Одиссея

Добавить в
Мои игры
3
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

1
Так себе
1
Шедевр
Ужасно

Рецензия

Лубок - довольно редкое явление в мире квестов, и уж тем более непростительное, когда речь идет о квесте с подмигивающим портретом на этикетке от Cryo. Конечно, мы не исключаем, что всякая "криогенная адвенчура" в той или иной степени пропитана лубочностью, но все-таки судить об этом неимоверно сложно. Да-да, мы не были в Версале тысяча-восемьсот-с-бородкой-года и поэтому не можем адекватно реагировать на памфлеты тамошнего Лафонтена (басни которого в царской России выходили под псевдонимом Крылов ), или же ничтожно мало знаем о гибели древних городов и даже не можем правильно прочувствовать стилистику уэллсовского "века машин".

Но вот уж насчет греческой мифологии - тут на драной козе не подъезжай, потому как каждый ребенок в бывшей "самой читающей" знает, что Прометея заклевали за безудержную тягу к огню, Атласа (подло) подставили под вселенский небосвод, а любой мужловидный гость Церцеи так или иначе превращается в свинью. Особенно резко лубочность выпирает во время скитаний по Тартару, ближе к концу игры, когда мы наблюдаем странную картину: на небольшом пятачке, на расстоянии что-то около двадцати метров друг от друга одновременно отбывают наказание Прометей, Сизиф и Тантал, удивленно переглядываясь и изредка вздыхая. Будь олимпийские боги посмекалистей, они точно организовали бы временные экскурсии в подземное царство для смертных: "Только сегодня на арене: бог, титан и просто человек, самые известные греческие мученики, гордость и достопримечательность Тартара!"

Мотивы

Тьфу. Но боги, к сожалению, не смекалисты. И какая же дьявольская обида, какое же ощущение вселенского надувательства остается в голове после "Одиссеи", когда вдруг выясняется, что владыка греческих морей, - всего лишь пузатая квакающая жаба; когда видишь, что тот же Тантал не только не стоит по горло в воде, а вольготно лежит в тени яблони, балагурит и то и дело просит стаканчик чего-нибудь освежающего; когда осознаешь, что ночью на улицах Трои царит полный "гоп-стоп" и ходят женщины легкого поведения; и, наконец, когда после всех трудов становится ясно, что Одиссей покидает Итаку, а попадает непременно в Житомир.

Да, да, в Житомир, клянусь Дионисом! На коробке диска нарисован ощетинившийся дикобразом Посейдон, а с обратной стороны без всякой задней мысли написано буквально следующее: "Исторические приключения с элементами action по мотивам Одиссеи Гомера". Вот значит как… Вся мифологическая Греция собрана в одном месте и от передозировки эллинской эстетикой начинает слегка подташнивать уже после первых двух эпизодов. Из хорошего учебника по древней мифологии игра постепенно превращается в набор до синяков избитых образов, с этакой народной искринкой в глазу, сдобренной недюжинным сюжетом. Кстати, вот и он: "Одиссей уехал странствовать и пропал на десять лет, опечаленная Пенелопа попросила Эрития, старого друга семьи, отыскать ее мужа".

Нет, все правильно, никаких Ctrl+X или Shift+Del, так все оно и есть, сюжет из двух строчек, беспрецедентный для квеста и отвратительный для такой благодатной идеи случай, где каждую короткую историю про путешествие в храм Эола можно было бы представить многотомным приключением, с тысячей событий и сложными "характерами".

Маскватур

Раз уж речь зашла о "характерах", то главный герой, тот самый "старый друг семьи", за которого нам придется играть - самый занимательный фрукт со времен, ну, не соврать, Роджера Вилко. Наш Эритий не просто глуп, как это может показаться с первого взгляда, он непроходимый, просто хронический идиот. Чаще всего в разговорах ему приходит в голову такое, что ужасаются даже привидения думеров, слоняющиеся по ночным квартирам и украдкой заглядывающие нормальным людям за плечи, в монитор. Ему никогда не везет, Эритий верит самым невыразительным байкам, а прочие герои правильными голосами локализаторов так и эдак намекают, что верить им не стоит: заикаются, задумываются, путаются… Ладно, если бы они очень искусно врали, так ведь нет, - видно, что тебя обманывают, как пятилетнего мальчугана бабаем пугают, когда тот отказывается кушать кашу. Впрочем, расскажи кто-нибудь Эритию о бабае, - поверил бы безоговорочно, святая простота.

Странно, но нравы в представленной "гомеровской" Греции больше смахивают не на порхающую атмосферность античной сказки, которую мы привыкли видеть в литературе/кино/мультипликации, а на жизнь черного квартала или насажденного заводскими трубами даунтауна, в изобилии представленной теми же жанрами. У Эрития не может быть друзей по определению, почти каждый персонаж норовит обмануть/ограбить/околдовать/покалечить/убить, а он, как слепой конь на веревочке, идет только туда, куда тащат, и делает только то, что скажут.

Естественно, всегда попадая в самый неприятнейший переплет из всех возможных. Хотя и выход из переплетов у него тоже все время свой, необычный. Вот, помнится, когда Одиссей (оригинальный) изобретательно перехитрил Циклопа и сбежал, это воспевалось величайшими строками поэтов тех времен. Его же последователь, Эритий, зашел куда дальше своего великого друга, с милицейской прямолинейностью попросту убив несчастного и его товарища, причем варварски и со свойственным только этой игре бородатым греческим юморком.

