- Главная/
- Игры/
- Футбол! 2000/
- Рецензия
Вот и закончился футбольный сезон '99. Не будем обсуждать события в реальном футбольном мире - их давно уже проанализировали все кому не лень. Вместо того, чтобы горевать о наших футбольных неудачах, лучше поговорим о приятном: этот обзор посвящен выходу самого самобытного футбольного симулятора последних лет - Total Soccer 2000.
Кажется, из всех спортивных игр симуляторы футбола являются наиболее многострадальным жанром. Господство на этом рынке прочнейшим образом удерживает EASports, а их сериал FIFA Soccer долгие годы является всемирным бестселлером среди спортсимов. В последние годы практически все развитие FIFA сводилось только к очередным наворотам в области графики и анимации футболистов, воссозданию футбольного антуража (стадионы, комментаторы, экипировка, болельщики). Не лучше обстояли дела и у тех, кто пытался конкурировать с EASports - соперники неплохо знали слабые места их продуктов, но как только дело доходило до реализации, выяснялось, что отставание в графике (да и в AI тоже) сводит на нет все положительные идеи, которые пытались воплотить создатели. Собственно говоря, немногие фирмы осмелились конкурировать с футболами от EASports, а о большинстве их игр геймеры забыли еще до релизов - слишком велико было отставание от лидера. Ситуация начала меняться в середине 1999 года, когда на спортивно-симуляторный мир обратили внимание в Microsoft. Сложно сказать, как дело пойдет дальше, но на данный момент их MS International Soccer практически по всем статьям уступил свежей версии FIFA и не в последнюю очередь за счет недоработок в графике и AI. И это при том, что Microsoft традиционно широко применяет в своих продуктах удачные идеи конкурентов.
Создалось впечатление, что сдвинуть футбольный рынок с мертвой точки могут лишь игры с принципиально другим подходом к футболу. И вот тут начинается самое интересное: в декабре на прилавках появляется Total Soccer 2000 от Iridon Interactive. А интересно это событие тем, что разработчики игры могут сказать примерно следующее: 'Уважаемые геймеры. Мы не занимаемся симуляцией телетрансляции футбола. Поэтому в нашей игре вы НЕ НАЙДЕТЕ: трехмерных игроков и технологии захвата движений, комментаторов, анимированных трибун, продвинутых 3D-эффектов и прочего мусора. Мы воссоздаем футбол в чистом виде, не тратя силы на мультимедийные навороты'. Именно по этой причине выход Total Soccer стал открытием в мире футбольных симуляторов.
Окончив теоретическую часть, опишу мои собственные впечатления от игры: уже и не припомню, когда в последний раз получал такое удовольствие от виртуального футбола. Это было, наверное, еще во времена FIFA98. Причем удовольствие именно от футбола, а не его графической реализации. Но не буду забегать вперед.
Графика
Разработчики акцентировали внимание на том, что графическое оформление не имеет большого значения по сравнению с играбельностью. Графика во время игры вообще двухмерна: вид сверху, зато камеру можно приближать и отдалять прямо во время игры. Во время риплеев картинка становится трехмерной, а камера нашими стараниями очень эффектно перемещается по периметру поля, просматривая момент практически с любого ракурса. Кстати, все оформление стадиона (текстуры поля, болельщиков, трибуны) легко меняется благодаря тому, что изображения хранятся в формате BMP в одном из подкаталогов игры. Еще одним плюсом графической части можно назвать феноменально малые, по сегодняшним меркам, требования к системе. Минимально игра хочет Pentium75, а для удовлетворительной играбельности у нас просят всего лишь P133. При этом поддерживаются и 3D-ускорители, хотя серьезных изменений при этом в графике не происходит, просто игроки и мяч становятся более гладкими, а сетка на воротах - полупрозрачной.
