- Главная/
- Игры/
- Лорды войны/
- Рецензия
Так уж устроен знакомый нам по sci-fi книжкам двуногий прямоходящий гуманоид с планеты Земля, - не мыслит он существования своего без идола. Каждый день его личной жизни должен быть отмечен присутствием кумира. И не важно, кто или что это будет. Главное - сам факт. Сегодня я люблю Машу, завтра Unreal Tournament, послезавтра скорее всего помешаюсь на горных лыжах, а в пятницу день пельмешек-без-спешек и прокисшего апегурта. На следующую неделю планов нет. Потенциальные кандидаты, вставайте в очередь.
Беспокойные короли
Не успела волна всеобщего помешательства на стратегиях закончить свое победно-позорное шествие, как на смену ей, семеня еще неокрепшими ножками, спешит мисс «Удовлетворюказуаланеслезаясостула». Мегатонны кошмарно тупых игр, зачастую не требующих инсталляции, дождем сыплются на головы несчастных. В ногу с ними идет колонна не самых плохих, но бездарно слепленных творений, вышедших из-под ножа программистов-неудачников. Наиболее податливые пользователи с головой окунаются во все это безобразие.
Warrior Kings не попадает ни в одну из этих категорий, одновременно принадлежа всем трем. Бездарно исполненная, регулярно отправляющая игрока лицезреть рабочий стол без всякого предупреждения и сообщения об ошибке, умудряющаяся тормозить на любой машине RTS, вызывающая охи и вздохи лишь у родившихся позавчера, но уже успевших больно удариться об угол кроватки, - вот приблизительная сентенция, которая приходит в голову первой. Словно в воду глядевшая Sierra вовремя передала эстафетную палочку многострадальной Microids, фактически специализирующейся на выпуске полусырых творений, рассчитанных на изголодавшегося любителя. Впрочем, оставим голую критику и покидаемся друг в дружку фактами.
Итак, далекое средневековье. В мире царит потрясающее единство по части поклонения богам. Жутко нервный Патриарх правит целой Империей, с завидной регулярностью досаждая своим подчиненным и сжигая еретиков. Ваш папаня, будучи несогласным с политикой правления, отправляется к праотцам за разжигание революционных настроений. Все плачут, тоскуют, жаждут мести и все такое.
Вовремя слинявший с поля битвы сынуля Артос (намек номер один) клянется отомстить узурпаторам, вернувшись в один прекрасный день с крепкими кулаками и большими гениталиями и забрав обратно правление Энглией (намек номер два). Благородные принципы рыцарства, всеобщей дружбы и лобызания, а также соответствующий стол прилагаются.
Иными словами, если лень что-то выдумывать, достаточно напихать в произвольную вселенную монстров и героев, добавить короля-деспота и обиженного судьбой юного правителя, и смело нести это дело в архив, на самую глухую полку. Впрочем, история знает примеры, когда последователям удавалось переплюнуть своих предшественников. Правда, к WK это не имеет никакого отношения.
Рыцари квадратного стула
Тут все просто: отбрасываем в сторону слегка странноватое и местами чрезвычайно неудобное управление и получаем стопроцентно привычный продукт соответствующего направления и со всеми вытекающими. Вечно недовольные крестьяне (куда ж без них-то) трудятся на благо родины, то и дело ноя о странностях судьбы и окончательно задолбавшей работе. Отдавая дань моде на женщин и негров, в крестьян на сей раз записали не только тех, кто заходит в дверь с буковкой «М».
Наравне с мужской половиной человечества юные леди таскают пудовые бревна, ловко орудуя топором (справедливости ради можно было поделить работничков по половому признаку). Слепленные из двух картонок елки и вездесущая пшеница собираются уже который год, составляя основу микроменеджмента даже за пределами Солнечной системы. Представители средневекового унисекса продолжают славную традицию, и культивированный ресурс бережно складывается в пределах амбара, либо отправляется в местный лабаз на случай финансовых затруднений.
Решив слегка выпендриться, разработчики внесли в процесс добычи долю оригинальности. Принесенные крестьянами дрова и сельскохозяйственные плоды не подлежат использованию до тех пор, пока веселый старичок и его неутомимый ишачок не перевезут сырье на центральный склад или прямо в особняк государя. Тонкий расчет на организацию дополнительного тактического момента не оправдался. Никто не мешает построить склад в двух шагах от амбара и любоваться, как тупоголовые фермеры упорно не догадываются, что барахло надо нести чуток правее, дабы не напрягать извозчика и не создавать лишние штатные единицы. Какая уж тут стратегия.
Но даже при ее наличии можно ничего не бояться. Такое понятие, как «искусственный интеллект», в WK отсутствует с рождения. Я даже не могу припомнить более безмозглого противника. Посылая привычные толпы в сторону обитания злодея Артоса и его приспешников, товарищ Электроник делает из каждого стопроцентного смертника. Десяток лучников, упрятанных в башню, с легкостью истребит бесконечное число пехотинцев-камикадзе, которые по каким-то личным соображениям не удосуживаются ни побежать, ни слегка сманеврировать. А на открытом пространстве принцип «отбежал - пострелял в преследователей - отбежал еще - снова пострелял» действует безотказно (дальнобойные юниты вообще занимаются этим без постороннего вмешательства).