Если начать приводить примеры, то может не хватить никаких нервов и килобайтов. Только в самом начале, на развалинах Трои, Эритий умудряется четыре раза потерять сознание: будучи избитым лохотронщиками, ограбленным в темном переулке (и это не метафора), обманутым прохиндеями, охочими до его инкрустированного бриллиантового клинка, да иногда еще по невнимательности игрока или из-за неверного варианта диалога. И учтите, что это не какой-нибудь нищий странник, а опытный военачальник, доверенное лицо правительницы государства, с ее личной печатью на маленькой глиняной дощечке…

Где-то примерно в середине игры Эритию предоставляется возможность сыграть в некий древнегреческий аналог "О, счастливчика!" и ответить на азбучные вопросы каменных изваяний Минотавра, Геракла и Прометея. Уже сейчас, давно миновав это место, я снова с ужасом убеждаюсь, какого же кретина-героя мне (и вам, дорогие читатели) подсунули. Он моими руками совершенно правильно ответил, чем более всего на свете дорожит Прометей, а уже потом, в Тартаре, искренне удивлялся: "Прометей? Как-как ты сказал? Дал огонь смертным? Ну и ну!" Или что-то вроде того.

Впрочем, даже такой неизобретательный диалог - великая удача в "Одиссее". Нет, против локализаторов никто ничего не имеет, ребята из Нивала потрудились, как всегда, профессионально, с должным подходом и старанием; тут дело скорее в первооснове. Сообразив, что в игру могут играть те, кому до 12 и старше (то есть самая регрессивная часть человечества), авторы как бы ненавязчиво впутали энциклопедический справочник: "На его стороне был сам бог Хронос, повелитель времени!" Клянусь Дионисом, какое же жуткое испытание - выслушивать все эти сведения, сдобренные долгими комментариями и ремарками... К чему такие старания? Все равно те, кто уже умеет играть в компьютерные игры, более-менее разбираются в греческой мифологии, а все остальные все равно "Одиссею" даже в руки не возьмут (для таких людей другое наше савейское мерило популярности существует, кто правильно догадается, какое - приз, как всегда, пишите).

Типичный результат подобного диалога: мы спрашиваем женщину, не знает ли она про Одиссея, а в ответ получаем целый ворох всяческих знаний про заброшенный город-без-названия, языческого бога Осириса, культистов лотофагов, невидимый человеческому взгляду Лес Забвенья, древние проклятия, но так и не узнаем, что делать дальше или где найти воду для амфоры.

Эй-си-ти

И даже несмотря на это, "Одиссея" скорее квест-действие, чем квест-разговор. Будь вы семи пядей во лбу, но врожденная кособокость диалоговой системы и баранья настойчивость нашего героя не пропустит творческую мысль дальше вопроса: "Привет, я - Эритий, ты не знаешь, что это за место?". Порой создается ощущение, что герой, - тот самый метафорический человек-гриб, который не знает, кто он, где он, зачем он, а лишь ходит среди людей и с терпением выдрессированного попеньки твердит пяток заученных фраз, пытаясь казаться человеком, хотя на самом деле давно превратился в шампиньон…

Действия в "Одиссее" примерно столько же, сколько диалогов. И хотя по F3 Эритий картинным жестом достает из ножен меч, но за всю игру мне не пришлось проткнуть им даже самого захудалого поросеночка на ферме у Церцеи (впрочем, она в конце концов тоже потеряет терпение и превратит нашего красавца в толстенную свинью с оригинальной татуировкой на передней правой ножке). Единственное, зачем реально пригодился резной клинок, - заложить его Харону за право переправы через Стикс, да еще для хирургической операции на голове Горгоны.

Собственно говоря, большую часть времени action-элемент выражается в бессмысленных догонялках. А уж догонять, а, тем паче, убегать Эритию придется очень часто. Догонять сову в чащобе и убегать от нервно шарящих по кустам лапищ циклопа, увертываться от трезубца Посейдона и по оврагам скрываться с глаз стражи Лестригонов... Эти несложные на вид испытания на деле оборачиваются сизифовыми муками из-за не шибко удобного управления и нового движка, уже некоторым знакомого, впрочем, по "Машине Времени".

При желании движок выдает восхитительные ракурсы, с его помощью великолепно получаются панорамы и просто отдельные зарисовки. Герои отлично прорисованы, довольно плавно и реалистично движутся, но совершенно не уживаются друг с другом в панорамном мире. Издалека это все очень смахивает на похождения пластмассового солдатика по расчерченному в тетради лабиринту - забавно, но странно. Тем более проблематично отличить иногда активные предметы от простых декораций: как только что-нибудь из инвентаря оказывается на полу, так тут же теряет форму и сливается с внешним фоном. А если учесть врожденное слабоумие нашего героя, то вообще разговоров быть не может. Тот же Мэнни Калавера заботливо поворачивал голову в сторону интересного предмета и выпаливал на месте все сопутствующие комментарии, а нашему же твердолобому Ванюшке, что трава растет, что камушки.

Раздался хруст, - упал Прокруст

Уж извините за невольную переделку классики, но сами понимаете, если начал однажды - останавливаться в конце будет просто глупо. Хотя лучше, признаться, и не начинать вовсе. Взрослые будут продолжать надеяться, что для Cryo, этой загадочнейшей компании современности, еще не все потеряно, и что, в конце концов, они ка-а-ак разродятся очередным случайным шедевром вроде гениального "Фауста"; ну а дети… А дети пусть читают книжки (можно с картинками). Клянусь Дионисом, всем тогда будет хорошо.

Файлы

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Cryo Interactive Entertainment
,
Index
Издатель
Cryo Interactive Entertainment
Возрастной рейтинг
Not rated

Системные требования для PC

Pentium II 266, 64 Мб
Pentium III 450, 128 Мб, Direct3D 7
Больше…

Рецензии и комментарии Одиссея