V-Rally 2 Expert Edition

Добавить в
Мои игры
7
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
1
Так себе
1
Ужасно

Рецензия

Самые породистые автомобильные подвески, как известно, делают во Франции. Отточенная управляемость в сочетании с плавностью хода - конек серийных французских машин. Да и в мире спортивных болидов лучшими подвесочными инженерами считаются французы и англичане. Именно поэтому от раллийного симулятора французской компании Infogrames я ждал многого, наивно предположив, что навыки построения виртуальных моделей поведения автомобиля на дороге у французов, что называется, "в крови". Пускай игра изначально приставочная (V-Rally и V-Rally 2 в оригинале вышли сначала под PlayStation, и только V-Rally 2 Expert Edition была портирована под РС и DreamCast), и всем известен негласный тезис "раз приставка, значит аркада"…

Перед тем, как сесть за руль

Однако сразу впасть в эйфорию не удалось. Меню - идиотское. Эргономичность и доступность интерфейса - никакие. Прежде, чем удастся добраться до руля, придется проявить немало сообразительности, путешествуя по "деревьям" меню…

В общем, из всего, что относится к "предстартовой подготовке", порадовало лишь одно - обилие автомобилей: в отличие от большинства подобных игр, где предлагается кататься только на машинах основных групп раллийной классификации, здесь есть возможность погонять и на так называемых кит-карах (kit-car). Лично мне удалось осуществить свою давнюю мечту и опробовать Citroen Xsara. Однако ни роликов, ни подробных описаний машин разработчики почему-то не подготовили. Только название, мощность и крутящий момент движка, да изображение машины - вращающаяся трехмерная модель на движке игры. От всего этого делалось как-то нехорошо...

Проверка на дорогах

В качестве разминочной я решил выбрать финскую трассу. Финские и новозеландские этапы раллийного чемпионата мира - самые любимые у большинства гонщиков. Ровные, в меру широкие гравийные дороги, практически полное отсутствие камней и ям; знай себе, несись по приозерным лесам, эффектно поднимая пыль в заносах и взлетая на трамплинах…

Первое, что бросается в глаза - реакция машины на руль. Быстрая, острая, "правильная". Ни в одной раллийной игре такого не припоминается, тем более при управлении с клавиатуры. Браво. При этом отменное "чувство руля" отлично сочетается с хорошей обзорностью при виде "из глаз". Тоже положительное отличие от собратьев: обычно при таком положении камеры все дергается, за рулем, вертящими его руками, приборами и капотом совсем не видно дороги, а по картинке, которая помещается в узкую щель лобового стекла, ужасно трудно ориентироваться. Здесь все на порядок прекраснее. Отлично переданы и крены, и тряска, и обзорность не страдает, - отлично чувствуешь положение всех четырех колес на дороге. Правда, есть один недочет: при повороте руля, допустим, направо, наш водитель тоже поворачивает голову и тоже направо. Хотя, по логике, он должен был бы смотреть налево, ведь это ралли, и в поворотах средней сложности и выше машина, как правило, несется боком.

С рулением и видом из кабины связан еще один нюанс. Разработчики добросовестно подошли к отработке запаздывания, которое всегда возникает между действиями руля и реакцией на машины на эти действия. Поэтому при виде на машину "снаружи" не всегда правильно выбираешь точку начала выполнения маневра, - положения колес не видно, руля - тоже. А машина-то начинает поворачивать с запаздыванием, только через полсекунды… И ты понимаешь, что, не видя руля и рук водителя, ехать просто невозможно. Так что любителям симуляторов, привыкшим наблюдать за машиной со стороны, придется туговато. На самом деле, это правильно. Дело в том, что в реальных раллийных болидах используются настолько сильные гидроусилители руля, что реактивное и возвращающее усилия на баранке - малоинформативные, и иногда "на ощупь" совершенно невозможно понять, куда в данный момент направлены колеса - только по положению руля. И, кстати, именно для этого на спортивных рулях на верхнюю точку обода наносится яркая полоса…

Теперь об управляемости. Тут явно попахивает аркадностью. Полное отсутствие контр-смещений и прочих "правильных" спортивных приемов. Жми руль налево - поедет налево. Заносы всегда предсказуемы, "сломать" в занос машину легко - для небольшого "вкручивания" в поворот достаточно передержать руль, для более серьезного виляния хвостом - сбросить газ и дернуть ручник.

Однако что больше всего расстроило - так это абсолютное равенство в поведении в повороте передне- и полноприводных автомобилей. При сбросе или наборе газа в повороте все машины ведут себя одинаково. Одинаково неправильно! На манипуляции с акселератором в повороте авто почти не реагирует: вроде ждешь, что переднеприводный Megane при добавлении газа станет скользить передними колесами к внешней траектории, а полноприводный Lancer - всеми четырьмя, ан нет. Машина просто гребет колесами и почти не смещается в сторону. А ведь это азы раллийной езды! Можно сказать, классика. Из этого делаем вывод: если вам не удалось с самого начала пустить машину в оптимальное для данного поворота скольжение, то, скорее всего, быстро пройти его не удастся.

Хотя, надо признать, после всего пары-тройки "адаптационных" поездок все становится на свои места. И пусть даже в игре не отработаны все нюансы с педалью газа - это с запасом окупается прекрасным рулем.

