Светлая тема

Рецензия на игру This War of Mine

В иное время я бы сказал, что мы хорошо обосновались. Большой дом с множеством комнат и удобной планировкой — здесь очень просторно. И какое отличное расположение — мы так близко к центру. А соседи, такие симпатичные пенсионеры, просто душки! 

Правда, вчера Павло застрелил этих стариков ради пары банок тушенки, чтобы накормить истекающего кровью Бруно. Не помогло — утром Бруно умер, а остатки еды стащили мародеры.

Сыграем в войнушку

«Пиф-паф, ты убит!» — задорно восклицает Call of Duty. «Ба-бах, здание разрушено!» — вторит ей Battlefield. Зрелищные блокбастеры любят войну, но войну особую — ту, где подтянутые профессионалы стреляют друг в друга из современного оружия и не задаются вопросами о несправедливом устройстве мира. Ту, где на улицах разрушенных — разрушенных со вкусом и размахом! — городов почему-то нет обычных мирных жителей. А если есть, то только в качестве статистов, которых можно быстренько расстрелять в аэропорту, чтобы оправдать дальнейшее сюжетное безумие. Пару лет назад Spec Ops: The Line попробовала показать другую, не гламурную войну, но широкого успеха не добилась. У This War of Mine, почти месяц не вылезавшей из топа продаж Steam, возможно, больше шансов быть услышанной.

Милитари-балаган любит все реалистичные оттенки серого и коричневого, и в визуальном плане This War of Mine будто бы играет по знакомым правилам — знакомая палитра есть и здесь. Но как умело 11bit Studios приспосабливает ее под свои задачи! Карандашная рисовка не вдается в детали, а задает общие штрихи; дополнительные эффекты приглушены — пиротехники не ждите. В колонках тем временем завывает ветер, а где-то вдали периодически стрекочет пулемет. Войны как таковой здесь нет, но она постоянно чувствуется где-то рядом. Она будто бы выслеживает героев, как добычу.

И они могут стать ей каждый день. This War of Mine работает по простым правилам. В начале игры вы получаете под опеку трех случайных героев, у каждого из которых есть свои таланты — кто-то хорошо готовит, кто-то быстро бегает, кто-то хорошо торгуется, и так далее. Со временем партия будет пополняться новыми членами. Днем ваша команда занимается домашними делами и восстанавливает силы, а ночью кто-то на свой страх и риск отправляется на поиски еды и разных полезных мелочей. Этот цикл повторяется до самого финала — если, конечно, вам суждено его увидеть.

Пирамида Маслоу

This War of Mine часто сравнивают с The Sims, и это кажется диким лишь на первый взгляд. Как и детище Уилла Райта, на базовом уровне игра посвящена удовлетворению простых человеческих потребностей: герои, например, хотят есть и спать, а болеть и истекать кровью в подвале почему-то не хотят. В новом доме приходится постепенно наводить порядок — убирать завалы мусора, мастерить койки, заделывать дыры в стенах, собирать дождевую воду. У дровяной топки можно согреться, а в печи — приготовить ужин. Таблетки помогут справиться с наступающими холодами — когда кто-то из команды падает с температурой, сложность игры повышается на порядок.

Но ресурсов постоянно не хватает. Люди сидят без еды, спят по очереди и постепенно впадают в депрессию. В дверь периодически стучатся незнакомцы и просят еды и крова. Но если еще одна пара рук никогда не помешает, то еще один голодный рот не нужен никому. Приходится говорить «нет», понимая, что своим отказом ты только что убил человека. Да-да, почти как в Call of Duty. Лови ачивку!

Когда часы бьют восемь, один из наших смельчаков покидает безопасный дом и отправляется на поиски еды и припасов. И тут и без того угнетающая This War of Mine становится просто жуткой.

На карте города найдется немало полезных для выживания локаций, но обойти их все за одну ночь не получится. Приходится расставлять приоритеты — например, сегодня сбегать за едой или лекарствами, а завтра заняться бартером. Каждая локация таит свои опасности — на городской площади работает снайпер, в супермаркете могут располагаться военные, да и встречи с мирными жителями имеют шанс вылиться в нечто непредсказуемое. Наши герои — не коммандос, найти огнестрельное оружие очень сложно, и ты постоянно чувствуешь, что все может рухнуть в одно мгновение.