Однако гвоздь сегодняшней программы - столбняк. Именно им болеют все без исключения компьютеризированные воины, тупо застывая во время битвы на одном месте и превращаясь в отличную мишень. Точно так же они могут стоять бок о бок с заблудившимися в лесу крестьянами противника, в упор их не видя. Хотя и наши подопечные тоже не отстают, бросаясь на ближайшего врага и отказываясь реагировать на нервные клики управляющего этой оравой идиотов.
Вообще, ведение боев в Warrior Kings заслуживает отдельного разговора. Легкие боевые единицы мрут мгновенно, тяжелые сопротивляются чуть дольше, но все равно отбрасывают копыта на удивление шустро, падая плоской как блин текстуркой и растворяясь прямо на глазах. С одной стороны, и в реальной жизни не очень-то побегаешь со стрелой в ягодице. С другой - для того мы и играем, чтобы уйти от яви.
То, что в идеале должно быть ядром любой стратегии, до сих пор реализовано лишь в единичных проектах. Остальные лишь говорят о бесполезности набегов (rush) кучкой юнитов поувесистей. На деле же ситуация оказывается обратной. Снова лепим максимально возможное количество народу и шагаем вперед. При возникновении непредвиденных осложнений клепаем двойную порцию. Пожалуй, единственным исключением являются осады замков.
В противоположность одушевленным предметам, недвижимость оказывается на редкость прочной. В кои-то веки хоть кто-то сообразил, что разрушить каменную церковь обычными стрелами не так просто. На помощь юному деструктору приходят тяжеловесы с мечами, рукоятками долбящие кирпич или поджигающие ненавистную преграду. Способность крестьян тушить огонь совершенно не спасает - большинство зданий сгорают в считанные секунды. А с распространяющимся огнем и вовсе бороться без толку. Это вам не Stronghold с универсальными колодцами и недремлющими ключницами.
Who’s gonna like it?
К счастью, войны не ограничиваются рукопашными стычками. Рано или поздно придется штурмовать вражескую твердыню, и без осадных орудий тут не обойтись. Атака замка с использованием катапульт, лестниц, таранов и бомбард некоторым образом впечатляет. Могла бы впечатлять еще больше, если бы все вокруг не превращалось в пошаговую стратегию, - толпы участников вводят хваленый движок в ступор.
В определенный момент управлять войсками становится практически нереально, а попасть безбожно тормозящим курсором в отдельную единицу смогут только снайперы. Дешевые спецэффекты производят кучу дыма, окончательно умерщвляющего окружающий мир. Несмотря на убогость воды, аналогичное разочарование ждет и при изучении морских баталий. На какие адские агрегаты делался расчет, непонятно.
Почти все карты в WK имеют весьма солидные размеры. Скачка на лошадях от одного конца до другого отнимает несколько минут реального времени. Попробуйте представить, сколько насекомых может копошиться на такой территории, попутно постреливая друг в дружку всякой шелухой. Увеличение тормозов ближе к финалу миссии наводит на мысль о том, что всякая тварь не умирает насовсем в этом странном мире, а оставляет свой скромный след в нашей памяти.
Грамотная по сути идея глобальных сражений, до сих пор толком не реализованная, могла бы наконец получить окончательное оформление. Но свою роль сыграли поджимавшие сроки, отсутствие нормального финансирования и отвратительное качество тестирования (если таковое вообще было). Самое обидное, что подобная трата ресурсов не оправдана. Уродливые модели всех без исключения объектов, крайне некачественные текстуры и более чем скромные special FX обязаны с улыбкой бегать трусцой на самых средних машинах.
Итогом такого же наплевательства и спешки стало и отвратное качество звукового сопровождения. Местами приятные, но слишком короткие треки, полное отсутствие озвучки даже первостепенных персонажей, куцые позвякивания мечей и свист стрел - все это находится неприлично далеко от пределов фанатских мечтаний и напрочь убивает все впечатление. Full motion video? Забудьте.
А по мелочам даже не хочется и придираться. Конвертирование мужланов-наемников в крестьян-женщин и обратное превращение слабого пола в старика, управляющего телегой, вызывает улыбку. Похожих на обезьян и отъевшихся лягушек чудищ хочется пожалеть как плачущего младенца - несчастные мрут, не успевая осознать свое появление на этом свете. Отстрел крупных особей, неспособных убежать от шустрых лучников, напротив, больше похож на детское порно.
Весьма богатая система развития и апгрейдов захватывает лишь на некоторое время. До тех самых пор, пока по карте можно передвигаться без серьезных проблем. Полностью разобраться получается отнюдь не сразу. Геморроя добавляет бесполезный учебник экскурсионного типа и полнейшее отсутствие подробной справки в электронном виде. Вобрав в себя все возможные достоинства, WK не забыла и о столь же многочисленных недостатках.
Парадокс восприятия
Каждодневные сетования критиков на отсутствие оптимизации и неудачные примеры других кудесников не возымели действия, хотя обязательные похвалы себе любимому, сообщающие о невероятном 3D и бесподобном движке, который все должны срочно купить в трех экземплярах, все же принесли некоторые плоды. Периодические сообщения со словами “Wow!”, “It’s amazing!” и “The best RTS ever seen!”, украшающие официальный форум Warrior Kings, тому подтверждение. Однако общеизвестно, что фриков на свете гораздо больше, чем нормальных людей, и насыпать им пыли в глаза не так уж сложно. Не пора ли и нам примкнуть к их числу? Глядишь, начнем понимать прелесть картин Джеймса Поллака с романтичными названиями типа «Мое дерьмо №1» и шире глядеть на окружающий мир.