса. Для командных игрищ желательно обзавестись геймпадом — многие клавиатуры не выдерживают нажатия стольких клавиш одновременно.
* * *
Steel Saviour — это кусочек «старой школы» в блестящей современной упаковке, сумевший не растерять то, за что мы когда-то любили Raptor и Xenon 2. Сложный, длинный и невероятно интересный. Купить нельзя пройти мимо. Вы ведь уже знаете, где надо поставить запятую, не так ли?