Хаббард. Крейг Хаббард.
Пожалуй, нет у игроков, старающихся быть в курсе дел игровой индустрии, более непопулярной компании, чем Monolith. Ее дурная слава - не новость: плохая поддержка пользователей, чересчур навязчивый ПиАр, постоянные невыполненные обещания, почти ничего интересного из себя не представляющий движок LithTech, о котором, тем не менее, усердно кричат на всех углах и… некий "шпионский FPS" No One Lives Forever, чуть ли не со времен выхода противного Shogo находящийся у всех на слуху. Казалось бы, говорить не о чем - ну что может родиться в таком болоте? Тем не менее, - фокус-покус - из недр компании, как чертик из коробки, выпрыгнул этот самый NOLF, шествие которого по миру сопровождалось громким стуком падающих челюстей и криками "Wow!". Таких потрясений не было, пожалуй, со времен Half-Life. Такого добротного "story-driven" шутера - тоже. От Monolith подобного сюрприза никто не ждал. Спасибо товарищу Хаббарду, главному дизайнеру игры, за наше счастливое детство…
Арчер. Кейт Арчер.
Кейт Арчер - сотрудник таинственного британского агенства под кодовым названием UNITY. Она - чуть ли не единственный агент женского пола этой секретной службы. Она - сама нетерпеливость, страдающая от порядком доставших ее "детских" заданий. Она - сексуальная брюнетка, которая любит петь в душе. И, как вы уже догадались, она - наше второе "я". А миссия на этот раз далеко не детская - остановить организацию H.A.R.M., стремящуюся захватить - как оригинально! - власть над всем миром. В игровом эквиваленте вся эта "бондиана" представлена шестьюдесятью уровнями, разбросанными по всему миру, от Африки до Европы и от Нью-Йорка до Иркутска.
А начинается все достаточно обычно - кто-то жуткий и таинственный "убирает" одного агента UNITY за другим. Рядом с трупом неизменно оставляя вынутую из петлицы красную лилию, по которой, в лучших традициях Бонда/Пауэрса, его без труда тупо и решительно идентифицируют: "Dimitri Volkoff". Волков Дима, родился на Камчатке, в детстве мучил домашних животных и вообще всю жизнь делал всякие гадости, а сейчас работает на тот самый H.A.R.M. в отделе безопасности. Дядька, прямо скажем, колоритный - лысый, одноглазый, пальцы веером, усы торчком. Типичный злодей типичного кино "про шпионов". Но это только начало.
Click to enlarge
Первый дротик, брошенный точно в цель - ролики, сделанные на движке. Признаюсь, SiN в свое время надолго отбил всякое желание видеть это квадратное убожество, гордо называемое "видео-вставкой". Однако здесь все иначе, движок LithTech оказался чуть получше, чем ожидалось: натянутые на модели персонажей "фотографии" лиц смотрятся очень здорово, текстуры выглядят богато, актерская озвучка, начиная с британского благородного говора и заканчивая русским или, допустим, арабским или ирландским акцентом, - просто отличная, анимация…
Нет, анимации моделей, пожалуй, стоит посвятить отдельный абзац. Она превосходна. Нет, она - волшебна! Супер!! Даже много чего повидавшие на свете FPS'ники будут визжать от восторга. Персонажи моргают глазенками, двигают варежкой в соответствии с произносимыми фразами, довольно натуралистично водят машины, машут руками, кубарем падают с лестницы, спрыгивают со зданий, вскидывают к плечу снайперки, прыгают с парашютами… Почти глухой, толстый и измученный ревматизмом посол, которого предстоит защитить от наемных убийц во второй кампании, очень реалистично пытается неуклюже наклониться за оброненной монеткой. Бежавший через весь уровень турок в конце пути останавливается отдышаться, без сил опираясь руками в колени. Здоровенный рыжий ирландский сержант колоритно жует сигару во время разговора. Подстреленный супостат упадет как надо, по всем правилам кинематики, причем, если выстрелить ему, допустим, сзади и в поясницу - согнется пополам и со стоном рухнет на колени. В грудь, когда он бежал прямо на нас, - пуля из мощного оружия собьет его с ног и отбросит назад. В плечо и из оружия полегче - упадет боком, волчком крутанувшись в воздухе…
Кстати, анимация тесно связана с проявлениями искусственного интеллекта. Просто загляденье смотреть, как враг, следуя соображениям AI, начинает стрейфиться, перекатываться и вставать на одно колено, как он вскакивает из-за обеденного стола и этот самый стол опрокидывает, чтобы использовать в качестве укрытия. Сам по себе AI тоже весьма неплох: негодяи прячутся за углами, убегают за подмогой, уворачиваются от ударов колюще-режущим оружием, устраивают импровизированные автогонки... В общем, круто. AI - лучший из того, что появлялось в последнее время. Анимация - лучшее из того, что вообще когда-либо появлялось.
