Swedish Touring Car Championship 2
Рецензия
Ликбез
В Европе довольно популярны кольцевые кузовные чемпионаты. Такие гонки есть во многих европейских странах: в Англии (BTCC), в Германии (GTCC), в Швеции (STCC) и даже в России (кольцевой класс “Туризм-2000”). А гоняются там специально подготовленные для кольцевых гонок машины среднего класса: Opel Vectra, Mercedes C-class, Volvo S40, BMV 320i, Nissan Primera, Audi A4, Alfa-Romeo 156 и т.д. И монстры эти напоминают серийные машины лишь внешне. В STCC2, которая, разумеется, является продолжением STCC за номером один, представлены два чемпионата: шведский кузовной, где доступны почти все перечисленные автомобили, и SSR - соревнования на Chevrolet Camaro Z28.
Тонкие материи
Кольцевые гонки - штука тонкая. Во всех смыслах. Тонкая нить траектории, на которой нужно удержать стремящуюся уйти в занос машину, тонкость выбора передачи, скорости и момента начала торможения и руления для каждого поворота, тонкие технологии, настройки и тесты… Время как бы вытягивается, расширяется, секунды кажутся минутами. При рулении и переключении передач на скоростной дуге надо каким-то шестым чувством успеть вовремя понять, что если ты сейчас не отпустишь гашетку, через полсекунды хвост машины вильнет. Все действия нужно производить с упреждением, прогнозируя поведение машины на два, а то и на три-четыре хода вперед. К примеру, мы чувствуем, что колеса повернуты на слишком большой угол, а скорость слишком высока. Конечно, мы сейчас сбросим газ (пройдет четверть секунды), но у передне- и полноприводной машины после этого произойдет небольшой снос заднего моста (еще через четверть секунды). Значит уже нужно начинать этот ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЙСЯ занос корректировать, отпустив руль наружу поворота, иначе будет поздно, и через полсекунды небольшой занос разовьется в неконтролируемое скольжение, которое может закончиться отбойником. То есть, любые нюансы должны пресекаться не то чтобы в зародыше, а вообще в проекте. Причем здесь речь идет о фактическом заносе или сносе, а ведь есть еще такая вещь, как эластокинематика: то есть, когда скольжения как такового не наблюдается, но на набор и сброс газа машина все равно реагирует распрямлением или “скручиванием” траектории.
Кстати, судя по материалам различных автомобильных журналов, эта езда на упреждение - самая большая “психологическая” проблема во всех гоночных школах и “курсах повышения квалификации”. К слову, эти курсы водительского мастерства предлагает пройти любой крупный авто-производитель: платите деньги, и инструкторы фирмы, допустим, Audi, поучат вас делать переставки и змейки хоть на Нюрнбургринге. Так вот, о психологии: ты нутром чувствуешь, что сейчас будет снос задней оси, ты знаешь, что нужно его предотвратить, но заставить себя повернуть руль в сторону отбойника, когда машина, казалось бы, пока еще едет по траектории, может далеко не каждый.
Виртуальный кокпит
Сидя в реальной, а не виртуальной машине, на реальной трассе все эти тонкости чувствуются, не в последнюю очередь, вестибулярным аппаратом. Сидя же перед экраном компьютера, мы ориентируемся только на картинку и звук. Исхитриться передать нужные ощущения виртуальному водителю - это целое искусство. Удается немногим. Но у разработчиков Swedish Touring Car Championship 2 получилось. Пять баллов. Я еще ни разу не встречал “кольцевой” игры, где все было бы настолько “реально” и, одновременно, просто. Пожалуй, я даже не смогу толком сформулировать, каким образом разработчики умудрились создать такое ощущение присутствия. И, вместе с тем, такую легкость управления. Иногда, правда, эта легкость отдает аркадой. Впрочем, не радуйтесь, прежде чем вы сумеете быстро проехать конкретную трассу на конкретной машине, придется долго ее изучать, “зубрить” повороты, особенно закрытые или те, что на подъеме… Причем все это доставит удовольствие не меньшее, чем сам процесс гонки. Этот факт, кстати, тоже выгодно отличает игру от подобных. Для оттачивания своих умений в одиночестве не хватает только деления трассы на временные сектора и дисплея с промежуточными результатами соперников.
Вообще же, в здешней физике я усмотрел всего лишь два недочета: во-первых, не совсем корректно проработано поведение авто в профилированных поворотах (когда поверхность трассы “наклонена” вовнутрь) - оно практически неотличимо от поворотов “плоских”, а во-вторых, если перед виражом перетормозить, то, чтобы разблокировать колеса, недостаточно просто отпустить тормоз - нужно обязательно добавить газа. В остальном все грамотно: и разгон, когда колеса располагаются на разных по трению поверхностях, к примеру, если два колеса находятся на поребрике, и реакция машины на руль, на тормоз (единственное, хотелось бы регулировки чувствительности клавиатуры, - иногда очень не хватает остроты)… Ну и уже упомянутое отличное чувство, когда сразу понимаешь, что и когда нужно делать.
Вот здесь, кстати, далеко не последнюю роль играет озвучка. Визг резины заблокированных колес отличается от визга при стремлении соскочить в боковое скольжение, а свист би-турбированной Вольво отличается от рева, допустим, Ауди. На поребрике раздастся гребенчатый стук, а в гравии по днищу застучат камешки. А если на прямой резко выйти из “воздушного мешка” идущей впереди машины, раздастся характерный хлопок. Кстати, в игре есть поддержка EAX, которая работает на ура. Езда “в четыре колонки” доставляет огромное удовольствие, но - тормозит. На P2 466, 160Mb при включении звуковых наворотов начинается слайд-шоу…
При разговоре о симуляторной составляющей хочется упомянуть и различное поведение всех машин. Audi скромно разгоняется, но легко закатывается в дугу, Nissan и BMW мощны, но заставить их повернуть - непросто, а Volvo S40 сочетает оба качества, на ней гонятся легче всего. Ну, а что вы хотели, чемпионат-то - шведский. :) В общем, что говорить, симулятор - супер. Здесь не играешь, здесь ЕЗДИШЬ. Причем с удовольствием.
В королевстве датском
А вот от графики и AI я ждал большего. Нет, все, что нужно было нарисовать, разработчики, конечно, нарисовали: и раскаленные докрасна тормозные диски, и выстрелы из глушителя, и модели машин вроде правдоподобные… Даже расстояния до объектов чувствуются неплохо. Распространенный глюк - отрывающиеся от земли колеса, - тут отсутствует. Но вот сама картинка могла бы быть и покрасивее: зрители плоские, сооружения примитивные… Впрочем, смотрите на скриншоты, сами все увидите. Да и нюансы некоторые не проработаны: к примеру, водитель переключает передачи, не снимая рук с руля, будто в Формуле-1.
AI - тупой. Этим все сказано. Едет по рельсам, причем, мягко говоря, не быстро. И обгонять боится. Заняв первое место в квалификации, можно ехать всю гонку со скоростью 40 км/ч - никто не обгонит, если с траектории не слезать…
Резюме
Чувствую, это чудо осядет у меня надолго. Чего и вам советую.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Swedish Touring Car Championship 2
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту