Вышедшая в прошлом году Rainbow Six 3: Raven Shield произвела эффект разорвавшейся бомбы. Специфический жанр, ранее недоступный большинству игроков, получил мощную графическую поддержку, а сравнительно высокая степень реализма и увлекательный геймплей превратили игру в хит, способный на равных тягаться с традиционными (читай: аркадными) 3D-шутерами.
К счастью, смена разработчика не сказалась на качестве. Дизайнеры миланского отделения Ubisoft (оригинал совместно с Red Storm делала монреальская студия) сохранили дух серии, однако не учли одну крошечную особенность — Athena Sword оказалась почти точной копией Raven Shield. Да, не стоит чинить то, что не сломалось, но авторы восприняли мудрость слишком прямолинейно.
По следам Муссолини
Сюжет четко следует в фарватере Raven Shield. Злодеи, которых мы остановили в Южной Америке, перенесли свою подрывную деятельность в Старый Cвет. Попытка ограбления музея в Италии неожиданно переросла в «классическую» сцену с захватом мирных «випов» (обыкновенные туристы ночью по выставкам не шастают). Полиция бессильна, а значит, на помощь вновь спешит, пожалуй, самое знаменитое порождение Тома Клэнси (Tom Clancy) — отряд «Радуга 6».
Предельно неоригинальный сценарий компенсируют короткие, наполненные адреналином миссии. На ликвидации террористов и спасении заложников зиждется весь игровой процесс. Записываться по ходу выполнения задания запрещено, но это не проблема. Как и в жизни, изучение материалов и планирование отнимает гораздо больше времени, чем сам экшен. Аскетичная система подготовки не претерпела ровным счетом никаких изменений. Мы возимся с разноцветными полосочками и памятными go-сигналами, экипируем команду, после чего любуемся тем, что получилось. При желании можно включить режим зрителя и вообще не прикасаться к штурмовой винтовке.
Хотя истинные герои предпочтут отключить автоприцеливание, выбрать максимальную сложность (менять ее на лету, увы, нельзя) и с головой уйти в пучину борьбы с международным терроризмом. Свинцовые убийцы не знают жалости. А если в приглянувшегося персонажа попадает пуля — это навсегда и обжалованию не подлежит. Операции с участием нескольких отрядов часто смахивают на «русскую рулетку». Иногда ведомые компьютером бойцы благополучно добираются до финиша, иногда — позорно погибают. Кому не лень сочинять собственный план (разумеется, есть и готовые варианты) — ориентируйтесь, в первую очередь, на одну ударную группу. Все остальные — снайперы и другая поддержка. Иначе процент выбывших из строя братьев по оружию придется отдать на откуп случаю.
Непроходимо тупой AI противника бесит еще сильнее. Создателям нужно было понять, что произвольная расстановка врагов на уровне — полная глупость. Столь ненавистные многим скрипты не в состоянии исправить недочеты изначально ущербной идеи (согласен, «replay» — занятная штука, но давайте не будем забывать о реализме). Со слухом у ребят бывает совсем худо. Можно устроить шумную потасовку с воплями, потом завернуть за угол, пройти пять метров и наткнуться на компанию ничего не подозревающих идиотов. Единственная беда и радость (в зависимости от того, с какой стороны взглянуть) — террористы очень неплохо метают гранаты.
Доступные карты оставили приятное впечатление. Миланский замок-музей — нечто потрясающее, не абстрактное место для игры, а целая галерея классиков итальянской живописи. С тактикой тоже все в порядке. Навевающие клаустрофобию схватки в помещениях регулярно перемежаются дальними уличными перестрелками, когда смотришь на мир исключительно через встроенную оптику Steyr AUG, и даже снайпер с монструозной М82А1 оказывается полезен. Кстати, тепловой прицел не отобрали. Любители палить сквозь запертые двери смогут найти применение своим «извращенным» талантам.
Не обошлось и без нового оружия, так что в сумме у нас теперь более полусотни стволов. Один из интереснейших образцов в арсенале — российский спецназовский автомат «Гроза». Впервые на моей памяти эта диковинка появилась в популярном шутере.
По мелочам
Время идет, технологии семимильными шагами двигаются вперед, а программисты Ubisoft никак не вылечат многократно охаянную тряпочную физику тел: поверженные недруги валятся на пол и, разбросав бескостные ножки-макаронинки, застывают в позах, которым позавидует профессиональный «человек-змея». Если в Raven Shield акробатику можно было простить, то сегодня перед нами настоящий фарс.
Зато звук традиционно вне конкуренции. Я не стану утверждать, что стрелял из AUG (австрийская винтовка, как правило, выдается «по умолчанию»), FAMAS или упомянутой «Грозы», но сомнений в реалистичности шумового сопровождения не возникает.
Под занавес — шоколадный «пряник» для всех поклонников мультиплеерных побоищ: пять новых режимов. Наиболее забавный и миролюбивый — «Capture the enemy». Название говорит само за себя. При попадании персонаж не гибнет, а поднимает лапки к небу и ждет Немезиду с наручниками. Успели заковать соседа по подъезду? Не спешите ликовать, ибо его напарники непременно попытаются освободить пленника.
Помимо этого в Athena Sword есть полтора десятка замечательных карт; среди них уютно примостились три уровня из первых игр Rainbow Six (Embassy, Siberian Base и Subway Station). Разумеется, любую миссию можно отыграть в одиночку. Лишняя тренировка никому не повредит.
Двойная порция
Качественное, но чересчур консервативное дополнение к отличной игре. Я прекрасно понимаю, почему в Ubisoft Milan не захотели погружаться в дебри геймплея и устраивать очередную «революцию в жанре», но уж сценаристы могли бы подстегнуть засыпающее воображение — беготня вокруг «ценных свидетелей» слишком быстро приедается. Впрочем, стоит ли требовать многого от обыкновенного аддона?