Светлая тема

Рецензия на игру Transistor

Рыжеволосая девушка подходит к трупу молодого человека. В его груди торчит огромный меч. Я нажимаю на кнопку геймпада — девушка вытаскивает лезвие из бездыханного тела. И тут меч начинает разговаривать. Supergiant Games понадобилась всего минута, чтобы не на шутку меня заинтриговать. 

За стеклом

Рыжую девушку зовут Рэд, и до недавней поры она была самой популярной певицей в городе Клаудбэнке. Однажды на свободолюбивую артистку совершается покушение, но убийство срывается, и вместо Рэд погибает ее неизвестный заступник. В результате, однако, сама певица теряет голос, — а для нее это хуже смерти. Тут начинается мистика: таинственный защитник продолжает общаться с Рэд — его душа переселилась в меч, который лишил его жизни. Орудие убийства оказывается не простым клинком — это Транзистор, меч, способный преобразовывать чужие души в боевые приемы и трансформировать реальность вокруг себя.

Каждый шаг по Клаудбэнку сопровождается монологом Транзистора. Скрытая в мече персона комментирует происходящее, дает Рэд подсказки и всячески приободряет безмолвную певицу. В этом Transistor схожа с Bastion, предыдущей работой Supergiant Games — там закадровый голос тоже не умолкал ни на секунду. Правда, в Bastionголос был сказочником, ломавшим четвертую стену, а в Transistor говорящий меч общается не с игроком, а с героиней. Разница вроде невелика, но из-за этого повествование превратилось в череду монологов, перегруженных мелочами и лишней болтовней. Порой мне хотелось, чтобы меч хотя бы немного помолчал — в треугольнике «Транзистор, Рэд и я» третьим лишним оказался именно я.

Стремление авторов держать игрока на некотором расстоянии проявляется и в сеттинге. Клаудбэнк — невероятный город: яркий, залитый неоновым светом слепок будущего, где красота и функциональность архитектуры слились в единое целое. Двухмерная графика Transistor добавляет правильные штрихи, и кварталы, заполненные агрессивными роботами, не теряют своей человечности. Вместе с тем Клаудбэнк напрочь лишен какой-либо интерактивности. Путешествие по миру Transistor — словно посещение выставки. Тебе показывают всякие красоты с великолепным музыкальным сопровождением, но запрещают трогать экспонаты руками. Разработчики сделали очень красивую игру, но не захотели подпускать игрока вплотную к этой красоте. Поэтому Transistor долгое время кажется немного «картонной».

Буду резать

Если мир и сюжет игры держат нас на расстоянии, то битвы моментально погружают в пучину событий. Битвы просто великолепны! В геймплейном плане в Transistor нет ничего, кроме битв, подготовок к битвам и передвижений между битвами — развлечение тут только одно, и предназначено оно для тех, кто любит терпеливо оттачивать свои боевые навыки.

Поначалу Transistor напоминает типичный изометрический hack-n-slash последних лет — например, консольную Diablo III или тот же Bastion. Рэд бегает, следуя указаниям аналогового стика, и на разные лады лупцует врагов Транзистором. Однако привычная жанровая формула вскоре разрушается. Врагов становится слишком много, они слишком быстры — чтобы взять ситуацию под контроль, Рэд нужно перейти в т.н. режим планирования. Тут игра обретает неожиданное сходство с Frozen Synapse — ты задаешь подопечной последовательность действий, после чего она молниеносно их исполняет, не давая врагам шевельнуться.

У этого приема, впрочем, есть некоторые ограничения. Во-первых, планировать до бесконечности не получится — у Рэд ограниченные запасы энергии, и за раз она выполняет всего 3-4 движения. Приходится тщательно выверять удары — стараться задевать каждой атакой нескольких врагов, заходить со спины, работать по нескольким фронтам. Во-вторых, после каждого многоударного комбо Рэд нужно восстанавливать энергию, и в эти секунды она беззащитна.

