Компании вроде Magitech вызывают у меня плохо скрываемое восхищение. Год за годом выпускать уродливые, заранее устаревшие самоклоны и при этом сводить концы с концами — редкое умение. Takeda 3 настолько похожа на предыдущие творения канадцев, что диву даешься. Впрочем, для большинства европейцев все азиаты на одно лицо.
Япона мать!
Три одиночные кампании различаются стартовыми условиями и геополитической обстановкой. В 1548 году Хонсю занимали свыше двух десятков независимых кланов, а к 1572-му осталась горстка сильнейших. Любой из них может стать вашей новой семьей, хотя «звездой» серии всегда был Такеда Синген. Еще в пятнадцатилетнем возрасте старший сын Такеды Нобуторы почувствовал вкус победы, однако отца не радовали его военные свершения. Любимчиком Нобуторы был Нобусиге, которого он прочил себе в преемники. Разлад в правящем доме длился недолго. Через несколько лет Синген (тогда он носил имя Харунобу) при поддержке самураев организовал восстание и сбросил папочку с трона. Уповая на неопытность юноши, соседи поспешили воспользоваться ситуацией, но молодой дайме легко отразил нападение и в итоге даже расширил собственные владения, заложив фундамент будущей империи.
Все великое мельчает в руках бесталанных ремесленников. Вместо того чтобы идти своим путем, Magitech изваяла унылую пародию на Shogun: Total War без намеков на сюжет и уникальность, зато с кучей глупейших упрощений. Вот карта средневековой Японии — необходимо уничтожить или подчинить кланы и объединить страну. Вот походовый режим — в нем игрок ведет государственные дела и дрессирует войска, а в реальном времени рубит врагов на роллы и сасими. Поросшую мхом концепцию органично дополняет графика. Расплывчатые спрайтовые фигурки, страхолюдные деревья, покосившиеся дощатые заборы… Откройте галерею Shogun и сравните скриншоты девятилетней давности с «фоторепортажем» Takeda 3.
Тактика присутствует лишь номинально. Копейщики бьют всадников, всадники бьют тяжелую пехоту, тяжелая пехота бьет копейщиков. Характеристики юнитов зависят от командира, стоящего во главе отряда, и в этом одно из ключевых отличий от серии Total War. Создавая армию, мы выбираем из списка «офицеров» и в соответствии с их талантами решаем, что получат солдаты: кому лошадки, кому луки, кому дефицитные «теппо» (так японцы называли примитивные европейские аркебузы). Особая роль отведена снабжению. Каждое подразделение привязано к своему замку, откуда поступает пополнение и припасы. Чем дальше от родных стен сражаются воины, тем тоньше спасительный ручеек; рано или поздно придется отправить ветеранов на пенсию, переместить штаб в какой-нибудь приграничный городок и уже там сформировать новый «кулак».
Мнимый реализм тает после первого боя. Shadow of the Horned Rat была умной стратегией, Myth заставляла шевелить извилинами, Shogun и Medieval и сегодня вдохновляют на подвиги. Увы, Takeda 3 безнадежно уступает прародителям. Тесные карты зачастую не оставляют пространства для маневра. Если на вашей стороне численный перевес, можно спокойно применять прием из классических RTS — обвести головорезов рамкой и послать в атаку. Успех определяется не построением, а «прокачкой» военачальника и моральным духом подчиненных. Я не раз сталкивался с массовым психозом, когда сотни бойцов в панике бежали, заметив, что противник срубил флаг на ставке или сломал ворота. Симуляция психологического состояния — это здорово, но, по-моему, авторы перегнули палку.
Обтерев катану о подол кимоно, мы возвращаемся на «глобалку». Место в амбарах ограничено, поэтому логично сразу же вкладывать весь свободный рис (золото нужно для расчетов с купцами, агентами и императором) в экономику края. Замки непохожи не только внешне — они предлагают разное количество ячеек для строительства. Фермы обеспечивают едой, казармы выращивают рекрутов, рынки увеличивают приток капитала. Изредка возникают дополнительные варианты: в прибрежном регионе можно обустроить квартал для иноземцев, а если поблизости протекает река, стоит купить водяную мельницу. Кстати, как и в недавней Empire, домики, расположенные вне крепостных стен, в смутные времена становятся легкой добычей мародеров.
Отсрочить неизбежный конфликт может дипломатия. Усыпанные штампами бумажки в Японии не в почете, всем заправляют личные отношения. Браки укрепляют дружбу народов, нарушения границ — охлаждают ее. Война не признает сантиментов — до финиша доберется лишь один, но пока суд да дело, союзники обезопасят от удара в спину и помогут одолеть сильных врагов. Есть и другой путь — бесславный, зато короткий. Махните рукой — и верные синоби распустят дурные слухи, сожгут обозы с провизией, подсыплют яд в саке. Помимо рядовых диверсантов, в Takeda 3 действуют специалисты высокого уровня: растлительница (соблазняет наместников), элитный убийца (гарантированно уничтожает цель), телохранитель (защищает от покушений) и мастер-ниндзя (повышает квалификацию «невидимой армии»).
Независимо от подхода, управление государством едва ли доставит удовольствие. Корявый интерфейс превращает простейшие манипуляции в головоломку. Между тем, работы — непочатый край: распределить полководцев, назначить губернаторов, поделить артефакты, повидаться с императором… Тот, кому благоволит правнук богини Аматэрасу, может рассчитывать на бескровные победы. Громкие титулы поднимут авторитет в глазах мелких и слабых кланов, которые сами пожелают примкнуть к вам. Хотя бывает и наоборот. Дайме непопулярен? Готовьтесь к неприятностям или принимайте экстренные меры. Генералов с низкой лояльностью лучше немедленно казнить, однако при достаточном влиянии намеченная жертва сумеет избежать смерти и перебежит к неприятелю. Особенно трудно снять неугодного градоначальника — он только и ждет повода поднять над тэнсюкаку1 чужой флаг.
Казалось бы, такие детали должны делать игру интереснее. В действительности же играть в Takeda 3 — все равно что сидеть в очереди к стоматологу. Да, авторы откопали несколько удачных идей, но основные элементы реализованы крайне неряшливо и поверхностно. Вдобавок регулярные вылеты на «рабочий стол» способны кого угодно довести до сеппуку (что вдвойне странно — Takeda 2 вела себя вполне пристойно).
Канадосамурай
Настоящий мастер может работать над мечом на протяжении многих лет, стремясь достичь абсолютного совершенства. Magitech пытается следовать традициям, но со временем лезвие становится тупее и хуже. Впрочем, лудильщиков из Торонто это не останавливает. Япония позади, билет на Средиземное море уже куплен.
1Высокая центральная башня в японском замке