Феноменальный успех неизменно пребывающей в разработке «песочницы» Minecraft, уже принесшей Маркусу Персону (Markus Persson) €23 млн., не мог остаться незамеченным. Тем более странно, что первый проект «по ее мотивам» сделали всего три человека — без финансовой поддержки солидных издательств, за стахановские шесть месяцев, на голом энтузиазме. Причем авторы не пытались по-быстрому заработать себе на Ford Focus, «выехав» на народной любви к оригиналу, и неустанно строили игру своей мечты. Результат превзошел самые оптимистичные ожидания: за первые сутки их творение купили 50 тысяч раз, а через неделю это число выросло до 200 тысяч.
Шахтерские выходные
Что же заставило несбывшихся землекопов на протяжении нескольких дней выкладывать на тематических форумах фотографии своих домов, делиться секретами изготовления часов и активно обсуждать, как половчее затопить ад? Эндрю Спинкс (Andrew Spinks), главный дизайнер и по совместительству единственный программист Terraria, в ответ хитро улыбается: мол, черпал вдохновение во множестве игр от Dwarf Fortress до серии Metroid, подсматривал у них любопытные механики — вот и весь фокус.
При взгляде на здешние «восьмибитные» пейзажи услужливое подсознание сразу спешит навесить ярлык «Minecraft в 2D». А что? В рюкзаке — кирка и топор, вокруг — случайно сгенерированные просторы, солнце в крупный пиксель плывет на восток, отсчитывая минуты до начала ночного бодрствования зомби. Неопытные игроки встречают первые сумерки в сырой пещере, старатели со стажем — в пятизвездочной избе, неторопливо читая подсказки успевшего поселиться там Гида.
Совсем скоро на этом месте будет стоять внушительный каменный замок. В отличие от Minecraft, шикарное жилище не самоцель — в Terraria оно служит перевалочным пунктом, где удобно хранить добытые минералы, варить целебные зелья и продавать ненужное барахло. Выполнив определенные условия, в крепость можно заманить различных персонажей: подрывника, медсестру, торговца эксклюзивными шахтерскими касками со встроенным фонариком… Самому такую не сделать, но рецептов и без того немало. Поначалу голова идет кругом: хочется и наковальню, и глубиномер, и стальную кирку на замену опостылевшей бронзовой, а ресурсов вечно в обрез.
Как пополнить их запасы? Копать! Земная твердь скрывает много интересного: глиняные кувшины набиты золотыми монетами, на большой глубине растут плантации гигантских грибов, рубины сгодятся для красного светового меча. Можно даже найти подземные джунгли. Опасностей тоже хватает, и дело не только в разноцветных слизнях и безобидных с виду ходячих скелетах. Осыпающиеся песчаные своды норовят похоронить заживо, а одно неловкое движение грозит затоплением шахты (на «дне мира», где вместо воды все чаще бурлит лава, это особенно неприятно).
Dig and slash
Чем ближе к преисподней, тем агрессивнее фауна. Но перед походом в самое пекло слабому персонажу стоит заняться «прокачкой» на поверхности. Параметров всего два («здоровье» и «мана»), поэтому сила зависит по большей части от снаряжения.
Поиск редких артефактов и коллекционирование полных комплектов доспехов вызывает стойкие ассоциации с Diablo и прочими «кликательными» RPG. Поводов помахать мечом или пострелять из мушкета достаточно: восход кровавой луны предвещает ночь живых мертвецов, изредка случается нашествие гоблинов или прилетает сюрреалистичный Глаз Ктулху. Высоко в небе парят летающие острова, на краю карты ждет у входа в сокровищницу подозрительный старик, а по пути к нему можно наткнуться на изъеденные Порчей участки земли. Бесстрашные спелеологи отыщут на дне мрачных колодцев левитирующие сферы, разрушение которых приводит к катаклизмам: при удачном стечении обстоятельств где-нибудь «всего лишь» упадет метеорит — источник ценной руды.
Исследовать мир не обязательно в одиночку. Сообща отстраивать колонию-поселение и воровать жгучие адские кирпичи на глазах у изумленных чертей может отряд из восьми человек. Тогда количество врагов пропорционально возрастает, играть еще забавнее, но настоящее веселье — в «командном сражении». Лишенные фантазии люди мигом переходят на MMORPG-сленг, более изобретательные мастерят из непробиваемого на первых порах обсидиана ямы с лавой или шипами. К сожалению, настройки многопользовательских правил нет, как и разнообразия режимов. Разработчики планируют добавить ту же «охоту за флагом» в грядущих патчах, однако в нынешнем виде мультиплеер все же скоро приедается.
* * *
В меньшей степени то же самое можно сказать и об игре в целом. Несмотря на отсутствие логического финала, в итоге неизменно бьешься головой о дно — во всех смыслах. Выковав в дьявольской кузнице крепчайшие доспехи, понимаешь, что в Terraria больше не к чему стремиться. С другой стороны, на это уйдет не меньше 30 часов, а там, глядишь, и обещанные авторами регулярные обновления подоспеют.