- Главная/
- Игры/
- The Dark Eye: Chains of Satinav/
- Рецензия
Как гласит легенда, Карстен Фихтельманн (Carsten Fichtelmann) с десятилетнего возраста мечтал перенести на экран монитора волшебный мир The Dark Eye – «настолки», которая ему и миллионам других немцев милее AD&D, даром что отличия надо выискивать с лупой. Прошли годы, мальчик вырос и основал Daedalic Entertainment. Настала пора осуществить задуманное. Стать первопроходцем в полном смысле слова Карстену не удалось – обладатели PC открыли для себя «Тёмный глаз» гораздо раньше благодаря могучей трилогии Realms of Arkania, а сравнительно недавно эстафету подхватила Drakensang: The Dark Eye, – но его стараниями по этой лицензии было создано первое произведение не в жанре RPG.
Там, где бессилен двадцатигранник
Идея расширять охват популярной вселенной за счёт «игры на чужом поле» не нова: на ум приходит Warcraft Adventures: Lord of the Clans, после года разработки тихо скончавшаяся в утробе. Если закрасить черным фломастером имена и названия, The Dark Eye: Chains of Satinav можно принять за отменённую адвенчуру от Blizzard Entertainment. Тут есть кровожадные орки, плутоватые людишки, сказочные существа, катапульты, рыцари, волшебники, страшные пророчества – короче, стандартный арсенал западного «фэнтези-лайт» во всей красе. И лишь одна деталь выдала бы подвох: никогда, ни за что на свете щепетильная Blizzard не позволила бы себе выпустить продукт, с одного бока прожаренный до хрустящей корочки, а с другого покрытый склизкой плесенью.
В том, что Daedalic знает толк в рисовании, желающие убедились на примере The Whispered World. Тогда я советовал расхватать превосходные пейзажи на обои для рабочего стола. Повторюсь и сейчас: фоны в Chains of Satinav сногсшибательны, их бы распечатать на холсте, оформить в рамку да повесить над камином. Однако под видом игры нам хотят всучить билет на вернисаж. Доведя качество декораций до заоблачных высот, Daedalic смачно наплевала на мультипликацию, и получился этакий «роллс-ройс» на квадратных колёсах. Все живое в сказочном королевстве движется так, словно художнику-аниматору подсунули готовое цельное полотно, и он был вынужден спасать положение, орудуя замазкой и ножницами. Портреты с неуклюже ходящими вниз-вверх челюстями и неотделимые от «задников» персонажи – форменное издевательство над чувством прекрасного. Хочется вскрикнуть: «Майн готт!» – и спрятать лицо в ладонях.
Небритый буратино, мелькающий чаще всего, – молодой птицелов Герон, житель Андергаста, где расположены резиденция короля и магическая академия. Иллюстрация из главного меню, на которой Герон размахивает факелом, напоминает об обложке The Whispered World, и в описании героя видна знакомая модель: родители умерли, окружающие ни в грош не ставят, сны полны кошмаров, а голос за кадром сулит скорые бедствия… и угадайте, по чьей вине! Когда-то давно злобный чернокнижник и прорицатель, сгорая на костре, ткнул скрюченным пальцем в сторону испуганного лохматого мальчишки и во всеуслышание изрёк: «Ты всех погубишь!». С тех пор по понятным причинам народ на Герона смотрит косо. Можно или нет изменить собственную судьбу, и что такое судьба вообще – вот центральная тема Chains of Satinav.
История эта мрачноватая, драматичная, хотя хромая подача раз за разом гасит эмоциональный импульс. Жертвы тёмных сил мрут как пушечное мясо, не успевая найти отклик в душе зрителя; порождения зла, нелепые и обликом, и поведением, достойны лишь кривой усмешки; главный злодей волей английских локализаторов тоже звучит скорее жалко, чем устрашающе. Встречные-поперечные не вызывают ни симпатии, ни раздражения – они просто выполняют роль вех на пути к финалу. Только спутница птицелова кажется живой – да еще какой! Невинная фея Нури в одиночку тянет на себе лямку повествования. Наивная, неиспорченная прелестница порхает туда-сюда, аки новорождённая бабочка, хлопая ресницами и по-детски удивляясь каждой заурядной мелочи. Герон выступает её защитником: если Нури заставят сыграть на особой волшебной арфе, всем вокруг резко поплохеет, поэтому он должен проследить за тем, чтобы девушка не угодила в лапы к воскресшему колдуну… или, в худшем случае, убить её.
Что было бы очень печально, ведь юноша-изгой и гостья из иных краёв идеально дополняют друг друга. Он умеет силой мысли разбивать вдребезги хрупкие предметы типа кувшинов и песочных часов. Она без труда «склеивает» их обратно при условии, что осколки собраны. Одним ремонтом способности Нури не ограничиваются, однако в царстве смертных творить настоящую магию опасно для здоровья. Больше игровая механика никаких сюрпризов не преподносит. Daedalic проявила похвальную заботу о новичках: тут и подсветка областей, и выделение цветом уже отработавших своё активных точек. Пазлов впихнули всего парочку, а загадки не терзают мозг сверх меры… за исключением визита на родину фей, где правит сбрендившая королева и на смену времён года уходят считанные секунды. Несмотря на поначалу приятный контраст с остальными эпизодами, чудаковатая логика в духе «Алисы в Стране чудес», поощряющая метод тыка, быстро вгоняет в скуку.
Скучно и потому, что многовато «воды». За окном «туристического автобуса» проплывают разнообразные локации – лагерь орков из племени золохаев, сеть пещер, населённый прощелыгами и контрабандистами город Энки, негостеприимная болотистая местность, – но ничего не происходит. К чему эти знакомства и беседы, если потом все оказываются не при делах и приключение завершается скромной потасовкой «один на один»?
* * *
Достойная концовка, трогательная и символичная, подводит итог очередному недозрелому квесту от Daedalic. Толкового «мрачняка» не получилось. Теперь вся надежда на беззаботную Deponia.