Внешний вид

Выглядит неплохо. Но не более того. Модели машин при виде со стороны напоминают свои реальные прообразы весьма отдаленно. Даже создается впечатление, что на одну и ту же 3D-модель натянули разные текстуры. Хотя кинематическая модель передана грамотно: тяжелый Lancer после трамплина грузно ухает на землю, выбрав свободный ход подвесок, а легкий Focus с перекачанными колесами при приземлении скачет, как теннисный мячик.

Окружающий пейзаж хорош. Очень порадовали зрители. Это не плоские "обои", а настоящие, полностью трехмерные персонажи, которые выбегают на дорогу, шарахаются при опасной близости к несущейся мимо машине, хлопают в ладоши и даже щелкают фотоаппаратами. Надо сказать, последнее обстоятельство сильно тешит самолюбие: подлетаешь к повороту и видишь, как вдалеке на середину дороги выбегает обвешанный сумками фотограф, чтобы через пару секунд мелькнуть вспышкой в нашу сторону. Приятно, черт побери! Мало того, кроме зрителей можно заметить в районе трассы и машины сопровождения, и даже кружащий вертолет с торчащим из него объективом ТВ-камеры.

К сожалению, визуализация повреждений слабовата. Мнется оперение, бьется оптика. И все, о спущенных шинах или битых стеклах можно забыть. А вид машины изнутри - так и просто ужасен. Салоны у всех моделей почти одинаковые. Приборы статичные - обычная картинка, настоящие тахометр и спидометр только в правом нижнем углу экрана. Поразило отсутствие стеклоочистителей. Хотя, зачем они нужны, если к лобовому стеклу все равно ничего не липнет… Один раз после проезда какого-то португальского этапа я включил replay и только тогда понял, что, оказывается, шел дождь! А где капли на стекле? Где грязь? Одно радует - движения рук водителя и руля переданы очень правдиво.

При виде со стороны отлично видно и водителя, и штурмана. Причем, если выбрать женский голос штурмана, то и рядом с водителем будет сидеть существо женского пола. Правда, вид у них обоих - кошмарный и квадратный. А у штурмана на физиономии почему-то всегда красуется идиотская ухмылка…

Нетипичный для гоночных симуляторов факт: в движке реализована полноценная 3D-модель человека, которая и применяется во всех случаях: при показе зрителей и судей с флажками и секундомерами, при отрисовке пилотов внутри машины, при награждении после очередного этапа (показывают мультик, сделанный на движке игры: машины строятся в закрытом парке, а на подиуме призеры довольно натурально поливают друг друга шампанским) и т.д. В принципе, заслуживает одобрения. Особенно при другом несомненном плюсе графики - полном отсутствии тормозов даже при максимальной детализации и больших разрешениях.

Что слышно (техническое отступление)?

Раз уж утилита настройки намекнула о наличии трехмерного звука и каких-то "True 3D algorythms", обратим на это пристальное внимание. Судя по претенциозным заявлениям разработчиков, в игре используются HRTF-функции. Небольшой ликбез: дело в том, что звук от источника, расположенного, допустим, справа от слушателя, слышен и правым ухом, и левым. Причем левое ухо слышит его с небольшой задержкой, ведь оно расположено дальше от источника. По величине этой задержки, то есть по разности фаз сигналов от правого и левого уха, наш мозг определяет положение источника. Но это еще не все. Левое ухо будет слушать наш звук искаженным - ведь частично он прошел через черепную коробку и ушной микрорельеф. Моделирование этих искажений - это и есть HRTF-функции (head related transfer functions), которые имеют такое же значение при позиционировании, как и фазовая обработка. Так вот, никаким HRTF в игре не пахнет. Хотя кое-как в наушниках удается различить право/лево и даже зад/перед.

Сам звук, честно говоря, добротный. Правда, шум от колес на всех покрытиях почти одинаковый: гравийные шины шумят практически неотличимо от крупного протектора в грязи. А в остальном все правильно: и хлестанье травы по днищу, и удары, и рев движка, и щелчки при переключении передач, и голос штурмана. Который почему-то очень напоминает голос штурмана Ричарда Бернса, гоняющегося сейчас за Subaru… А вот в самих фразах со-пилота очень не хватает информации о расстоянии до очередного поворота. Тем не менее, в остальном все по-настоящему, даже терминология один в один совпадает с реальной (для проверки специально пересмотрена кассета "Rally: In-Car Experience", где слышны разговоры пилотов).

Выводы

Привыкшим требовать от игры максимально приближенную к реальности физическую модель, V-Rally 2 EE лучше в глаза не видеть. Не интересующимся ралли вообще - тоже. А вот тем, кто не прочь малой кровью освоить навыки езды по раллийным трассам, расслабиться и повоображать себя Колином МакРэем, игру приобрести стоит. Только не нужно ждать от нее слишком многого.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Eden Studios
Издатель
Infogrames
Возрастной рейтинг
Без рейтинга

Системные требования для PC

Pentium II 350, 32 Мб, Direct3D 7
Pentium III 450, 64 Мб, Direct3D 7
Больше…

Рецензии и комментарии V-Rally 2 Expert Edition

+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно