- Главная/
- Игры/
- Последняя воля Шерлока Холмса/
- Рецензия
Мне всегда казалось, что Шерлок Холмс не очень подходит на роль звезды адвенчур: как-то неловко заставлять великого интеллектуала тыкаться носом в стены и по многу раз повторять: «Мне чего-то не хватает». С другой стороны, разрозненную хронику его приключений удобно пополнять новыми независимыми главами, что и делает Frogwares на протяжении последних лет. Сектанты, Люпен и Потрошитель остались позади, но небо над Лондоном вновь затягивают тучи, и лишь неразлучной парочке под силу раскрыть леденящий душу заговор. Коварные злодеи и смертельная зевота – вот с кем будет бороться игрок.
Шерлок Холмс против здравого смысла
Скука приходит не сразу. The Testament of Sherlock Holmes тепло встречает гостей: короткая «обучалка» протекает параллельно с расследованием дела о краже драгоценного ожерелья, где Холмс являет себя во всей красе и в два счёта подбирает ключ к вроде бы неразрешимой загадке. Восхищение вызывает не только гениальный детектив, но и его окружение. Декорации роскошны. От квартиры на Бейкер-стрит до мрачных тюремных застенков, от освещённых солнцем улиц до ярмарки под луной – повсюду найдётся на что поглазеть. Сами персонажи, несмотря на детализированные физиономии и motion capture, не выдерживают пристального взгляда. «Вне зависимости от произносимых слов телодвижения следуют друг за другом снова и снова в бесконечном цикле», – плакался я в рецензии на Hoodwink. Здесь та же беда. Какова бы ни была обстановка, Ватсон при разговоре постоянно норовит повернуть голову вправо – то ли затёкшую шею разминает, то ли одержим паранойей. Вдобавок виртуальный оператор помешан на крупных планах – ни одна беседа не обходится без драматических «наездов» и «отъездов».
Так или иначе, картинка похорошела, зато интерфейс не изменился ни на йоту. Выбор предмета колёсиком мыши, обширное меню по правому щелчку – те, в ком живы воспоминания о Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper, встретят TToSH как старого знакомого. Ракурсы по-прежнему можно менять, и их теперь аж три: к видам от первого лица и со стороны присовокупили камеру на затылке. О предыдущей части напоминает также чередование героев, пробежки по Уайтчепелу и дедуктивные таблицы – необходимый инструмент для раскрытия убийств.
Трупов тут немного, но кровавых подробностей в избытке. Сюжет закручен вокруг кошмарного яда, который сводит жертв с ума и превращает в оголтелых берсерков-людоедов. Шутка ли – в зубах у мёртвого архиепископа зажата фаланга чужого пальца! При погружении в омут тайн становится ясно, что гений сыска знает больше, чем поведал доктору Ватсону… и, не ровен час, сам приложил к злодеяниям руку. Хладнокровный умник на глазах перевоплощается в расчётливого маньяка, совершающего необъяснимые поступки и обманывающего всех подряд, включая своего верного друга. О том, что Шерлок Холмс в TToSH не просто агент правосудия, легко догадаться уже по названию.
Впрочем, история получилась мутная, бестолковая, полная «дыр». Расстановка точек над i не приносит облегчения. Отдельные моменты настолько натянуты, что тянет заорать: «Читерство!» – и обличить Холмса в колдовстве. Один эпизод посвящён граничащему с фантастикой трюку, благодаря которому мастер дедуктивного метода одурачивает уйму народу (и игрока заодно). На резонный вопрос «Как?!» следует объяснение в виде длинной записи в дневнике Ватсона. Полагаю, актёр, озвучивавший Холмса, попросту не сумел подавить приступ истерического смеха и наговорить эту чушь в микрофон.
Шерлок Холмс против «пляшущих человечков»
Бред и разочарование – исчерпывающая характеристика TToSH. Пресловутые дедуктивные таблицы, обработка материалов в домашней лаборатории, осмотр улик, ползание по полу с лупой и измерительной рулеткой – нормальные розыскные мероприятия составляют едва ли одну десятую от общего игрового времени. В основном Холмсу предлагают заниматься всякой вульгарщиной. Например, искать пропавшие шестерни от жерновов. Или, как в мультиках, раскладывать на земле пачки денег, чтобы заманить тупого охранника в ловушку. Или прибегать к услугам настоящей, а не фигуральной ищейки – коротколапой и с большими ушами. Пёсик до того умён, что, повинуясь командам курсора, дёргает за рычаг, дабы опустить перед Холмсом подъёмный мост, открывает запертую на засов дверь (!) и устраняет прочие препятствия.
Как именно он ухитряется это провернуть, разглядеть невозможно из-за скаредного подхода к анимации. Символические взмахи рукой и телепортация под прикрытием затенённого экрана – суровая реальность TToSH. Сэкономили и на музыке – повторяющаяся в некоторых локациях тревожная мелодия натурально мешает думать. Причем зачастую вообще непонятно, что делать и зачем. Кстати, старая проблема с активными точками, возникающими строго по «триггеру», никуда не делась, и при нажатии на «пробел» почему-то подсвечивается только одна, а не все, так что мучительный пиксель-хантинг обеспечен.
Однако гвоздь программы – куча, КУЧА абстрактных головоломок, бессовестно нанизанных на нить повествования целыми гроздьями, по несколько штук на комнату. Чего изволите – починить сигнализацию? Вот вам пазл с концентрическими кругами. Обезвредить бомбу? Вот вам пазл с разноцветными шариками. Чтобы вызвать короткое замыкание, надо, разумеется, собрать «водопровод». Особая потеха – вскрытие сундучков и шкатулок. В Лондоне конца XIX века обычные замки не в чести: каждый второй горожанин считает своим долгом обзавестись запирающим устройством максимально хитроумной конструкции (не забывая заботливо нацарапать на крышке подсказку для воров). Если подождать пару минут, появится кнопка «Пропустить». Но достанет ли терпения?
Шерлок Холмс и пустота
Пышное графическое убранство – единственный козырь The Testament of Sherlock Holmes. Слёзы наворачиваются при мысли о том, сколько сил авторы вбухали во внешний вид и как мало внимания уделили содержанию.