Хотя президент США Теодор Рузвельт провозгласил «политику большой дубинки» еще в 1904 году, по-настоящему начинающих империалистов раззадорили успехи в Первой мировой. Международные интересы державы с мощнейшей экономикой и вторым по величине флотом вышли далеко за пределы Латинской Америки.
Возможность «ударить там, где это будет необходимо» привела к разработке целого ряда секретных планов. Потенциальные противники различались по цветам: мексиканцы стали «зелеными», немцы — «черными», канадцы — «малиновыми», британцы — «красными». Самым подробным был Оранжевый план, подготовленный на случай войны с Японией. После мобилизации у берегов Калифорнии Тихоокеанскому флоту надлежало обезопасить Филиппины, разгромить врага в решающем сражении и блокировать японскую метрополию.
Апельсиновые самураи
Знакомые с жанром игроки могут подумать, что War Plan Orange — аддон к последней игре Гэри Григсби (Gary Grigsby). Это не так. War Plan Orange — и есть War in the Pacific, действие которой перенесено в 20-30-е годы ушедшего столетия.
Казалось бы, что хорошего в той же карте с немного изменившимися стартовыми условиями и чуть более древними кораблями и самолетами? Нырнув в прошлое поглубже, 2by3 Games сгладила досадный изъян War in the Pacific. Старательно моделируя мельчайшие детали Второй мировой, коллеги Григсби проглядели самое главное: кровавые 40-е утвердили авиацию в качестве основной ударной силы. В War in the Pacific она смотрелась очень вяло — даже массированные бомбардировки неспособны были нейтрализовать неприятеля, а истребители еле справлялись с торпедоносцами.
В промежутке между двумя войнами американское командование уделяло ничтожно мало внимания идеям Уильяма Митчелла (William Mitchell), потопившего трофейный германский линкор «Ostfriesland» с помощью ВВС. Самолеты, несущие смешное количество взрывчатки, не угрожали крупным судам, поэтому недостаток War in the Pacific, здесь, наоборот, оказался кстати.
Теперь морями правят корабли с многодюймовыми орудиями. Питающиеся углем мастодонты неуклюже исполняют свои обязанности, но их нечем заменить. Вместо того чтобы забросать вражескую базу фугасами с неба, нужно посылать на ее укрепления снаряд за снарядом. Эффективных средств для морского десанта еще не изобрели. Не удивляйтесь, если вползающий в гавань транспорт неожиданно пойдет на дно и унесет в пучину отправленных на остров морпехов.
Ни американцы, ни японцы тогда не понимали, насколько смертоносными могут быть субмарины, охотящиеся за сухогрузами и танкерами. Подготовка экипажей и сами торпеды в War Plan Orange настолько несовершенны, что подводные лодки, как и авиацию, разумнее использовать для разведки, нежели для поражения целей. (Впрочем, меры противолодочной борьбы также примитивны.) На перехват «торговцев» приходится слать крейсера, рискующие нарваться на внушительный эскорт.
Из-за того, что в WPO не был подписан Вашингтонский договор об ограничении морских вооружений, в ее базу данных попали совершенно уникальные образцы. Например, «Лексингтон», достроенный как линейный крейсер, а не авианосец. Славу Ютландии затмит множество дредноутов, в реальности распиленных на металлолом.
Интересна и новая расстановка сил. В любой из кампаний Япония еще не связана вторжением в Китай, и у нее в резерве есть масса свободных дивизий. К сожалению, почти все сценарии отличаются лишь временными рамками. Заигрывая с альтернативной историей, стоило придумать более замысловатые варианты.
Plan B
Напоследок — пара слов об элементах, перенесенных без изменений. Игра по-прежнему предлагает управлять всем театром боевых действий и следить за мириадами цифр и названий. Включать автоматику боязно, а понять что к чему — нелегко. WPO — настоящий рай для увлеченных стратегов, однако в будние дни за нее лучше не садиться. Из-за серьезных расчетов передача хода занимает несколько минут и развивает любовь к медитации.
Аккуратный и логичный интерфейс испорчен ужасным шрифтом. Суть War Plan Orange — в планировании операций, снабжении и модернизации, поэтому игрок вынужден постоянно напрягать зрение. В остальном графика идеальна; именно таким, скромным и милым, должен быть современный воргейм. Даже пошаговость и гексы не режут глаз. Конечно, в реальном времени битвы не выглядели бы столь условно, но и без него можно разобраться, «чей калибр толще».
* * *
Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. 2by3 Games умело надавила на сильные стороны своего проекта и спрятала ошибки. Жаль, War in the Pacific от этого не легче.