Продукция LucasArts нечасто подвергается клонированию, и тут можно отметить любопытную тенденцию: в основном этим промышляют разработчики из стран юга Европы. Два года назад, когда мы знакомились с Tony Tough (сиквел уже в разработке), горячие испанцы из Revistronic переписывали к себе в блокнотик новые старые идеи из игр некогда славной студии, чтобы реализовать их в своем проекте Fenimore Fillmore (в США — Wanted).
Впрочем, подобный плагиат для них, похоже, стал вполне обычным занятием. Wanted и сама является продолжением Three Skulls of the Toltecs, игры 1996 года выпуска, ориентировавшейся на Monkey Island и Full Throttle. С тем же главным героем и темой приключений рубахи-парня, озабоченного восстановлением справедливости на Диком Западе. Только вместо анимационного спрайтового движка нам теперь предлагают трехмерный с довольно приятной, стильной графикой.
Скриншоты168
Задумка, в принципе, беспроигрышная. Хиты LucasArts помнят и любят, юмористических «квестов» вообще кот наплакал, особенно в наши дни, но авторы сумели так испортить свое детище, что к нему лучше не подходить на пушечный выстрел. Если вы, конечно, не обладаете титулом чемпиона по игре в какой-нибудь сетевой FPS.
Пьяный клоун
Шутки в Wanted производят почти такое же впечатление, как и человек, по ошибке возомнивший себя остряком. Конкретные реплики должны быть забавными — это понимаешь умом, но за всю игру почти ни разу не удается рассмеяться или улыбнуться. Виноват перевод с испанского? А может, изначальный текст был совершенно провальным? Факт остается фактом: козырной туз разработчиков при ближайшем рассмотрении оказался жалкой семеркой.
Исключение составляют некоторые видеовставки вроде эпизодов с укрощением строптивой хрюшки в загоне, или финальные «outtakes», демонстрирующие веселые пародии. В остальном, даже среди украденных из Monkey Island дуэлей рифмованными фразами, не попадается ничего занятного. Более того, монотонное выяснение у трех противников новых виршей и ответов на них — одно из самых неприятных занятий во всем прохождении.
Dead Man's Wanted
Но было бы совсем недурно, остановись авторы на простой идее классической адвенчуры, ведь сценарий неплох, и загадки, благодаря подсказкам из диалогов, решаются практически всегда. Однако в Revistronic посчитали, что действо обязательно нужно нашпиговать аркадными мини-играми, тем самым уничтожив все его робкие достоинства.
Чтобы продвинуться в направлении финала, нам нужен винчестер — первый приз в местном тире. Участие в соревнованиях стоит один доллар (не волнуйтесь, виртуальный). Стрельба разделена на четыре стадии, между которыми нельзя сохраниться. Необходимо последовательно за минуту выбить 15, 20, 25 и 30 мишеней (если не разгадать определенную хитрость, будет и пятая стадия — на пятьдесят). Лично мне, как человеку, владеющему навыками прохождения шутеров на нормальном уровне сложности, на все это потребовался не один час.
Проблема не только в хаотичном появлении самих мишеней. Дело в том, что в отдельно взятом раунде успех нам никто не гарантирует. К примеру, иногда первая цель появляется лишь через несколько секунд с начала отсчета времени, сводя на нет любые шансы выиграть на двух последних этапах. В довершение всех зол запрещено прерывать заставки. Таким образом, перед каждой новой попыткой мы вынуждены просматривать длиннющий ролик, а в случае неудачи еще и в сотый раз любоваться на «сворачивание» грузовика со стрельбищами. Проще прибегнуть к помощи alt-f4 — загрузка игры и «сейва» проходит намного быстрее. Впрочем, от опции «Exit game» все равно никуда не деться, ведь порой после вызова «сохранялки» на экране возникает абстрактный пейзаж с кронами деревьев, где ничего нельзя сделать.