Грамотная тактика становится необходимой для выживания. Обрушить на врагов серию ударов и спрятаться за углом? Разбить атаку на две фазы, чтобы быстрее восстановиться? Быть может, перебить мелких врагов в реальном времени, оставив планирование для тяжеловесов? К каждому врагу требуется свой подход, причем как только ты подбираешь ключ к очередному оппоненту, на поле боя выходит его продвинутая версия, и тактику приходится выстраивать заново.

Особенно интересно сражаться с врагами, у которых есть группа поддержки — лечащие или защищающие монстры. Вот ты отвесил знатную серию оплеух врагу, но пока Рэд переводит дух после комбо, негодяй убежал лечиться, воспользовавшись паузой. В итоге ты постоянно носишься туда-сюда в попытках провести удачную атаку и меняешь планы каждую секунду. Удивительное дело — казалось бы, возможность сделать паузу и спланировать свои действия должна сделать геймплейспокойным и расслабленным, но как бы не так! Transistor — это быстрая и свирепая игра, в которой при этом еще и надо как следует соображать. За ошибки тут наказывают жестко — каждая смерть на долгое время лишает Рэд части боевых приемов, и драться с ордами врагов приходится «на костылях».

Боевые трюки Рэд — главная причина возвращаться к игре снова и снова, оттачивая свое мастерство. Если в сюжетном плане Транзистор представляется болтливым и склонным к излишнему драматизированию персонажем, то в бою он оказывается чудесной игрушкой-конструктором. В его память загружаются приемы, которые можно использовать в разных качествах: например, простая атака может быть как отдельным ударом, так и баффом, усиливающим урон другого движения. Рэд постоянно находит новые элементы для меча, и количество комбинаций только растет. Transistor ловит тебя в петлю: ты настраиваешь меч, пробуешь его в битве, после чего возвращаешься к настройке, снова испытываешь его в деле — и так до самого конца.

***

Конечно, тут сложно не проводить параллели с Bastion. Supergiant Games делала свою вторую игру, пользуясь старыми приемами — почерк студии узнается сразу. Но если в Bastionих магия работала безотказно (помню, я запустил игру по второму кругу сразу после титров), то Transistor, красивая и талантливо сделанная в каждом отдельном аспекте, лишена цельности своей предшественницы. Игру не получается полюбить целиком. Скорее, каждый выделит в ней что-то свое. Кто-то пройдет ее ради сложных и напряженных битв, кого-то заинтересует необычная сюжетная интрига, а кто-то будет просто зачарован саундтреком — композитор Даррен Корб наверняка снова соберет кучу «лучших саундтреков года». В конечном счете Supergiant Games не то чтобы оступилась, просто повторить чудо Bastionстудии не удалось.

Рецензии пользователей
на Transistor2

Выбирая двадцатку-тридцатку лучших инди-игр за всё время существования индустрии, туда определенно необходимо помещать Transistor. Здесь прекрасно если не всё, то многое. Во-первых, действительно интригующий и интересный сюжет. За ним приятно следить, хочется узнать больше об истории персонажа, а после прохождения игры пойти на второй круг, чтобы взглянуть на приключение по-новому.

Во-вторых, завораживающий визуальный ряд. Игра вовсе не выглядит бюджетной и здесь отлично передана атмосфера киберпанка, которую дополняет приятная музыка. И в-третьих — это боевая система. Здесь есть место тактики, активным и пассивным умениям, присутствуют элементы пошагового боя.

В итоге получаем завершенный, красивый, захватывающий своим геймплеем проект. Правда, достаточно короткий.

Playstation Platinum


Завораживающая атмосфера, великолепный саундтрек, отвратительный геймплей. Веселье можно найти разве что в обучающих миссия, реальные бои вместо интересной стратегии превращаются в монотонные битвы.
«Скууука»
«Наконец-то конец!»