Tech. Lith Tech. Smells like… spirit
Хотя, надо признать, анимация и AI - это заслуги не движка, а подведенной под него программы. Сам же LithTech 2.0, который пару лет назад еще был в состоянии поразить воображение, сейчас, скажем прямо, откровенно устарел. Как следствие, графика слабовата, ее качество не соответствует требованиям времени. Игра заметно уступает тому же Q3, и отчасти даже Unreal и Half-Life, с момента релиза которых утекла уже масса воды. Ну, может быть взрывы и огонь чуть покрасочнее… Антиалиасинг никакой, световые эффекты оставляют желать лучшего. Казалось бы, отсутствие излишних наворотов должно снизить системные требования, ан нет. А самое обидное, что изображение на экране совершенно не передает "духа шестидесятых". С одинаковым успехом можно заявить, что действие игры происходит в 80-е или 90-е годы.
Да и вообще, если говорить о хваленой атмосфере, то визуально она реализована не очень. Только в меню и кое-как в видео-вставках, когда видишь прическу и платформы главной героини. Ни о каком "джеймсбондовском" или "остинпауэрсовском" стиле при взгляде на экран речь идти не может. Но в остальном - сюжет, звук, музыка - все скрупулезно грамотно. Один набор "гэджетов" чего стоит! Постоянные подколки в разговоре с начальством, веселый дебилизм приспешников H.A.R.M., повсеместно сквозящий юмор, светские диалоги между агентами - все как в классических фильмах о британской разведке.
"Духу шпионства" соответствует еще и геймплей. Здесь, как и обещалось, наблюдается слияние Thief/Deus Ex-тактики с обычным экшеновским shoot'em'all. Найдется занятие для всех: и для привыкших сидеть на верхотуре со снайперкой кемперов, и для любящих поскакать с девайсами наперевес безбашенных аркадников, и для партизанов а-ля Thief, умеющих так воспользоваться тенью, чтобы по-пластунски проползти в двух сантиметрах от ботинка охранника по бесшумному ковру к отпираемой отмычкой двери. Правда, здесь предстоит ползать еще и мимо камер слежения, прожекторов, датчиков… Что особенно радует, выбор тактики - целиком и полностью на наш вкус. Хочешь, - поднимай вой сирен и носись стрекозлом, валя врагов направо и налево, а хочешь - ныкайся вдоль стен темных переулков. Впрочем, стрельба или партизанщина - не единственное, чем нужно заниматься при прохождении одиночной кампании. Придется временами и поговорить с так называемыми NPC (причем в разговоре выбирать варианты фразы, что с некоторой натяжкой можно назвать нелинейностью сюжета), и собирать всяческие intelligence items - микропленки, фотографии, секретные письма. Впрочем, ни тем, ни другим можно сильно не увлекаться: в разговоре с начальством всегда посылать его на три буквы, а валяющиеся предметы пинать ногами, - нас все равно мягко подтолкнут к следующей сюжетной вехе.