Стабилизация
За победу в треклятой мини-игре меня наградили вылетом в ОС, заставив проходить все еще раз. Не помог даже специально предназначенный для лечения подобного недоразумения патч. Только с третьего захода код движка Wanted расстался со злополучной винтовкой, перекочевавшей в мой рюкзак.
Но на этом пытки не прекратились. В один прекрасный момент великие умы из Revistronic заставляют бедного игрока вновь взять в руки пистолеты и за минуту пробежать по дорожке, «закликивая» четырех противников до смерти, дабы швырнуть в препятствие зажженную динамитную шашку. Правда, здесь при летальном исходе дают попытать счастья заново. Неудивительно, что, когда я прошел этот аркадный этап, игра снова показала зубки и вышвырнула меня в Windows.
Такие фокусы — обыденное дело. Неожиданные возвращения в операционную систему случались неоднократно (однажды мне вообще не давали выйти из салуна). Удаление «заплатки» и переустановка сделали свое полезное дело, но не спасли от столкновений со шпионом Shorty и прохаживающимся на месте преступления шерифом, влекущих за собой бесконечное «смотри куда идешь — извините», излечиваемое вакциной alt-f4. Дружеский привет испанским программистам из России. Чтоб вам пусто было.
Свинья ты, а не лошадь
Окончательно игра разочаровала меня необходимостью кормить лошадь. Нам не дают спокойно перемещаться между локациями; это можно сделать, лишь оседлав меркантильную животину, которая не тронется с места без «заправки» свежей морковкой (степень довольствия иллюстрируется расположенной прямо на коняге шкалой). Поскольку покупать еду никаких денег не напасешься, приходится требуемый овощ выращивать. Аграрный элемент заключается в следующем. Нужно найти ведро, использовать его на колонку с водой, использовать рычаг колонки с водой, взять полное ведро, достать его из инвентаря и использовать на поле с посевами. Повторяйте процедуру энное количество раз, пока не соберете урожай в несколько десятков единиц, — этого точно хватит до финала. Советую в самом начале съездить за вторым ведром на ранчо Альвина (что, разумеется, тоже потребует морковки) ради ускорения процесса.
Вы, наверное, хотите знать, как в игре добываются деньги? Фенимор их ворует. По доллару из бесчисленных шкафов, ящиков и сундуков. Некоторые локации существуют исключительно для обогащения главного «благородного» героя, важно просто не упустить очередной запрятанный поглубже в недра комнаты контейнер. Но мазохисты могут подзаработать и в вышеупомянутом тире.
Хотя графика весьма симпатична, полной трехмерности и свободного управления камерой нет и в помине. Глупый же AI выбирает самые неудачные ракурсы, частенько не давая увидеть, куда мы идем. Эта особенность может повлечь за собой даже пропуск целых локаций. Кроме того, отмечу не совпадающую с текстом артикуляцию, отсутствие на руках персонажей пятого пальца и довольно топорную анимацию. На другой чаше весов выбор самых высоких разрешений и неожиданно качественная для Adventure Company озвучка.
Суицид
Приключения Фенимора — солянка из достойных и провальных решений дизайнеров. И не забывайте, что все плюсы — фактически заслуга бывших сотрудников LucasArts. Сами понимаете, каков вклад непосредственно Revistronic. Отвратительные сложнейшие мини-игры и целая вереница всевозможных программных недоработок вкупе с посредственным юмором не оставляют этой игре надежды на долгую жизнь. Потраченные нервы и время не стоят пары забавных финальных роликов.
А испанцам, если они решатся на создание третьей части, хорошо бы понять, что аркады (в любом виде) для адвенчур — еще больший недостаток, чем слабые головоломки. Не будь их в Wanted, каждая вторая рецензия, быть может, и не начиналась бы словами «I ABSOLUTELY DO NOT RECOMMEND THAT YOU PURCHASE THIS GAME!».