Управление
Самое необычное место в игре. Меня, как игрока в FIFA с большим стажем, признаться, шокировало то, что помимо стрелок в Total Soccer используются всего ...ДВЕ (!!!) клавиши (пас и удар/подкат). Но уже через пару десятков минут стало ясно, что любая FIFA в этом компоненте проигрывает Iridon'овской игре на несколько порядков. Секрет вот в чем: ни одна игра из серии FIFA не позволяет контролировать мяч так точно и уверенно. Пусть здесь и не пахнет полусотней блестящих финтов (FIFA99), зато сам процесс ведения мяча, передач и ударов максимально приближен к реальному футболу. В Total Soccer управление настолько точно и быстро передается с клавиатуры на экран, что ваши действия на поле достигают потрясающей свободы. Совсем по-другому выполнен и контроль при исполнении ударов по мячу. Любой удар нужно 'настроить' - при выполнении его задать силу/высоту, направление и подкрутку. Реалистичность ударов со стандартных положений и реализации других моментов впечатляет: забивать можно даже с самых дальних дистанций, если правильно задать направление и обмануть вратаря (т.е. впервые у нас есть возможность выполнять по-настоящему обводящие удары, подловить вратаря на противоходе и т.п.). Совершенно по-новому выглядит дриблинг - вместо привычных нам акробатических финтов FIFA, обводка больше напоминает настоящий футбол. Пройти защитника теперь можно классически: резкими остановками и ложными движениями сбить с опорной ноги, прокатить в подкате и т.д.
Настройки и составы
Помимо совершенно новых ощущений при управлении, разработчики воплотили в игре множество свежих идей, которые непосредственно влияют на игру. Введен такой заметный параметр, как сила ветра. Он может быть сильным, слабым или выбираемым случайно. В принципе, в отличие от EASports'овского творения, в Total Soccer настраивается практически все. Разумеется, можно настроить клавиатуру - доступны 2 раскладки (для игры друг против друга). Сила AI измеряется по 4-балльной шкале, отдельно контролируются умения вратарей. Можно выбрать из ~20 судей, причем у каждого будут какие-то особенности при принятии решений. Кроме всего этого, к игре прилагается редактор команд и редактор тактических схем. Что интересно, имеются 12 чемпионатов ведущих футбольных держав, но, увы, но Россия в этом списке отсутствует. Утешает лишь процесс создания собственных чемпионатов, который настолько прост и удобен, что любой турнир можно создать быстро и без проблем.
Мозги
Искусственный интеллект (AI) компьютерных футболистов сделан значительно удачнее, чем мы можем найти в любом известном симуляторе, а особенно - FIFA. Причем это не значит, что AI у FIFA никуда не годится. Просто в Total Soccer создатели подошли к компьютерным мозгам с другой стороны. Если в играх EASports упор сделан, в первую очередь, на индивидуальные действия футболистов, то в 'тотальном футболе' против вас будет играть вся команда, активно действующая без мяча: игроки компьютера умеют открываться, прессинговать, перекрывать направления возможных ходов, т.е. все как в жизни. Командная игра, тем не менее, не помешает машине периодически совершать весьма опасные индивидуальные проходы.
Очень успешно реализован отбор мяча в подкате. Не секрет, что в реальном футболе подкат можно выполнять, только очень хорошо представляя его последствия (неудачное исполнение практически всегда приводит к серьезному обострению ситуации у ваших ворот). А вот во всех последних версиях FIFA подкат подается как универсальный прием, позволяющий отобрать мяч почти в любой ситуации. В Total Soccer подкаты весьма более приближены к реальности, и вы наверняка получите массу неприятностей, используя этот прием слишком часто.
Мультиплеер и менеджмент
Ни того, ни другого в игре не предусмотрено. Точнее, весь мультиплеер заключается в игре 2х человек на одном компьютере (выбрать можно из 2х клавиатурных раскладок или 2х джойстиков). Отсутствие модемных и сетевых игр разработчики объяснили тем, что существующие телефонные линии не могут обеспечить достаточной скорости передачи информации, а сетевая игра присутствует в долговременных перспективах. Короче, не в этой жизни. Нет в игре и менеджерских функций (трансферы, календари etc). Не очень здорово, конечно, но при наличии прочих плюсов на это можно закрыть глаза.