Естественный отбор

Выбирая, куда отправиться ночью, и сопоставляя риски с потенциальной добычей, ты приходишь к первому пугающему выводу: ограбить стариков — не такая уж плохая идея. И вот ты уже прокрадываешься в дом и обчищаешь комнаты. Радуясь, что вроде все прошло на удивление неплохо, ты неожиданно сталкиваешься с лицом к лицу с беспомощным дедом, который в отчаянии бросается на тебя. Какая замечательная жизнь: ты бьешь его топором по голове и в страхе убегаешь из дома, пока в комнате не появилась его теперь уже вдова.

Этот удар топором не проходит бесследно. Ужасы и зверства, виденные или совершенные твоими подопечными, влияют на настроение всей группы. Одни люди начинают закрываться в себе и перестают быть частью команды. Другие попросту теряют человечность, и тут ты приходишь ко второму пугающему выводу — что это даже к лучшему. Бруно-повар хорош, но Бруно-киллер-мародер куда полезнее для выживания всей команды. Как-никак впереди зима.

И чем больше ты погружаешься в мир This War of Mine, тем проще тебе становится оправдывать свои действия. Какие-то парни обчистили гуманитарный конвой и хвастаются новеньким снаряжением — ну что ж, они вполне заслуживают смерти. К тому же у них наверняка есть сигареты и спирт — основа местного бартера. Дальше — проще. Стариков — убить, молодоженов — ограбить (они все-таки посильнее). Однажды ночью мне открыл дверь священник, а я, уставший от всей этой болтовни, бартера и аккуратных краж, сходу и без лишних слов его зарубил.

Когда ты начинаешь проходить This War of Mine эффективно и бесчеловечно, механика игры неожиданно становится легкой. Все предельно просто: воруй, грабь, убивай. Консервы забрал, сигареты на еду обменял — жизнь удалась! Правда, все это время тебя не покидает ощущение, что ты стал чудовищем. С каждой новой конфронтацией This War of Mine аккуратно, шаг за шагом тебя ломает. Играть в такое попросту тяжело.

***

Полтора месяца спустя твоих людей наконец-то спасают миротворческие силы. Впереди тепло, уют, сытость и никаких лишений. Вот только спасенными к этому времени оказываются лишь оболочки тех, кто когда-то были людьми. Набор биологических функций и потребностей успешно пережил войну, но человек остался где-то там, в деяниях прошедших недель. Быть может, он упал замертво рядом с тем беспомощным стариком или замерз вместе с девушкой, которой ты отказал в убежище.

Мы привыкли, что видеоигры должны нас развлекать и всячески ублажать, и в этом убеждении мы немного потеряли связь с реальностью. В Непале еще свежи раны десятилетней гражданской войны, а Ubisoft уже делает веселый шутерок «по мотивам» с боевыми слонами. Ближний Восток утопает в кровавых конфликтах, а Activision наряжается в клоунский костюм Modern Warfare. Все это весело и увлекательно ровно до тех пор, пока не стучится в твою дверь. This War of Mine — именно такой стук, звоночек из мира, где война — это не блестящие пушки, а голодные желудки. Это угнетающая, неприятная и морально тяжелая игра. Важная игра.

Рецензии пользователей
на This War of Mine2

Всеобщий восторг в отзывах и рецензиях заранее настроил на эмоциональный шедевр. В итоге –скучное времяпровождение, накорми, полей цветы. Отсутствие интересного крафта. Какие-то депрессивные Симсы. К тому же, для перфекциониста эта игра зло, здесь вы выполнить идеального варианта, вся игра подчинена потерям, лишениям. Т.е. накопил ты что-то, отложил, начал структурировать, распределять, планировать –а тут рандомное ограбление. А потом лучший персонаж добытчик внезапно сдох. Ну его ***
«Скууука»
«Слава богу, можно вычёркивать»
Гнетущий, депрессивный The Sims про выживание.
Доиграть не смог, очень сложно. Игра, которую начинаешь снова и снова, стараясь не совершить тех ошибок, которые сделал ранее. Потому что ошибки здесь непростительны. Игра построена по принципу максимального реализма в плане здоровья персонажей. Здесь нет дополнительных жизней, и если кто-то очень плох, ты будешь наблюдать, как он умирает.