Светлая тема

Рецензия на игру Tribes: Vengeance

Несмотря на знаменитое имя, Tribes: Vengeance мало чем напоминает своих культовых предшественниц от Dynamix. Новый движок, новая физика, другие сетевые режимы, рост влияния героя-одиночки в мультиплеере и замечательный «сингл» в качестве coup de grace для хардкорных фанатов серии.

Получилась ли она хуже? Ничуть. Она всего лишь стала иной.

Пролетая на горящем джет-паке

С выбором разработчика Vivendi Universal не ошиблась. Австрало-американской студии Irrational Games не впервой заниматься робокостюмами, футуристическими мирами и сложным сюжетом. Из-под пера ее сотрудников вышли Terra Nova: Strike Force Centauri, System Shock 2 и комиксовый блокбастер Freedom Force, а кое-кто из команды успел приложить руку к Thief: Deadly Shadows.

Взяв за основу вторую версию движка Unreal Engine, Irrational изрядно перелопатила код, добавив поддержку бамп-мэппинга и пиксель-шейдерные эффекты. «Бамп», хоть и не столь выдающийся, как в Doom 3, отменно исполняет роль «cool-фактора», заставляя то и дело переходить на вид со спины, дабы, презрев «тормоза», любоваться на блестящие плечи героев.

Фирменная атрибутика серии Tribes — реактивные ранцы. Представьте себе этакий UT 2004 с вывертом, где суровые дядьки и тетки в бронекостюмах трех видов прочности не «распрыгиваются», а парят над полем боя, охаживая друг друга разрывными снарядами. Если же под ногами оказался холмистый рельеф, то неповоротливый боец будущего включает скольжение, с шиком улепетывая от преследователей по кочкам, словно заправский лыжник. Психологическое воздействие — сильнейшее; после нескольких часов веселья в компании Tribes: Vengeance подсознательно хочется полетать на джет-паке в Painkiller и Call of Duty.

Victoria the Robot Slayer

Вселенная Starsiege: Tribes (выросшая из EarthSiege, списанной с прославленного BattleTech) за долгие годы своего существования успела обрасти богатым материалом. Межзвездная Империя, искусанная толпами враждующих между собой кланов, жуткие кибриды — симбиоз машины и генетически модифицированных homo sapiens, десятки разнообразных миров с подчас враждебной фауной… Не лицензия, а сущий кладезь для любителей «космических опер».

Именно опера и получилась у Irrational Games. Потерянные сестры, внебрачные дети, семейные тайны, кровная месть и наемные убийцы смешаны в термоядерный «мыльный» коктейль и поданы в лучших традициях «Криминального чтива» — каждая миссия бросает нас сквозь пространство и время, показывая события глазами разных героев.

Начавшись с нападения клана «Фениксов» на имперский крейсер, сюжет растет, как снежный ком, однако авторы удерживают игроков в напряжении вплоть до последней секунды. Что делала на заброшенной планете принцесса Виктория, пропавшая в ходе злополучного рейда? За что ее дочь Джулия так жаждет отомстить бойцу по имени Джерико? Кто дает задания киллеру-кибриду? Чем «феникс» Дэниел так крепко насолил главе «Кровавых орлов»? Наконец, что за диск мелькает в первых кадрах вступительного ролика? Пружина сценария раскручивается совершенно непредсказуемо, а умело срежиссированные заставки на движке, отличные диалоги и озвучка голливудского калибра усиливают «киношный» эффект. Только еще один коллектив в РС-индустрии умеет готовить столь аппетитные шутеры — Monolith Productions, создатели блистательных Shogo, AvP 2 и NOLF.

Watch and learn, rookie!

Впрочем, гениальность «сингла» — не в этом. Одиночная кампания Tribes: Vengeance — это, по сути, изящно завуалированный курс юного сетевого бойца. Сначала нас деликатно вводят в курс дела, учат метко стрелять, правильно скользить, экономить энергию ранца и употреблять бонус-паки. Далее начинается серьезная подготовка к стычкам на многопользовательских аренах. Разбавляя обучение скриптовыми сценками, неофитов постепенно знакомят с азами мультиплеерных режимов.

Нам показывают устройство базы. Вот «территория» — светящийся цилиндр, захватив который, команда получает контроль над форпостом противника. Рядом — жизненно важный генератор, восстановительная станция для быстрого лечения/подзарядки, и терминал, позволяющий выбрать бронекостюм (легкий, средний, тяжелый) и оружие (максимум — три вида в одни руки, не считая энергоклинка). Нам втолковывают, как пользоваться крюком и управлять различными видами техники — от стационарных пушек и ховеркрафтов до милитаризированных внедорожников, пересаживая из кресла водителя в сиденье стрелка и обратно. Зубодробительные баталии в Колизее — хороший повод научиться воровать топливо и истреблять оппонентов в битвах «на вылет». А в одной из самых трудных миссий игры — «The Proof» — мы постигаем науку правильной обороны, разбрасывая в ключевых точках мины и автономные турели.

В прошлом году нечто подобное пытались провернуть авторы Devastation, однако их фантазии хватило лишь на дюжину однотипных миссий. К счастью, в Tribes: Vengeance впечатление, будто тебе подсунули растянутый на 19 уровней «туториал», не создается — динамичный сюжет, постоянно прогрессирующая сложность и разнообразные задания не позволяют расслабиться даже на долю секунды. И вообще, приятно чувствовать свободу вместо металлического привкуса рельсов.

Атмосферу праздника портят сверхточные мортиры в руках противников, удивительным образом накрывающие цель с первого раза даже на расстоянии километра (хотя в остальном ИИ недурен собой и кое-как компенсирует дефицит ботов в сетевых стычках), и преступно долгая загрузка «сейвов» — от 10 до 30 секунд.

Неприятность постигла и владельцев звуковых плат Audigy. То ли «жуки» времен Unreal 2 виноваты, то ли сама Irrational что-то в консерватории подпортила, но форумы VUG пестрят жалобами на щелкающий звук, периодически исчезающие голоса и «лилипутскую» речь в роликах, мешающие наслаждаться аудиополотном.

Когда нас много

Мультиплеер вызвал разброд и шатания в лагере «старой гвардии» Tribes. Кому-то не понравились новые виды оружия (пинка заслуживает, пожалуй, только rocket pod, пачками выплевывающий на редкость кривые ракеты), другие предают анафеме список доступных режимов, справедливо утверждая, что в Tribes 2 их было больше, третьи мирно лопочут про зеленую траву молодости.

Наш вам совет: не слушайте этих граждан. Многопользовательская часть T:V достаточно сильна, чтобы соперничать с UT 2004 и его «Onslaught». Широкие просторы, продуманный дизайн и минимальный лаг с лихвой окупают упомянутые недостатки, да и картинка красивая. Полигонов на лицах и телах много, текстуры — потрясающе четкие, спецэффекты — сочные, а панорамы — такие, что дух захватывает. Физика в меру нереалистичная и радует глаз зрелищными полетами вражьих тушек и кусков взорвавшейся техники. Зареванная Xbox-пострелушка Halo 2 размазывает по лицу тушь и помаду — ей такого великолепия не видать в жизни.

Неудачное обстоятельство

Если бы не грозная тень Half-Life 2, Tribes: Vengeance уже сейчас можно было бы вручить звание лучшего шутера 2004 года. Мало кому удается скрестить «сингл» с лихо закрученным сюжетом и качественный сетевой режим, не выходя за рамки чужой лицензии. Да, порой здесь чертовски сложно, никто не делает скидку на поклонников Call of Duty, но в этом-то и заключается вся прелесть Настоящего Шутера.