Надо отметить, сюжет здесь потрясающий. Завязка, конечно, слабовата, но размах, с которым история воплощена в игре, впечатляет. Обычно ведь сюжетная линия в шутерах играет роль "довеска", мол, неудобно как-то получается, надо добавить. Даже сугубо мультиплеерные UT и Q3 снабдили каким-то подобием. Что называется, для галочки. Но суть всегда одна: мочи. Временами нажимай на кнопочки и открывай двери. Или другая крайность: "сходи туда, нажми то, вернись, открой сейф, возьми ключ, открой им дверь на втором этаже, там прочти шифр, вернись сюда, залезь под стол и застрелись". Иногда, конечно, не так все и плохо, достаточно вспомнить не раз уже упомянутый Half-Life. Однако NOLF по оригинальности превзошел всех. Например, нужно выведать у немецкого ученого о его разработках, но не хамить и не задавать прямых вопросов. Или, падая с самолета без парашюта ("дайвинг" называется), догнать в воздухе чурбана, у которого этот парашют имеется, но еще не раскрыт, отобрать и ловким пинком пяткой в нос отправить беднягу вниз (похожая сцена, если не ошибаюсь, была в фильме "Point Break" c Киану Ривзом). Кстати, все это - попутно отстреливаясь от таких же "дайверов". Бывают и "явочные" задания: подойти к звонящему телефону-автомату, затем постучаться в определенную квартиру, под дверь которой нам сунут микрофильм, потом встретиться с агентом в баре и предложить ему закурить…
Шутер
Теперь, собственно, о сугубо жанровых моментах: управлении, физике, оружии и прочем. Во-первых, никаких двойных прыжков и стрейф-джампов, чего временами очень сильно недостает в мультиплеере, хотя в сингле с этим запросто можно смириться. Во-вторых, дурацкая система переключения бег/ходьба - при включенном "always run" нельзя временно перейти в режим ходьбы кнопкой бега (что для Thief-подобного геймплея, мягко говоря, странно). О всяких там аптечках или мгновенных переключениях оружия можно забыть - реалистичность, батенька. Есть только бронежилеты, разбросанные по всем уровням. По той же причине не вздумайте выделывать какие-нибудь рокетджампы или прыгать даже с небольшой высоты - тут же разобьетесь, тут вам, отцы, не Quake. Наконец, "приятная" новость для всех шутеро-профи: fov по умолчанию в игре очень мал, и исправить это нельзя. В остальном все доходчиво и понятно.
Оружия просто навалом: помимо пистолетов, револьверов, ножей, винтовок и автоматов (среди которых, кстати, и родной АК-47 имеется - одна из самых убойных здешних вещей) есть еще и куча уже упомянутых "гэджетов". Отмычки, солнечные очки с фотоаппаратом, rocket launcher в виде дипломата… Мало того, любое оружие можно зарядить несколькими видами патронов - обычными, бронебойными, отравленными и т. д.; а на некоторые стволы можно нацепить глушитель или оптический прицел.
Чу! Я слышу пушек гром! (с) мой любимый анекдот
Sound-мастера в стане разработчиков постарались от души. Звуковой движок учитывает мельчайшие нюансы, вплоть до поглощающих коэффициентов плоскостей с различными поверхностями: одинаковые звуки будут по разному слышны через стекло, деревянную дверь, бетонную стенку или металлическую броню. В гулких подземных лабиринтах он даже отражается от стен, причем, опять же, с учетом коэффициентов поверхностей. Жаль, не получилось послушать, как слышится происходящее на поверхности из-под воды. Музыка тоже на уровне, в лучших традициях Unreal она "понимает" происходящее и меняет настроение. В общем, плодотворно поработали, ничего не скажешь. А вот сами сэмплы, с которыми движок оперирует - звуки выстрелов, крики раненых, всплески воды могли бы быть и пореалистичнее.
Резюме
Мне нечего сказать. Must Have. Удовольствие от игры гарантировано. Согласитесь, давно уже жанр FPS не радовал нас проектами, способными в своей одиночной части увлечь на многие и многие часы. Сейчас именно такой случай. Можете смело ставить NOLF в один ряд с Unreal и Half-Life. Если бы не слабая графика, жутко медленно грузящиеся уровни, да совсем небольшие недочеты в управлении…