Мультимедия
Эта часть игры, в принципе, не требует продолжительных комментариев. Как уже было сказано, мультимедийное содержание выполнено до безобразия лаконично. В игре присутствует всего лишь один саундтрек, длящийся около 2,5 минут. Особой музыкальности он в себе не содержит - по сути дела, это типично трекерная композиция, построенная на базе вечно живого 'уца-уца-уца-уца'. Все остальное звуковое наполнение состоит из 15 файлов в формате WAV и занимает не более одного мегабайта. праведливости ради отмечу, что все необходимые футбольные звуки (судейские свистки, звуки трибун и т.п.) в игре присутствуют и используются вполне к месту. Замечательное впечатление произвел радар - обязательный аттрибут любого сегодняшнего симулятора. Реализация этого нехитрого приспособления сделана на высочайшем уровне: им очень удобно пользоваться, а дизайн настолько удобен, что абсолютно не отвлекает от игры.
Глюки
Как ни печально, ни одна серьезная игра не может существовать без заметных глюков. Таков и Total Soccer 2000. Начну с того, что еще хуже глюков - с недоделок. Так, например, разработчики 'забыли' про оффсайд. За все время, проведенное за игрой, мне так ни разу и не удалось увидеть боковых судей в деле. Я ни разу не попал во 'вне игры', не удалось это сделать и компьютеру. Ни в настройках, ни в HELP'е про оффсайды ни слова - чудеса, да и только! Впрочем, командная игра поставлена настолько уверенно, что необходимости в боковых арбитрах вообще не возникает: игроки компьютера идеально избегают оффсайдных ловушек, а игроки вашей команды всегда располагаются так, что любая перепасовка обречена быть в стороне от положения 'вне игры'.
Но отсутствие оффсайдов - не единственная беда. Гиперреалистичность контроля удара при выполнении стандартов имеет весьма нехорошую обратную сторону: 'мозгов' компьютера явно не хватает. При любом уровне сложности реализация пенальти крайне низка - реализуются всего 2-3 момента из десяти. Ситуация со штрафными гораздо хуже: я еще ни разу не видел мячей, забитых прямым ударом по воротам (речь идет о действиях AI). Можно сказать, что стандарты - ахиллесова пята Total Soccer. Голевая реализация компьютером угловых близка к 60% - противостоять им крайне сложно. Что-то подобное наблюдается и при розыгрыше штрафных - комбинации компьютера сложны и 'наиграны' так, что сохранение ваших ворот превращается в сложнейшую задачу.
Разумеется, проблемы не обошли и судейство (вечная тема). Нет, нельзя сказать, что арбитры плохи. Однако довольно часто я сталкивался с тем, что судья свистел только в одну сторону, причем явно не в мою пользу. Уровни сложности тоже сделаны не без перегибов. На самом сложном (super) уровне реализация голевых моментов у AI составляет почти 100%, а защита построена настолько мощно, что выигрывать на этом уровне почти невозможно. Как минимум придется серьезно заняться футбольной тактикой (при помощи, например, прилагающихся тактических схем).
Конечно, любую игру можно критиковать долго и уверенно. Поэтому я завершаю обзор глюков. Хочу только сказать, что при всех своих недоработках играбельность IRIDON'овской игры все равно остается значительно выше среднего уровня.
Game Over
Медицинское заключение: Total Soccer 2000 - игра, сделанная совершенно в другом ключе, нежели мы привыкли видеть традиционные футбольные симуляторы. Налицо отличная играбельность, но немало и отрицательных факторов. В целом симулятор вызывает ностальгию по тем замечательным временам, когда игрушки были не особенно красивы, зато очень оригинальны по своей сути. Пожалуй, я порекомендую TS2000 лицам со средней и тяжелой степенями компьютерно-футбольного фанатизма. В качестве обезболивающего от ужасающей футбольной реальности.